Factors of Social Well-Being of the Population of the Region
- Authors: Kuryshova L.N., Fedoseeva M.V.
- Issue: Vol 8, No 9 (2020)
- Section: Статьи
- Submitted: 22.12.2024
- Accepted: 22.12.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/273932
- ID: 273932
Cite item
Full Text
Abstract
The article provides a theoretical analysis of the conceptual studies of the "social well-being" category. The authors propose the groups of factors that affect the formation of social well-being of an individual and/or group. Considering the empirical data, it is concluded that the priority groups of factors that determine social well-being of the population of the region include social and professional factors.
Keywords
Full Text
Социальное самочувствие представляет собой теоретический конструкт, связанный с комплексным изучением жизненных притязаний социально-демографических или профессиональных групп, их адаптационных стратегий, удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности, а также эмоционально-оценочного отношения индивида или группы к значимым событиям в конкретных социальных условиях. Изучение социального самочувствия приобрело особую актуальность в условиях динамично изменяющейся социальной реальности, экономического кризиса, оказывающего негативное влияние на социальное положение и, как следствие, самочувствие населения регионов.
Очевидно, что при всем многообразии подходов, категория «социальное самочувствие» не имеет в современной зарубежной и отечественной социологической традиции однозначной теоретической интерпретации, достаточной методологической и методической базы исследования.
Аналогом термина «социальное самочувствие» в зарубежной научной мысли является категория «социальное благополучие» (social well-being), которое рассматривается на макро – и микроуровне [1]. На макроуровне анализ социального благополучия опирается на ряд социально-экономических индикаторов (состояние здоровья, уровень образования, профессиональная занятость, материальное благополучие, состояние физической среды и т.д.). Микроуровень предполагает рассмотрение социального благополучия индивида преимущественно через призму межличностных коммуникаций и взаимодействия с социумом.
В отечественной социологии накоплен достаточно большой объем теоретических подходов к анализу феномена «социальное самочувствие». Наиболее распространенными среди них являются следующие:
1) Ряд авторов (Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко) полагают, что социальное самочувствие выступает основополагающим элементом общественного (социального) настроения и включает в себя «актуальное знание, эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение». В данной концепции социальное самочувствие представляет собой некую основу исходного структурного элемента для формирования социального настроения личности, ее направленности [7].
2) Социальное самочувствие выступает интегративным показателем удовлетворенности индивида или группы социальными, экономическими, политическими и социокультурными условиями жизнедеятельности в рыночных реалиях (Л. А. Орлова, О. Л. Барская и др.) [4].
3) В рамках подхода, предложенного Л. Е. Петровой, социальное самочувствие трактуется как интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъективных её сторон. Подчеркивается важность объективной интерпретации субъективных представлений индивида о жизненных притязаниях (ценностные конструкты, планы, ожидания и т.д.) и степени их реализации (достигнутый социальный статус, удовлетворенность жизнью в целом) [5].
4) Социальное самочувствие представляет собой состояние переживания по поводу комфортности или дискомфортности своего бытия в социуме (Л. М. Михайловская, О. А. Асланова). Социальное самочувствие индивида зависит от его социального статуса, исполняемых социальных ролей [2]. Важными индикаторами самочувствия выступают состояние здоровья, обустроенность семьи, жизни и быта, характер и качество включенности в социальную жизнь во всех ее сферах, степень удовлетворенности социальными благами, доступными для пользования, а также восприятие и отношение к вышеназванным и другим факторам [3].
Важным аспектом при изучении социального самочувствия населения является определение факторов его формирования. Теоретический анализ концептуальных исследований позволил выделить группы факторов [9], влияющих на социальное самочувствие индивида и/или группы:
– витальные (состояние здоровья, комфортность жизни, экономический статус и материально-финансовая обеспеченность, уровень безопасности, социальная защищённость);
– профессиональные (занятость и условия трудовой деятельности, качество социальных отношений в коллективе, профессиональная самореализация);
– социальные (семейное положение и межличностное взаимодействие, досуговые практики, оценка деятельности власти и уровень доверия к ней, социально-экономическая ситуация в регионе, стране);
– личностные (ценностные ориентации, уровень социальной активности, оценка собственных перспектив).
Эмпирическую базу составляют данные социологического исследования, объектом которого выступило население Республики Мордовия. Исследование проведено ГКУ Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» (при участии авторов) в мае 2018 г. Выборка квотно-пропорциональная, опрошено 1000 человек в возрасте 18 лет и старше, из них 45,2 % мужчин и 54,8 % женщин. Большинство опрошенных имеют высшее и неоконченное высшее образование (61,9 %), начальное и среднее профессиональное образование (29,0 %), основное и среднее (9,1 %).
Витальные факторы. Центральным показателем комфортности жизни индивида или группы является удовлетворенность жилищными условиями. По данным исследования, в той или иной степени довольны своим жильём 74,1 % опрошенных. Доля респондентов, проживающих в собственных квартирах или домах, а не в наемных (служебных) помещениях или на жилплощади родственников, сопоставима с процентом положительных оценок – 74,4 %. Можно предположить, что именно нахождение жилья в собственности субъекта выступает определяющим условием удовлетворенности.
Одним из важнейших показателей социального самочувствия является самоидентификация индивида или группы в социальном пространстве, предполагающая оценку своего актуального социального положения. Субъективные оценки денежных доходов большинства опрошенных свидетельствуют об их невысоком экономическом статусе: около половины имеет достаточно средств только для приобретения необходимых продуктов питания и одежды (48,4 %), а почти треть находится за чертой бедности (30,7 %). Примерно каждый десятый житель региона имеет возможность приобрести товары длительного пользования в любой момент времени (13,3 %). Доля высокодоходных групп населения оказалась меньше статистической погрешности (2,7 %).
Очевидно, что ухудшение материально-финансового положения опрошенных (25,7 % отметили негативные изменения за последний год), неудовлетворенность экономическим статусом (45,6 % респондентов не удовлетворены уровнем дохода своей семьи) создают ощущение нестабильности жизни в региональном социуме, неуверенность в собственном будущем.
Большинство опрошенных положительно оценивает состояние своего здоровья («полностью устраивает» – 19,8 %, «отчасти устраивает» – 54,2 %), однако около трети респондентов обеспокоены тенденцией ухудшения здоровья населения в целом (30,0 %). Это объективно связано с ухудшением экологической ситуации в стране (42,1 %), распространением «социальных болезней» (алкоголизм, наркомания) (32,6 %), появлением новых заболеваний (44,0 %). При этом на субъективном уровне респонденты часто не реализуют простейшие модели самосохранительного поведения: не посещают спортивные объекты (47,5 %), пренебрегают пешими прогулками на природе (24,6 %). Таким образом, здоровье часто рассматривается в качестве инструментальной ценности для реализации социальных и профессиональных функций.
Следует отметить, что значительная доля опрошенных чувствует себя в безопасности (75,5 %), что свидетельствует, во-первых, о высокой степени доверия правоохранительным органам, а во-вторых, о невысоком уровне преступности в регионе.
Профессиональные факторы. Удовлетворенность профессиональной (трудовой) деятельностью является одним важнейших элементов при конструировании социального самочувствия индивида или группы, поскольку репрезентирует уровень реализованности потенций индивида, его ближайший круг социальных связей и отношений. Эмпирические данные свидетельствуют об относительно высоком уровне удовлетворенности респондентов сферой труда: полностью устраивает профессиональная деятельность 36,4 % респондентов, частично – 40,9 %. Лишь каждый десятый участник опроса не удовлетворен своей работой (11,9 %). Основными причинами неудовлетворенности традиционно выступает недостаточное материальное (49,4 %) и моральное стимулирование (40,9 %). Более трети участников опроса отмечают трудности в реализации карьерных стратегий (38,3 %). При этом абсолютное большинство опрошенных в той или иной степени удовлетворены качеством социальных отношений внутри трудовых коллективов (90,8 %) и с непосредственным руководством (83,7 %). Следует упомянуть об имеющейся возможности реализации профессиональных и творческих потенций респондентов (77,7 %) и расширения их профессиональных компетенций (57,4 %).
Таким образом, можно заключить, что высокий уровень удовлетворенности сферой труда оказывает положительное воздействие на социальное самочувствие субъекта. Невысокий уровень заработной платы, характерный для региона с дотационной экономикой, «непрозрачность» кадровой политики и, как следствие, нереализованные карьерные стратегии отчасти компенсируется возможностью развития творческого потенциала, саморазвития, а также «сложившимся» трудовым коллективом.
Социальные факторы. Важным для определения социального самочувствия населения представляется изучение социального фона жизнедеятельности субъекта. Так, по данным исследования, ситуация в региональном социуме имеет противоречивый характер: степень доверия населения властным структурам характеризуется в основном позитивными оценками (14,7 % респондентов высказали полное доверие власти, 22,4 % – частичное), а оценки социально-экономической ситуации и собственного положения, напротив, преимущественно негативными. Это может быть связано со значительным «дистанцированием» власти от населения страны, отсутствием возможности у индивида влиять на принятие управленческих решений и его сосредоточением на вопросах «выживания» в сложившихся социально-экономических условиях.
Кроме того в современном российском обществе наблюдается, так называемая, «социальная анемия», когда недовольство социально-экономической и политической ситуацией в стране часто проявляется не в различных формах протеста, а в пассивном «соглашательстве» и отчуждении от деятельности политических лидеров разного уровня (доля респондентов равнодушных к деятельности властных структур в регионе составила 17,3 %, затруднившихся дать оценку – 18,2 %).
Наиболее значимой социальной проблемой в регионе респонденты традиционно считают перманентный рост цен на продукты питания и услуги ЖКХ (54,2 %), при этом соответствующего увеличения заработной платы часто не происходит. Более трети участников опроса обеспокоены распространением безработицы в регионе (39,9 %). Зачастую трудности в поиске работы связаны с несоответствием запросов соискателей предлагаемым вакансиям на региональном рынке труда. Отметим, что значительная доля участников опроса в той или иной степени (сумма ответов «испытываю сильное беспокойство» и «обеспокоен отчасти») указывают на возможность потери работы (56,3 %). Очевидно, что напряжение, связанное с возможной потерей занятости, препятствует выстраиванию долгосрочных жизненных стратегий.
Социальное взаимодействие на микроуровне – уровне семейных отношений и дружеских контактов – имеет позитивную оценку. Данными сторонами жизни довольны абсолютное большинство респондентов (см. табл. 1). Напомним, что именно качество отношений с семьёй и близким окружением традиционно является одним из центральных показателей социального самочувствия индивида.
Вследствие сложившейся социальной практики, а также в силу недостаточности финансовых средств, большинство респондентов проводят свой отпуск в кругу близких: дома (60,5 %) и/или за городом (на дачных участках, в деревне – 33,3 %). Заграницей отдыхают лишь 4,5 % участников опроса.
Таблица 1. Семейные отношения и дружеские контакты в оценках респондентов, %
Социальное взаимодействие | Полностью устраивает | Частично устраивает | Не устраивает | Затрудняюсь ответить |
На уровне семейных отношений | 60,2 | 24,7 | 8,8 | 6,3 |
На уровне дружеских контактов | 71,6 | 23,0 | 2,9 | 2,6 |
Личностные факторы. Анализ ценностных конструктов участников опроса коррелирует с наиболее значимыми сферами жизни субъекта, реализованность (удовлетворенность) в которых во многом определяет вектор социального самочувствия. Традиционно особую ценность представляет здоровье индивида и его близкого окружения (81,8 %). Значительная доля респондентов указала важность семейных ценностей (74,0 %). Актуальными для участников опроса стали безопасность жизнедеятельности (45,6 %), трудовая деятельность (31,9 %) и материальная обеспеченность (24,6 %). Очевидно, что ценностная матрица респондентов имеет явную субъективную направленность. Доля опрошенных, указавших значимость социальных ценностей (патриотизм, гражданская активность, демократия, солидарность, справедливость и т.д.), не превышает 15,0 %, что свидетельствует о невысокой социальной активности населения.
Социальные ожидания более трети респондентов (37,3 %) связаны с улучшением ситуации во всех сферах жизни в ближайшем будущем. Четвертая часть участников опроса отмечает пролонгированный характер перемен к лучшему, но сохраняет оптимизм (27,8 %). Справедливо полагать, что именно ожидания перемен к лучшему, уверенность в успехе усилий, направленных на их приближение, становится имманентной составляющей оптимистического социального самочувствия. И, наоборот, пессимистическое социальное самочувствие, характеризующееся отсутствием ясного видения перспектив и средств их достижения, снижают социальную активность [8].
Проведенный анализ позволяет заключить, что социальное самочувствие представляет многомерный феномен, детерминированный факторами как объективного, так и субъективного характера. Приоритетными группами факторов, во многом определяющими вектор социального самочувствия населения, являются не только витальные (экономический статус, жилищные условия и т.д.), но и социальные (качество отношений в семье, с родственниками и друзьями) и профессиональные (отношения в трудовом коллективе, с руководством, возможности профессионального развития и построения карьеры). Следует уточнить, что материальные условия жизни должны соответствовать минимальному стандарту: нормальное питание, жилье, возможность приобрести одежду и обувь, и если этими сторонами они довольны, то материальное благосостояние их беспокоит в меньшей степени [6].
Очевидно, что именно низкоресурсные слои населения (невысокий экономический статус, ограниченные потребительские возможности, недоступность туристической мобильности как внутри страны, так и за её пределами и т.д.) попадают в группы риска снижения показателей социального самочувствия. Кроме того, перманентная неудовлетворенность материальным положением и ограниченность социальных возможностей активизирует миграционные настроения (прежде всего среди молодежи – наиболее мобильной и адаптивной к социальным изменениям), что в дальнейшем может привести к ослаблению социального и демографического потенциала региона.
Таким образом, ухудшение показателей социального самочувствия часто приводит к формированию «инертной» жизненной стратегии и ослаблению флексибильности населения в изменяющихся социальных реалиях. Именно поэтому особую важность имеет социальная политика федерального и регионального уровня, направленная на санацию и поддержание различных социально-демографических и профессиональных групп.
About the authors
L. N. Kuryshova
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
M. V. Fedoseeva
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation
References
- Diener Ed., Oishi Shigehiro, Richard E. Lucas. Personality, Culture and Subjective Well-Being: Emotional and Cognitive Evaluations of Life // Annu. Rev. Psychol. – 2003. – Vol. 54. – pp. 403–425.
- Асланова О. А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 59–63.
- Михайлова Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. – 2010. – № 3. – С. 45–50.
- Орлова Л. А. О социальном самочувствии учителей Московской области // Социологические исследования. – 1998. – № 8. – С. 89–94.
- Петрова Л. Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. – 2000. – № 12. – С. 50–55.
- Тихонова Н. Е. Удовлетворенность россиян жизнью: динамика и факторы // Общественные науки и современность. – 2015. – № 3. – С. 19–33.
- Тощенко Ж. Т. Социальное настроение – феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. – 1998. – № 1. – С. 21–34.
- Чугуенко В. М., Бобкова Е. М. Новые тенденции в исследовании социального самочувствия населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2013/06/05/1251218464/Chuguenko.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
- Юскаева М. В. К вопросу о социальном самочувствии преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] // Огарёв-online. – 2013. – № 1. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/soc2013(1).pdf (дата обращения 15.05.2020).
Supplementary files
