Development and implementation of methodology for calculating technological equipment for manufacturing of individual units of freight cars during their design

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the process of developing a methodology for calculating technological equipment for manufacturing of individual units of freight cars. The developed methodology is implemented using a software and information system created by the authors, which is based on the use of ANSYS 2022 and Compass-3D software complexes, as well as Microsoft SQL Server DBMS.

Full Text

В настоящее время в таких отраслях тяжелой промышленности, как авиастроение, автомобилестроение, машиностроение, и в частности, вагоностроение широко применяют CAD/CAM/CAE системы. Например, на предприятии RM-Rail Рузхиммаш при проектировании грузовых вагонов используют систему 3D-моделирования КОМПАС-3D. Одним из основных этапов проектирования вагонов является прочностной расчет их металлоконструкций. Однако именно этот этап на предприятии не автоматизирован. Поэтому было решено разработать методику автоматизированного расчета технологической оснастки, используемой для изготовления грузовых вагонов, с помощью современных CAD и CAE – систем.

Технологическая оснастка представляет собой вспомогательное устройство, предназначенное для реализации технологических возможностей оборудования, или автономно работающее устройство, в котором использованы ручные, пневматические, электромеханические и другие приводы [1]. Конструкцию оснастки выбирают с учетом стандартных и типовых решений для данного вида технологической операции с учетом габаритных размеров изделия, вида заготовки, характеристики материала изделия, точности параметров изделия, технологических схем базирования и фиксации изделий, характеристик оборудования, типа производства [2].

Проектирование технологической оснастки состоит из следующих этапов:

  • создание трехмерной модели;
  • выполнение прочностного расчета металлоконструкции;
  • выбор сечения профиля на основе максимального допустимого значения прогиба конструкции;
  • разработка документации для изготовления технологической оснастки.

Однако, следует отметить, что процесс ручного расчета достаточно сложный и трудоемкий, для экономии времени применяют грубый расчет, в результате которого проектируемое изделие точно отвечает необходимым прочностным характеристикам, что ведет к лишним материально финансовым затратам.

В связи с этим предложим методику, способствующую более быстрому и точному расчету металлоконструкций, представив ее в виде блок схемы на рисунке 1.

 

Рис. 1. Схема разработанной методики.

 

Разработанная методика предполагает совместную деятельность нескольких сотрудников предприятия в рамках одной программно-информационной системы. Диаграмма вариантов использования такой системы представлена на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Диаграмма вариантов использования разработанной системы.

 

 

Основными актерами являются:

  • начальник отдела, который ставит задачи проектирования и принимает окончательное решение о выборе оптимальной модели для проектирования технологической оснастки;
  • инженер-конструктор, выполняющий построение моделей в Компас-3D;
  • специалист по расчетам, осуществляющий выполнение прочностных расчетов в ANSYS

Для инженерных расчетов будут использованы программные комплексы Компас-3D и ANSYS. Для реализации программно-информационной системы будем использовать Microsoft Visual Studio 2022 и Microsoft SQL Server.

Работа с программно-информационной системой начинается с постановки задач сотрудникам отдела. Начальник отдела заходит в свой профиль и в окне задачи заносит запись о новом проекте, при этом инженеру конструктору поставлена задача выполнить построение модели, а специалисту по расчетам – выполнить прочностной расчет. Описанные действия представлены на рисунках 3 и 4.

 

Рис. 3. Назначение задачи инженеру-конструктору.

 

Рис. 4. Назначение задачи специалисту по расчетам.

 

Инженер конструктор авторизуется в программной системе, видит поставленную задачу, меняет статус задачи на принята и выполняет построение модели в системе Компас- 3D. Эти действия представлены на рисунках 5 и 6.

 

Рис. 5. Просмотр поставленных задач инженером-конструктором.

 

Рис. 6. Построение модели в Компас-3D.

 

Далее он переходит в окно «Работа с моделями» и нажимает кнопку «Открыть папку с моделями» для того чтобы перейти в ее расположение. В нее он загружает построенную модель, затем вносит информацию о спроектированной оснастке. После окончания работы над задачей инженер-конструктор меняет статус задачи на «Выполнена». Описанные действия представлены на рисунках 7 и 8.

 

Рис. 7. Окно «Работа с моделями».

 

Рис. 8. Отметка о выполненной задаче.

 

Затем авторизацию в системе проходит специалист по расчетам. Он видит поставленную задачу, меняет статус задачи на принята, выполняет расчет модели в программном комплексе Ansys. Для этого модель из KOMPAS-3D будем импортировать в формате SAT в CAE-пакет ANSYS для дальнейшей работы с ней. Файл SAT - это 3D-модель, сохраненная в формате геометрического моделирования ACIS. Название формата расшифровывается как Standard ACIS Text – Стандартный текст ACIS. Файл содержит описание геометрии 3D-модели в текстовом формате ASCII и может быть просмотрен в простом текстовом редакторе [3].

Прочностные расчеты технологической оснастки, в частности стапеля сборки торцевой стены вагона-хоппера, спроектированной в Компас-3D, будем проводить в пакете программ ANSYS – передовом программном обеспечении для инженерного анализа и численного моделирования. После импортирования модели выполним построение сетки конечных элементов, а также зададим свойства, необходимые для расчета. Оснастка крепится к основанию с помощью четырех опор-ног. При расчете учитывается вес торцевой стены вагона-хоппера, для сборки которой и разрабатывается оснастка, силы, действующие со стороны 22-ух пневмоприжимов, с помощью которых фиксируются детали стены, а также гравитация.

Согласно конструкторской документации, максимально допустимое значение деформации стапельной оснастки при сборке торцевой стены вагона-хоппера составляет 2.5 мм. А как видно из результатов прочностного расчета, деформация составит всего 0.13 мм, что говорит об избыточной прочности проектируемого стапеля, которая ведет к необоснованному использованию материально-финансовых ресурсов. Схема расчета представлена на рисунке 9.

 

Рис. 9. Схема проводимого расчета.

 

Далее специалист по расчетам переходит в окно «Работа с расчетами» и нажимает кнопку «Открыть папку с расчетами для того чтобы перейти в ее расположение. В нее он загружает проект с выполненным расчетом, затем вносит информацию о нем. После окончания работы над задачей специалист по расчетам меняет статус задачи на «Выполнена». Эти действия представлены на рисунках 10 и 11.

 

Рис. 10. Окно «Работа с расчетами».

 

Рис. 11. Отметка специалиста по расчетам о выполненной задаче

 

Начальник отдела видит, что полученная деформация 0.13мм намного меньше предельно допустимого значения, равного 2.5мм и принимает решение о проведении расчетов с сечениями меньшего размера (рис. 12). Сечение балки представлено на рисунке 13. Всего будут рассмотрены 6 альтернативных моделей, размеры их балок приведены в таблице 1.

 

Рис. 12. Просмотр информации о моделях.

 

Рис. 13. Сечение балки.

 

Таблица 1. Предлагаемые сечения для расчетов

Номер

 модели

Внешние

 балки

Внутренние

балки

1

600*200

450*200

2

450*200

450*200

3

450*200

300*150

4

300*150

300*150

5

300*150

200*100

6

200*100

200*100

 

Начальник отдела назначает новые задачи по созданию и расчету моделей из балок, меньших сечений (рис. 14).

 

Рис. 14. Назначение новых задач.

 

После выполнения Начальник отдела видит всю информацию о моделях и расчетах, вносимую сотрудниками (рис. 15, 16).

 

Рис. 15. Информация о моделях (вес полученных конструкций).

 

Рис. 16. Информация о расчетах (деформация в местах фиксации собираемого узла вагона).

 

Полученные значения деформаций и масс альтернативных моделей занесем в таблицу 2.

 

 

Таблица 2. Сравнение характеристик разработанных моделей

Сечение

60

60+45

45

45+30

30

30+20

20

Значение Total Deformation, мм

0,13

0,20

0,28

0,33

0,76

1,04

2,53

Масса модели, кг

2192,7

1601,7

1340,4

1231,6

837,6

702,0

518,2

 

В результате выберем оптимальный вариант – комбинированную модель из 30-ой и 20-ой балок, деформация которой составит 1.04 мм. Сравним модели по массе и стоимости используемых материалов, чтобы посчитать экономию. Масса начальной модели составляет кг, а полученной оптимальной – 702.0 кг. Стоимость двутавровых балок для начальной модели стапельной оснастки составит 206 497 рублей, а для полученной оптимальной 64 084 рубля. Экономия составит 142 413 рублей.

Таким образом, разработанная методика автоматизированного расчета технологической оснастки показала свою эффективность.

×

About the authors

K. S. Bersenev

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

S. A. Firsova

Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Что такое технологическая оснастка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.miriso.ru/article/20170014.html (дата обращения: 12.10.2022).
  2. Проектирование и расчет технологической оснастки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberpedia.su/14x1015e.html? (дата обращения: 17.10.2022).
  3. Файл SAT – чем открыть, описание формата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://open-file.ru/types/sat (дата обращения: 25.10.2022).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Scheme of the developed methodology.

Download (75KB)
3. Fig. 2. Diagram of use cases for the developed system.

Download (159KB)
4. Fig. 3. Assigning a task to a design engineer.

Download (60KB)
5. Fig. 4. Assigning a task to a calculation specialist.

Download (48KB)
6. Fig. 5. Review of assigned tasks by a design engineer.

Download (51KB)
7. Fig. 6. Building a model in Compass-3D.

Download (78KB)
8. Fig. 7. The “Working with models” window.

Download (67KB)
9. Fig. 8. Marking the task as completed.

Download (58KB)
10. Fig. 9. Scheme of the calculation performed.

Download (212KB)
11. Fig. 10. The “Working with calculations” window.

Download (66KB)
12. Fig. 11. The calculation specialist's mark on the completed task

Download (52KB)
13. Fig. 12. Viewing information about models.

Download (64KB)
14. Fig. 13. Beam section.

Download (28KB)
15. Fig. 14. Assigning new tasks.

Download (211KB)
16. Fig. 15. Information about the models (weight of the obtained structures).

Download (123KB)
17. Fig. 16. Information on calculations (deformation at the points of fixation of the assembled wagon unit).

Download (127KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».