Internet meme as a modern tool for visualizing media texts

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The author explores the Internet meme as a cultural artifact that is gaining more and more popularity in the digital environment. The article analyzes the wide possibilities for its application, especially successfully the Internet meme can be used as an illustrative complex of media text, ensuring the attention of the audience and the formation of public opinion.

Full Text

Первые попытки визуализировать информацию относят к 30 тыс. до н.э. С тех пор различные изображения использовались как для передачи информации, ее расшифровки, так и для усиления влияния, дополнения, добавления новых смыслов. Особенно сильно влияние визуализации прослеживается в медиатекстах электронных СМИ. Использование фотографий, инфографики, рисунков не только ускоряет и упрощает восприятие информации, но и позволяет акцентировать внимание на определенных элементах сообщения, выделить наиболее важные, на взгляд автора, смыслы [1].

В современном медиапространстве заполучить внимание аудитории становится все сложнее. Средства массовой информации осваивают новые возможности цифровых платформ, предлагающие современные способы визуализации. Одним из наиболее интересных, на наш взгляд, методов иллюстрирования медиатекста является обращение к интернет-мемам, специфическим единицам цифровой коммуникации, совмещающих в себе две негомогенные части: вербальную и визуальную.

В широком смысле, мем – это единица значимой культурной информации. Этот термин был впервые употреблен в книге Ричарда Докинза «Эгоистичный ген» в 1976 году и употребляется, как правило, в рамках меметики, теории эволюции культуры по аналогии с генетикой, построенной на биологической теории Дарвина.

В узком смысле мем, а точнее интернет-мем, следует определять как культурный артефакт, единицу интернет-коммуникации, сложный интернет-знак, который имеет определенную устоявшуюся, креолизованную форму. Интернет-мемы – это общедоступные аудиальные, визуальные или текстовые объекты, созданные в рамках мемографической практики. Для интернет-мемов характерны анонимность, цифровая форма распространения, репликация (стилистическое сходство с другими мемами и распространение с помощью идентичных или измененных копий). Клаудия Вуллиам в качестве условий существования интернет-мема также называет «эфемерность, апроприацию и комедийное намерение» [7]. Однако Саймон Дж. Эвнин отмечает, что на современном уровне развития мем, изначально являющийся юмористическим текстом, тем не менее, намеренно используется, чтобы сделать что-то не смешным [6].

Сегодня мемы являются важной и неотъемлемой частью интернет-культуры, в целом, без них сложно представить современную цифровую коммуникацию. Шифман утверждает, что мемы – это семейства текстов, которые имеют схожую особенность. Тем не менее, каждое семейство мемов также имеет общие характеристики содержания и формы с другими семействами мемов. Вместе они объединяются в более крупные сети, формируя цифровую культуру в целом [5]. Участвуя в визуализации медиатекста, мемы работают не только как изображение, иллюстрирующее событие, но и выступают в качестве креолизованного текста, воздействуя за счет невербальных инструментов, закладывая дополнительные значения и связывая частное событие со всей массовой культурой и формируя мнение на основе уже заложенного в мем клише. Так, в публикации «Лента.ру» от 06.09.2021 рассказывается, что «шестеро террористов сбежали из самой охраняемой тюрьмы Израиля», при этом для визуализации используется фотография с места событий и текстовая конструкция на основе мема «Вы продаете рыбов?»: «Вы совершаете побег? Нет просто показываю. Красивое…». Учитывая изначально позитивный характер мема, новость, опубликованная СМИ, воспринимается как менее опасная, а действия террористов не считываются определенно, как что-то противозаконное, поскольку бессознательно они ассоциируются с котами из исходного шаблона мема.

Способность мемов снизить ощущение опасности и стресса, вызванное новостью, подтверждает и исследование американских психологов [4]. Эксперимент, в котором участвовало 748 человек, средний возраст которых составил 42 года, показал, что мемы связанные с темой COVID-19, могут значительно снизить уровень стресса у аудитории и справиться с общей тревожностью на фоне пандемии. Терапевтический эффект также показали мемы, на которых изображены дети и животные. Ученые предположили, что это связано с юмористической основой интернет-мемов.

Эмоция – главная составляющая интернет-мема, обеспечивающая  его  вирусность. При этом, мем содержит некую информацию, несет сообщение, большая часть которого скрыта в историческом контексте или памяти человека. Мем актуализирует, структурирует и меняет приоритеты, создавая новую картину реальности [2].

Протомемы: агитационные плакаты, негласные символы государств (такие как «русский медведь» или «Дядя Сэм»), карикатуры и комиксы уже давно используются для визуализации медиатекстов. Однако сегодня происходят изменения подходе к взаимодействию вербальной и визуальной части. В первых медиакомиксах текст, как правило, располагался в нижней части изображения и являлся кульминацией шутки. Развитие цифровых мемов привело к появлению устойчивой визуальной формы, где текст шутки был набран верхним регистром и располагался непосредственно на изображении, занимая около 1/3 площади. Сегодня, в основном благодаря специфике размещения публикаций в социальных сетях, вербальная часть информации располагается в  верхней части поста и является подводкой, а кульминация шутки заключается в самом изображении (иногда вовсе без подписи), собственно интернет-меме [3].

При использовании интернет-мема в качестве иллюстрации к медиатексту можно добиться решения следующих задач:

  • сгладить остроту проблемы, снизить возможность возникновения негативной ответной реакции в обществе;
  • увеличить значимость проблемы, благодаря использованию шаблонов с оценочной, экспрессивной коннотацией;
  • иронично высмеять проблему, тем самым, привлечь к ней внимание;
  • с помощью постиронии вызвать диссонанс в восприятии, благодаря субверсии шаблона.

Чаще всего мем используется с целью разрядить обострившуюся обстановку с помощью юмора. Так, в публикации «Lenta.ru» от 19.02.2022 г. «Замминистра по делам семьи и детства Малайзии заявила, что женщины сами хотят, чтобы их избили» иллюстрация в виде интернет-мема «Как спят девушки. Как спят парни», построенного на противопоставлении и субверсии нарратива, снижает остроту поднятой темы и переводит ее в просто ироничную ситуацию, над которой можно посмеяться.

В паблике «КБ» интернет-мемы напротив чаще используются для придания событию оценочной коннотации. В публикации от 19.02.22г. «Министр иностранных дел Лавров заявил, что мир должен соблюдать “понятия”» мем «Stonks» с эрративом в вербальной части «полимтика» и субверсией в визуальном элементе (3D-модель человека из оригинального мема, объединена с образом  «гопника»). Такой подход призван добиться обесценивания позиции героя мема и высмеять его образ.

Ироничное освещение проблемы прослеживается в рубрике «Медузы» (в реестре «СМИ-иноагентов») «Шапито». Мемы о выборах новогоднего талисмана в Новосибирске «Орангутан Бату» (7 февраля 2022), иллюстрируя конкретное событие, так же подчеркивают недоверие авторов мемов к избирательной системе России.

Пост- и метаиронические мемы редко встречаются в средствах массовой информации из-за сложности их восприятия. Главная их особенность – субверсия структуры мема, нарочитая серьезность или напротив абстрактность. В таком случае неожиданность развязки мема строится не на нарушении логики повествования, напротив, пользователь, ожидающий характерный для мема сюжетный поворот, получает логически обусловленный финал, что вызывает смех уже потому, что происходит субверсия шаблона. В качестве примера можно привести так называемые «добрые» или «правильные» мемы.

Сегодня мемы все чаще используются в качестве метода визуализации. Они позволяют привлечь и удержать внимание аудитории, поскольку отличаются простотой восприятия, высоким уровнем репликации и соответствуют основным требованиям общества постмодернизма: социальная и политическая активность, распространение в цифровой среде, отсылки к важным культурным и историческим феноменам и артефактам. Мемы оказывают значительное влияние на восприятие информации аудиторией, позволяя снизить уровень стресса или напротив увеличить значимость и остроту события.

×

About the authors

V. S. Suvorova

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 5 (360). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-mem-kak-element- vizualizatsii-v-smi (дата обращения 20.02.2022).
  2. Фролов Д. А. Меметика: к вопросу о культурных генах [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2013. – № 7. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/memetika-k-voprosu- o-kulturnykh-genakh (дата обращения 20.02.2022).
  3. Memes: A Microcosm of Art History (Part 3 - Pre-Irony) [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=PaFVLUhruag // (дата обращения 15.02.2022).
  4. Myrick J. G., Nabi R. L., Eng N. J. Consuming Memes During the COVID Pandemic: Effects of Memes and Meme Type on COVID-Related Stress and Coping Efficacy [Электронный ресурс] // Psychology of Popular Media. – 2021. – Режим доступа: https://www.apa.org/pubs/journals/releases/ppm-ppm0000371.pdf (дата обращения 14.02.2022).
  5. Segev E., Nissenbaum A., Stolero N., Shifman L. Families and Networks of Internet Memes: The Relationship Between Cohesiveness, Uniqueness, and Quiddity Concreteness // Journal of Computer-Mediated Communication. – 2015. – Vol. 20, Issue 4. – pp. 417–433.
  6. Simon J. E. Memes and Humor: Reply to Claudia Vulliamy's "What is a Meme?" [Электронный ресурс] // The Philosopher's Meme: [сайт]. – Режим доступа: http://thephilosophersmeme.com/2021/12/30/vulliamy-response (дата обращения 15.02.2022).
  7. Vulliamy C. What Is A Meme? [Электронный ресурс] // The Philosopher's Meme: [сайт]. – Режим доступа: http://thephilosophersmeme.com/2021/11/30/what-is-a-meme/ (дата обращения 15.02.2022).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».