The modern geopolitical structure of the world
- Authors: Bakina E.O., Kharitonova E.P.
- Issue: Vol 11, No 4 (2023)
- Section: Статьи
- Submitted: 19.10.2024
- Accepted: 19.10.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/266835
- ID: 266835
Cite item
Full Text
Abstract
Currently, geopolitics plays a key role as a tool for changing the structure of the world order. This article examines the current state of the geopolitical structure of the world and possible prospects for development with current trends in relations between world powers.
Keywords
Full Text
Полярность в международной системе определяется за счет распределения власти и потенциала. Если на международной арене один лидер, то устройство считается монополярным, при двух – биполярным, а если более – то многополярным (рисунок 1).
Рис. 1. Схемы полярностей [3].
Однополярность (монополярность) в геополитике – это особый тип мирового устройства, характеризующийся тем, что власть сосредоточена (в большей или меньшей мере) в одном центре. Данный расклад политических сил называется гегемонией. Таким образом, властью над всем миром обладает одно государство (сверхдержава) или одно объединение избранных государств, то есть «власть над всей Землей находится в одних руках» [6].
Понятие полярности мира появилось во время «холодной войны». В начале века мир был признан биполярным и разделён на Запад и Восток. На тот момент сверхдержавами считались США и СССР, а остальные как бы были полем их игры (союзники США – НАТО, СССР – Организация Варшавского Договора) (рисунок 2). Уходя на более чем полутора веков в историю, это вечное сопротивление имеет под собой глубокие корни.
Рис. 2. Страны, входящие в НАТО и ОВД до 1990–х гг. (синим цветом обозначены страны, входящие в НАТО, красным – в ОВД) [2].
После распада одного из гигантов – Советского союза положение биполярного мира стало шатким. Тогда и появилось понятие однополярности и, естественно, на место монополиста стали претендовать только Соединенные Штаты Америки. С распадом социалистического лагеря своё действие прекратила и Организация Варшавского Договора, а с течением времени произошло расширение НАТО в восточном направлении, и большая часть бывших стран-участников присоединились к НАТО, переориентировавшись на Запад.
Рис. 3. Расширение блока НАТО после 1990–х гг. [2].
Таким образом, Соединённые Штаты максимально расширили своё влияние, укрепив позиции в качестве единоличного лидера на международной арене, сместив баланс сил в свою сторону.
Однако для современного мира такая однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. И не только потому, что при единоличном лидерстве в современном мире не будет хватать ни военно-политических, ни экономических ресурсов. Но что еще важнее: сама модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально–нравственной базы современной цивилизации [1]. Сложно усомниться в правильности таких взглядов, поскольку концепция однополярного мира перестает быть актуальной в рамках современных реалий.
Таким образом, согласно новым геополитическим реалиям, необходимо формирование совершенно иной системы миропорядка, содержащей в своей основе несколько полюсов сил в противовес стране-гегемону, не превосходящих и не распространяющих своё влияние друг на друга, что в идеале должно способствовать установлению баланса сил.
В настоящее время устройство мира держит курс на многополярность. Это связано с подъемом держав БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Однако здесь же встает закономерный вопрос о перспективах стабильности или нестабильности при многополярном устройстве, ведь четко определенная иерархия власти в однополярном мире сделала Соединенные Штаты почти бесспорным лидером на протяжении многих лет и привела к относительно устойчивому мировому порядку. Очевидно, что наличие и доступность ядерного оружия действительно могут серьезно подрывать глобальную безопасность и в многополярном мире даже для малых и средних держав и негосударственных субъектов.
Как известно, после распада СССР, США остались сверхдержавой. Следовательно, устройство стало монополярным. Есть несколько факторов, которые способствуют и усиливают это непропорциональное преобладание. Географическое положение Соединенных Штатов на протяжении многих лет обеспечивало безопасность страны, штаты изолированы и слишком далеки от потенциальных угроз. Аналогичным образом, после распада Советского Союза теория демократического мира, наряду с утверждением, что две демократии не воюют друг с другом, была оправдана Соединенными Штатами для продвижения и поддержки ответственных либеральных демократий по всему миру [8]. Таким образом, поддержка политики США другими странами сократила количество вооруженных конфликтов. Стоит отметить, что на территории США существует множество внутренних территориальных конфликтов. Но для общемирового порядка эти конфликты мало что значат, по сути, они не представляют потенциальной угрозы для общемировой стабильности.
Другие страны готовы заменить Соединенные Штаты на региональном уровне и могут претендовать на роль сверхдержав в ближайшем будущем. Таким образом, возвращение к многополярному миру, характеризующемуся конкуренцией сверхдержав, – это нечто большее, чем аллегорическая причуда или теоретическая гипотеза, представленная некоторыми учеными, но в ближайшем будущем это будет осуществимо. Этот переход от однополярного к многополярному может повлиять на стабильность будущего мирового порядка.
Как известно, Восточной Азии не характерны региональные союзы. Экономический подъем данного макрорегиона может привести к нестабильности в мире. Есть вероятность возрождения конфликта между Китаем и Японией, в случае если Китай заменит США на мировой арене.
Китай, вооруженный ракетами средней дальности, опасается, что Япония может воспринять его как угрозу и что его исторический союзник США не сможет защитить Японию из-за активного вмешательства США в другие «уголки» мира. Стабильность в регионе представляется еще более труднодостижимой, учитывая, что концепция баланса сил требует аналогичного культурного взаимопонимания, которого не существует между двумя крупнейшими державами Азиатско-Тихоокеанского региона с общими ценностями – Китаем и Японией.
Предполагается и возрастание роли Индии, которая станет новым полюсом к 2050 году [2]. По прогнозам экспертов, уже сейчас Индия имеет все шансы обойти Китай и США по темпам роста экономики. Стоит отметить, что в этом есть и минусы. Постоянный рост может привести к конфликту с Пакистаном, росту нищеты в стране и глобальной эмиграции, что скажется на стабильности и безопасности других стран.
Россия также является потенциальным источником нестабильности. Это связано с большим экспортом нефти и газа в страны Европы, а соответственно она имеет «рычаги давления» [4]. Также у нашей страны большие военные расходы, что, по мнению западных стран, может повлиять на общемировую стабильность. Нестабильные отношения России и США также могут сказаться на общемировом порядке. Несмотря на очевидную нестабильность из-за конкуренции среди сверхдержав при многополярности, это не единственный ее источник.
В настоящее время большую роль в мировом порядке играет военный потенциал, наличие у стран ядерного оружия – именно это может позволить малым и средним регионам влиять на мировую нестабильность. Впервые в истории многополярность будет настолько потенциально нестабильна, как не была никогда. Это, естественно, связано с наличием ядерного оружия. Также большое влияние могут оказывать террористические организации, каких в настоящее время тоже не мало.
Проведение Российской Федерацией специальной военной операции, безусловно, стало катализатором более масштабных и радикальных перемен на мировом уровне. На фоне Украинского кризиса можно наглядно наблюдать, как система однополярного мира постепенно исчерпывает себя, а действующий гегемон теряет свои позиции, несмотря на то, что всё ещё пытается диктовать миру свои условия.
В ответ на новые глобальные вызовы Россия полностью изменила свой геополитический курс и «развернулась» на Восток, найдя поддержку в лице азиатских стран. Опираясь на текущее положение дел, можно сказать, что связи с коллективной Европой, за некоторым исключением (например, Венгрия), фактически разорваны, несмотря на тот факт, что Российская Федерация долгое время выступала ключевым поставщиком газа в Европу и в целом была надёжным партнёром ЕС [4]. В свою очередь, коллективная Европа могла бы так же стать одним из центров влияния, если бы сама не попала под него со стороны Соединенных Штатов. Введённые санкции, направленные на ослабление России, дают эффект обратного действия и истощают экономику самих европейцев, что действует только на руку США. Восемь пакетов антироссийских санкций привели Европу к энергетическому кризису. Кроме того, и внутри самого ЕС наблюдаются серьёзные разногласия. Отношения между Западом и Востоком внутри Евросоюза «трещат по швам». Лидеры «ключевых» стран не находят взаимопонимания, каждый из них следует своим интересам, забывая, с какими целями было создано единое европейское сообщество. И если рассматривать худший из вариантов развития событий – с течением времени Союз может просто прекратить своё существование.
Стоит отметить, что Российская Федерация занимает первое место в мире по наложенным на неё санкциям. Против России введено более 10 тыс. санкций – это больше, чем против КНДР и Ирана, следует из базы данных по отслеживанию санкций Castellum.ai [2]. На конец 2022 г. было введено девять пакетов санкций.
Кроме того, российская сторона располагает официальным списком недружественных государств, опубликованным на сайте Кремля. В данный перечень вошли: Австралия, Албания, Андорра, Великобритания, включая Джерси, Ангилью, Британские Виргинские острова, Гибралтар, государства – члены Европейского союза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан–Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань (Китай), Украина, Черногория, Швейцария, Япония [8]. Из рисунка 4 можно заметить, что бывшие союзники распавшегося СССР по ОВД, а именно страны Центрально-Восточной Европы, позднее присоединившиеся к НАТО, теперь находятся в полной конфронтации с Россией. Это говорит о том, что попытка Соединённых Штатов распространить своё мировое влияние путём расширения НАТО имела успех.
Рис. 4. Недружественные России страны и территории [2].
Однако, несмотря на обилие противников, Россия всё же «обзавелась поддержкой». Безусловно, самым надёжным партнёром является Республика Беларусь, которая также оказалась под санкциями из-за своих пророссийских взглядов, но даже несмотря на это заметно, что эта страна не собирается менять свой курс. Также можно отметить государства, входящие в Организацию Договора о коллективной безопасности, однако некоторые из них, например, Армения, всё же колеблются в своих взглядах, заявив о готовности поддержать санкции. Что немаловажно, члены БРИКС также остаются на российской стороне. Сюда же можно отнести некоторые страны Латинской Америки, например, Мексика вообще отказалась вводить антироссийские санкции, как и часть стран Юго-Западной Азии – например, Иран, Пакистан и Турция (рисунок 5). Суммарно, население стран, воздержавшихся от санкций или поддержавших Россию, составляет примерно 50% от всего населения Земли.
Рис. 5. Страны, поддержавшие Россию и/или отказавшиеся вводить санкции [11].
Поддержка со стороны таких держав как Китай и Индия, потенциальных мировых полюсов силы, имеет гораздо больший вес, чем все западные ограничения, что ещё раз доказывает, что монополярная система «дала сбой». Кроме того, пока США всеми силами пытаются устранить Россию, выделяя крупные суммы на оружие Киеву, они рискуют отдать статус «первой экономики мира» КНР. Китайская экономика восстанавливается гораздо быстрее американской, кроме того, политика Китая в сфере внешней торговли является весьма эффективной и может быть использована в качестве примера государствами, которые хотят увеличить объемы экспорта и развить внешнеторговые связи. Если такая тенденция продолжится, в недалеком будущем Китай, вероятнее всего, станет одним из главных центров силы.
В результате, практически невозможно опровергнуть тот факт, что на данный момент происходит постепенная смена мирового порядка, однако он только формируется, и назвать его чётко «многополярным» пока нельзя, это скорее его предпосылки. Мир переживает переломную эпоху, когда старый порядок ещё не до конца разрушен, а новый ещё не вступил в свои права. Так или иначе, США пытаются сохранить за собой мировое господство, но объективно уже не справляются со статусом единоличного лидера.
Таким образом, в текущей ситуации стабильность мира зависит не только от стран–лидеров, как это было ранее. Наступает новая ситуация для Запада, когда он теряет авторитет на мировой арене, уступая место более прогрессивным державам. Происходит падение «империи лжи» и ослабление железной хватки «западных объятий». Отражение нового будущего геополитики – это многополярный мир. Хорошо это или плохо – покажет только время.
About the authors
E. O. Bakina
Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
E. P. Kharitonova
Email: ogarevonline@yandex.ru
References
- Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 20.03.2023)
- Багдасарян В. Э. Россия – Запад: цивилизационная война: монография. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. – 410 с.
- Грачев М. Н. Хрестоматия по геополитике: учебное пособие. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 458 с.
- Данилов Д. А. Политические отношения Россия – ЕС: эволюция и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. – 2021. – Т. 14. Вып. 2. – С. 121–138.
- Замятин Д. Н. Власть пространства и пространство власти: Географические образы в политике и международных отношениях. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 126 с.
- Кефели И. Ф. Судьба России в глобальной геополитике. – СПб.: Северная Звезда, 2004. – 221с.
- Кокошин А. А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. – М.: Европа, 2006. – 154 с.
- Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 479 с.
- Миньяр-Белоручев К. В. Мировая геополитика. – М.: Проспект–АП, 2006. – 457 с.
- Перечень недружественных России стран и территорий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/44745/ (дата обращения: 18.02.2023).
- Подлесный П. Т. Новый миропорядок для XXI века: взгляды из Вашингтона и интересы России: монография. – М.: Весь Мир, 2022. – 218 с.
Supplementary files
