Use of the national system of mandatory digital labeling of goods in the economy

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the advantages of using the «Honest Sign» system in the Russian economy for all participants in the market mechanism. Data is provided on groups of goods subject to mandatory identification on packaging and the number of registered user participants. An assessment of the «pros» and «cons» of this system is given.

Full Text

Сбыт нелегальной продукции является серьезной экономической проблемой в России, которая ведет к финансовым убыткам организаций и ставит под сомнение не только ее репутацию, но и конкурентоустойчивость на внешнем и внутреннем рынках. Распространение и реализация контрафактов характерны и для других стран мира, а потребителю их приобретение может нести угрозу для здоровья. Это актуализирует тематику исследования, связанную с необходимостью применения национальной системы обязательной маркировки товаров для государства, производителя и покупателя.

В декабре 2017 г. Президент России В. В. Путин одобрил инициативу Правительства страны о создании до 2024 г. на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ)национальной системы цифровой маркировки товаров. Уже в следующем году Министерство промышленной торговли России провело статистический анализ контрафактной продукции, который позволил выявить около 6 млн нелегальных товаров на общую сумму в 5,2 трлн руб. (в частности, в легкой промышленности доля незаконного оборота товаров составила 35%, на рынке парфюмерии – 20, лекарственных средств – до 10%) [7]. «Спусковым механизмом» для обеспечения комплексного подхода к изменениям в отношении маркировки и прослеживаемости движения товаров стало специальное распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 г. № 2963-р с описанием жестких требований к маркировке товаров [2].

В 2018 г. в России законодательно утверждена национальная система маркировки продукции «Честный знак». Маркировка – это процесс нанесения уникальных цифровых кодов (знаков) на упаковку товаров и их регистрации в централизованной базе данных, который гарантирует их подлинность и качество. Ее отсутствие на продукте, подлежащем обязательной маркировке, свидетельствует о его подделке. Основная задача этой системы – борьба с контрафактной и некачественной аналогичной продукцией с императивом повышения уровня безопасности населения страны.

Двумерный матричный штрих-код Data Matrix (черно-белые элементы или элементы нескольких различных степеней яркости, обычно в форме квадрата) является своеобразным электронным паспортом товара. С его помощью потребители могут получить подробную информацию о товаре из единого каталога системы, включая место и время его производства, срок годности, цепочку поставок и место реализации (ее нельзя удалить или дополнить) [5]. В отличие от обычных бумажных наклеек, цифровые коды практически невозможно подделать. Когда покупатель приобретает тот или иной товар, код становится недействительным и изымается из обращения, что также отображается в национальной системе маркировки продукции [4].

При этом регистрацию проходят все товары, и произведенные внутри нашей страны, и импортные. Это было введено в рамках Соглашения ЕАЭС от 29.05.2019 г. (г. Нур-Султан, Казахстан) и распространяются сейчас на Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и РФ [1]. Кстати, к импортным товарам, подлежащим обязательной маркировке, отнесены 10 категорий: медикаменты, табак, изделия легкой промышленности, обувь, молочная продукция, вода, шубы, духи и туалетная вода, покрышки и шины, фотоаппараты и лампы- вспышки. В России к выше перечисленным группам добавляются медицинские изделия, пиво, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, антисептики, кресла-коляски (они охватывают порядка 15% несырьевого ВВП РФ).

Предполагается плавное вхождение в данную закодированную цифровую систему маркировки, поскольку за короткий срок попросту невозможно обеспечить регистрацию всех производимых в стране категорий товаров. Уже запущен ряд пилотных проектов по следующим товарным позициям: радиоэлектроника, оптоволокно, металлопродукция из титана, фармсырье, лекарства, препараты для ветеринарии, растительные масла, отдельные виды консервов, икра осетровых и лососевых рыб, корма для животных, технические средства реабилитации, парфюмерно-косметическая продукция, детские игрушки, бытовая химия. По данным сайта «Честный знак», по состоянию на март 2024 г. в национальной системе России зарегистрировано 1 502 440 участников [9] (рис.).

 

Рис. Количество участников оборота товаров по группам.

 

Данные, приведенные на диаграмме, свидетельствуют о том, что наибольшее количество участников зафиксировано в группе молоко (260 660 пользователей, или 17,35%), упакованная вода (224 060, или 14,91), легкая промышленность (188 320, или 12,53), наименьшее – изделия из меха (11 780, или 0,78), фототехника (3 863, или 0,26), фармацевтическое сырье и лекарственные средства (57 пользователей, или 0,004%).

С 1 апреля 2024 г. запланирован постепенный ввод режима проверки на кассе для товаров, нуждающихся в маркировке, что должно привести к запрету реализации введенных в указанную систему сельхозпродуктов. Кассовое программное обеспечение автоматически выдаст ошибку и уведомит о ней на экране монитора. Т. е. отныне это не будет зависеть от личного желания/нежелания продавца. Более того, не получится сбыть товар в случае, если: в системе отсутствуют информация о маркировке, его вводе в оборот (выводе из оборота), нанесении кода маркировки, об истечении срока годности, о запрещении к реализации по решению органов государственного контроля (надзора), цене реализации (которая ниже или выше максимальной розничной цены), коде проверки маркировки, не соответствующем характеристикам средства идентификации [6].

Вышеперечисленные факторы способствуют соблюдению правил продажи маркированных товаров не только продавцу и покупателю, но и государству. Благодаря цифровому механизму контроля маркировки «Честный знак» ввоз и допуск продукции к реализации упрощают процесс налогообложения, предоставляют налоговым службам России дополнительную информацию о плательщике, что позволяет точнее рассчитать и спрогнозировать риски налогообложения, снижает административную нагрузку налогоплательщиков. С ее использованием налоговые органы получают информацию о движении и продаже товаров в онлайн-режиме, все налоги и сборы начисляются автоматически [5]. Только за последние 5 лет (в 2019 – 2023 гг.) налоговые поступления в федеральный бюджет РФ увеличились на 471 млрд руб. [8].

В настоящее время в системе могут регистрироваться только предприятия, чей ассортимент товаров включен в обязательную базу их маркировки. Главным условием для заказа маркировочного кода и знака является отсутствие задолженностей по налоговым сборам у организации. Другими словами, использование маркировки «Честный знак» – это дополнительный способ борьбы государства с неплательщиками налогов. Данная система шифрования обеспечивает надежную защиту маркированной продукции, позволяет легко сканировать код Data Matrix, даже если он поврежден, и вместить оптимальное количество информации для потребителей.

Для каждого участника рыночного механизма (потребителя, государства, предпринимателя) цифровая система «Честный знак» имеет свое значение:

  • для потребителя это гарантирует каждому гражданину право на достоверную информацию о качестве приобретаемого товара и его безопасности, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей»;
  • внедрение обязательной маркировки направлено на сокращение доли нелегального предпринимательства, что ведет к увеличению налоговых и таможенных поступлений в государственный бюджет, снижению затрат на контроль товарного рынка за счет более эффективного надзора;
  • это избавляет бизнес от недобросовестных производителей, способствует естественному повышению конкурентоспособности честных предпринимателей и в целом нацелено на оптимизацию производства, снижение издержек и полный доступ к электронной базе движения товаров по транспортно-логистическим хабам России и стран ЕАЭС [3].

Однако следует назвать и недостатки подобной системы.

Несмотря на то, что оборудование для цифровой маркировки товаров предоставляется «Оператором-ЦРПТ», для его эффективной работы требуются квалифицированные специалисты и сторонние технические средства. Кроме того, внедрение системы маркировки увеличивает производственные затраты, а, значит, и рост цен на товары для потребителей.

Следует учитывать и возможность технических ошибок, и сбоев в самой системе, которые могут нарушить логистические процессы и привести к задержкам в работе.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить: «Честный знак» – современный эффективный инструмент государственного контроля, который позволяет бороться с некачественной и незаконно ввезенной продукцией, а также с недобросовестными предпринимателями и импортерами. Полный переход к нему повысит прозрачность национального рынка для государства и потребителей.

×

About the authors

Irina V. Pavlova

National Research Mordovia State University

Author for correspondence.
Email: pavlova.irina8@mail.ru

Студентка aграрного института направления подготовки «Ландшафтная архитектура, декоративное растениеводство»

Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005

References

  1. О развитии Евразийского экономического союза (ЕАЭС/ЕВРАЗЭС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mid.ru/ru/foreign_policy/evraziyskaya_economicheskaya_ integraciya (дата обращения: 06.03.2024).
  2. Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 2963-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/18rs2963 (дата обращения: 05.03.2024).
  3. Романова В. В. Система «Честный знак» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=49315165 (дата обращения: 09.03.2024).
  4. Система «Честный знак»: все о получении и оплате кодов маркировки товара [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fkfd.ru/news/sistema-chestnyy-znak-vse-o- poluchenii-i-oplate-kodov-markirovki-tovara (дата обращения: 06.03.2024).
  5. ЦРПТ представил бренд Единой национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров – «Честный знак» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.crpt.ru/news/1/245 (дата обращения: 09.03.2024).
  6. Честное сообщество. Разрешительный режим на кассах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://markirovka.ru/community/rezhim-proverok-na-kassakh/rezhim- proverok-na-kassakh (дата обращения: 09.03.2024).
  7. Честный знак. Национальная система цифровой маркировки. Вопрос ответ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/vopros- otvet (дата обращения: 05.03.2024).
  8. Честный знак. Национальная система цифровой маркировки. Мантуров заявил, что поступления налогов в бюджет от маркировки достигли 471 млрд рублей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/info/news/manturov- zayavil-chto-postupleniya-nalogov-v-byudzhet-ot-markirovki-dostigli-471-mlrd-rubley (дата обращения: 09.03.2024).
  9. Честный знак. Национальная система цифровой маркировки. Список участников оборота товаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn-- 80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/business/spisokuot (дата обращения: 06.03.2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. Number of participants in the turnover of goods by groups.

Download (179KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».