Евразийский экономический союз: направления и перспективы сотрудничества
- Авторы: Макаров М.Р.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 24.07.2024
- Статья одобрена: 24.07.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/260413
- ID: 260413
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проанализированы основные тенденции и перспективы экономической и международной интеграции стран в рамках Евразийского экономического союза. Рассматриваются как достигнутые результаты сотрудничества, так и будущие интеграционные проекты.
Полный текст
В мировой экономике на современном этапе развития международных отношений отчётливо наблюдается усиление тенденций как регионализации, так и глобализации. В результате чего в рамках экономического развития отдельных государств приобретает всё большее значение их международная интеграция в региональные объединения и союзы. Одним из влиятельных и значимых интеграционных объединений как в Евразии, так и на постсоветском пространстве, безусловно, является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Он представляет собой союз, который был создан с целью обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведения скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. На данный момент в состав союза входят пять государств – Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия, а также государства-наблюдатели в лице Молдавии, Узбекистана и Кубы [1].
Тенденции и перспективы развития союза на этапе его зарождения в своих работах рассматривали И. А. Рождественская и Е. И. Москвитина [5]. Возможные риски интеграции и проблемы экономического взаимодействия между странами участницами изучал Н. С. Зиядуллаев [2]. Тенденции и перспективы экономического развития на современном этапе анализировал Б. О. Кусаинов [3].
С момента своего создания в 2015 году и до сегодняшнего дня ЕАЭС позиционировал себя исключительно как экономический интеграционный проект, призванный в первую очередь содействовать экономическому росту и развитию стран-членов. Ввиду напряжённых отношений между Россией и странами Запада международная реакция на момент образования союза была неоднозначной. Поэтому в договоре о создании ЕАЭС отдельно отмечалась исключительная экономическая направленность союза без декларирования каких-либо политических целей. Данное обстоятельство по сути своей стало определяющим рамки и направления сотрудничества стран-членов. Из всех провозглашённых целей и задач можно выделить несколько основных, в достижении которых на текущий момент удалось достичь наибольших результатов [1].
Первые годы функционирования союза характеризовались международной напряжённостью, а также кризисным состоянием мировой экономики, что выражалось в высоком уровне инфляции, особенно в странах постсоветского пространства. Также наблюдались существенные дисбалансы в структурах торгового баланса и валютного рынка. Такое состояние мировой конъюнктуры определило одну из главных целей ЕАЭС — достижение макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости. В качестве конкретных задач в рамках этой цели предполагалось к 2020 году добиться устойчивого роста технологического развития, увеличить диверсификацию товаров и услуг, экспортируемых странами-членами в тех областях, в которых это возможно. В остальных случаях необходимо было модернизировать производства с помощью новейших автоматизированных продуктов машиностроения. Эти действия в совокупности с проведением единой финансовой и денежно- кредитной политики со временем должны были привести к нормализации валютно-денежных балансов стран-членов союза, а также к таргетированному снижению инфляции до благоприятных уровней, не мешающих экономическому развитию. При согласованном выполнении всех этих задач как в рамках ЕАЭС, так и для каждого отдельного государства-участника, должна была быть достигнута заявленная цель по установлению макроэкономической стабильности [1].
Значимость данного направления сотрудничества как начала интеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС сложно переоценить. Макроэкономическая стабильность является важнейшим и обязательным условием для устойчивого экономического роста, который по своей сути и является главной целью существования союза. Поэтому представляется вполне логичным и оправданным направить первоначальные усилия на достижение этой цели. Работа в этом направлении началась сразу же после официального оформления союза, однако, поскольку он не вмешивается напрямую в детальность финансовых регулирующих органов и не обязывает страны-участницы принимать общую для всех наднациональную политику, каждая из них самостоятельно разрабатывала новые механизмы регулирования. В 2015 году в России, Белоруссии и Казахстане инфляция находилась примерно на одном уровне (12 %), поэтому они направили совместные усилия для усовершенствования инструментов денежно-кредитной политики. Результатом этих усилий стало оформление согласованной политики ЕАЭС в области разработки антициклических и стимулирующих мер. Страны союза на уровне регулирующих финансовых органов договорились проводить эффективную макроэкономическую политику по управлению инфляцией, а также спросом и предложением на валюту и товары внутри союза. Одной из основных мер стабилизации на первоначальном этапе было создание значительных золотовалютных резервов при одновременном сокращении внешнего международного долга [5]. Для достижения данной цели странам ЕАЭС потребовалось около трёх лет. При этом начиная с 2015 года и вплоть до 2018 года наблюдалось устойчивое и планомерное снижение инфляции и сокращение долга государств – членов союза. Как упоминалось ранее, в 2015 году средний совокупный уровень инфляции составлял 12 %, в 2016 он опустился до 9 %, а в 2017 — до комфортных и приемлемых для экономики 5 % и оставался на таком уровне вплоть до 2021 года. По этому показателю устойчивой инфляции ЕАЭС можно сравнить с Европейским союзом (ЕС), который традиционно считается оплотом финансовой стабильности, и это притом, что его страны-члены являются преимущественно экономически развитыми государствами, для которых характерна низкая устойчивая инфляция. Страны- участницы ЕАЭС, наоборот, являются развивающимися, поэтому для них характерна повышенная инфляция с периодами определённой нестабильности. Таким образом, можно однозначно сказать, что в рамках направления по достижению макроэкономической стабильности в пределах ЕАЭС страны-участницы добились по-настоящему выдающихся результатов, при этом также сократив и внешний государственный долг в среднем до 30% от ВВП, что почти в три раза меньше общемирового показателя в 80%. Также стоит отметить, что механизмы по реагированию на экстренные ситуации и кризисы, разработанные в рамках союза, показали себя с лучшей стороны и в 2022 году после введения в отношении России беспрецедентных западных санкций. Они были нацелены преимущественно на разрушение именно финансовой стабильности и банковской системы, но предпринятые финансовыми регуляторами меры и действия, которые были разработаны ещё в 2015 году в рамках ЕАЭС, позволили максимально мягко пережить этот удар и сохранить целостность системы [6].
Другим значимым направлением развития, в рамках которого на данный момент удалось достичь серьёзных результатов является развитие инфраструктуры на всём пространстве ЕАЭС. Поскольку одной из главных целей союза является повышение транспортной доступности для перемещения людей, товаров и услуг, направление усилий на развитие инфраструктуры объявлялось одним из приоритетных направлений сотрудничества. Важно отметить что стратегическое значение инфраструктуры было очевидно ещё до официального оформления ЕАЭС, поэтому после его создания у многих стран-членов уже были разработаны национальные планы развития транспортных сетей сообщения. В рамках союза на базе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в первую очередь велась работа по гармонизации транспортного законодательства стран-участниц в области регулирования перемещения товаров и услуг как на национальном, там на союзном уровне. С достижением этой цели началась разработка совместных конкретных планов и проектов по строительству инфраструктурных объектов и транспортных логистических коридоров, в частности, казахстанских (морской порт Актау и морской порт Курык) и российских портов (морской порт Калининград, морской порт Махачкала, морской порт Новороссийск, морской порт Усть- Луга). При этом деятельность в этом направлении не ограничивалась только самим ЕАЭС: предпринимались также определённые усилия для заключения и участия в международных договорах, в частности, с Китаем в рамках его инициативы «Один пояс, один путь» [7].
На текущий момент можно сказать, что в рамках этого направления страны ЕАЭС добились больших успехов, в равной степени развивая транспортную инфраструктуру на всей территории союза. Во многом результативность работы по данному направлению обосновывает появление ещё более крупных проектов и программ развития в этой области. Так, по результату доклада ЕЭК в 2022 году, страны-члены союза заявили около 20 масштабных инфраструктурных проектов. В частности, Армения планирует реализацию проекта по строительству автодорожного коридора «Север – Юг» протяжённостью 556 км, в который входят строительство дорожных участков между Арташат – Сисиан и Сисиан – Каджаран, а также строительство МТК «Север – Юг», созданный для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива через Каспийский регион и далее в Северную и Западную Европу. Казахстаном был заявлен масштабный проект по электрификации железнодорожного участка «Луговая – Балыкчи» протяжённостью в 321 км. Предполагается за счёт наличия мощной гидроэнергетической сети Киргизии перевести действующие составы с дизельного топлива на электроэнергию. Также в настоящее время кыргызская сторона предлагает включить в проект строительство железной дороги «Балыкчи – Кочкор – Кара-Кече – Макмал – Джалал-Абад». Ожидается, что реализация этого проекта окупится за счет ежегодной экономии эксплуатационных расходов, получаемой за счет применения в качестве энергоносителя электроэнергии вместо дефицитного и дорогостоящего дизельного топлива и других ГСМ, а также реализации более высоких скоростей движения поездов при электрической тяге, уменьшения затрат на ремонт и амортизацию подвижного состава, уменьшения ущерба от загрязнения окружающей среды. Россия же в качестве масштабных будущих проектов заявила строительство участка частной автомагистрали «Меридиан» протяжённостью 1 411 км, проходящей также через территорию Белоруссии и Казахстана. Реализация проекта предусмотрена в период с 2026 года в рамках пятилетнего плана дорожной деятельности на период 2023–2027 годов [7].
Перечисленные проекты представляют собой лишь часть наиболее значимых объектов транспортной инфраструктуры, нацеленных на содействие и облегчение перемещения людей, товаров и услуг между странами-участницами союза. Однако даже этого достаточно, чтобы оценить масштабы и перспективы работы в рамках этого направления. Положительная динамика выражается, например, в ежегодном увеличении грузоперевозок всеми видами транспорта (в ЕАЭС в 2021 году они увеличились на 2,2% по сравнению с 2020 годом), а также в увеличении перевозки пассажиров в среднем на 2% год к году. Реализуемые проекты в большинстве своём затрагивают сразу несколько стран союза, тем самым лишь укрепляя экономические взаимосвязи и содействуя дальнейшей интеграции. Таким образом, углубление и масштабирование взаимодействия в области транспортной инфраструктуры является одной из наиболее приоритетных сфер сотрудничества в рамках ЕАЭС [4].
Кроме этого, при сохранении текущих тенденций мировой экономики и международных отношений другим наиболее перспективным направлением сотрудничества для Евразийского союза может стать торгово-экономическое сближение со странами Востока, в частности, с Китаем. На данный момент ЕАЭС уже ведёт сотрудничество с этой страной, в особенности, в транспортной и энергетической сферах. Выражается оно в совместном финансировании различных объектов, например, «Сахалин-2» и железнодорожный «Северный широтный ход». Однако сотрудничество во многом ограничивается лишь двухсторонними соглашениями между Россией и Китаем по конкретным вопросам и отдельным узким направлениям, которые не затрагивают остальных участников союза. При условии напряжённости со странами Запада возможности по привлечению инвестиций в страны союза существенно снизились, поэтому в рамках политики переориентации на Восток расширение масштабов сотрудничества с Китаем представляется перспективным направлением развития международного взаимодействия ЕАЭС [4].
Таким образом, при изучении ЕАЭС можно сказать, что он в значительной степени является образцовым примером региональной интеграции. Главные цели, заявленные в официальных документах, в частности, достижение и поддержание макроэкономической стабильности, а также содействие и облегчение перемещения людей, товаров и услуг на территории союза, успешно достигаются. Страны-участницы совместными усилиями разработали эффективные механизмы и инструменты по сдерживанию роста инфляции и частой смены фаз экономического цикла. За годы существования союза на всей его территории были построены сотни километров железных и автомобильных дорог и других объектов инфраструктуры, которые существенно увеличили возможности по транспортировке товаров по единому рынку. При этом, несмотря на достигнутые результаты, у ЕАЭС ещё остаётся множество перспективных направлений для сотрудничества как на региональном уровне по углублению интеграции между странами-участницами, так и на международном – в форме расширения взаимодействия с Китаем не в рамках двухсторонних соглашений, а с привлечением масштабных инвестиций во все страны ЕАЭС.
Об авторах
Макар Ринатович Макаров
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: a89271872270@yandex.ru
Студент четвёртого года обучения направления подготовки «Политология» Историко-социологического института
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) (ред. от 09.12.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855 (дата обращения 29.03.2024).
- Зиядуллаев Н. С. Формирование Евразийского экономического союза: риски и шансы в период турбулентности // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. – № 5. – С. 3–18.
- Кусаинов Б. О. Тенденции и перспективы развития Евразийского экономического союза // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 13. – С. 670–675.
- Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/ dep_makroec_pol/oner2030.php (дата обращения 29.03.2024).
- Рождественская И. А., Москвитина Е. И. Современные направления экономического сотрудничества стран-членов Евразийского экономического союза: результаты и перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 9. – С. 50–62.
- Статистика ЕАЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat (дата обращения 29.12.2023).
- Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_razv_integr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php (дата обращения 29.03.2024).
Дополнительные файлы
