Самообразование в повышении квалификации преподавателей вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Императив развития Российской Федерации как суверенного государства требует поиска новых точек прорыва в науке, экономике, общественной организации и в образовании. В этом контексте актуальным становится критический анализ традиционных форм организации системы образования и ее отдельных областей. Целью исследования является попытка обоснования нового понимания самообразования по сущностным характеристикам деятельности и определение возможности включения формата самообразования в образовательную практику, в частности в повышение квалификации преподавателей технического университета. Использован метод педагогического эксперимента с фокус-группой преподавателей различной специализации, в котором личностное развитие слушателей предваряло аспекты развития общепрофессионального. Для обеспечения формата самообразования слушателям предоставлялись для выбора средства самотестирования персональных характеристик, база информационных материалов, охватывающих инновационные методы и инструменты преподавания, ставились условия автономной работы в течение определенного временного периода, формы самоотчета и внешней оценки результатов. Анкетирование слушателей, окончивших курс повышения квалификации, показало, что для большей части преподавателей включение формата самообразования в процесс проведения курса является целесообразным, особенно в условиях холистического характера научно-исследовательской, образовательной и организационной деятельности преподавателей высшей школы.

Об авторах

Вячеслав Алексеевич Стародубцев

Томский государственный педагогический университет

Email: starodubtsev_v_a@tspu.ru
доктор педагогических наук, профессор Томск, Россия

Евгения Владимировна Исаева

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Email: naiden@tpu.ru
кандидат филологических наук, доцент Томск, Россия

Ольга Борисовна Лобаненко

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Email: piv@tpu.ru
старший преподаватель Томск, Россия

Список литературы

  1. Педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts.ru/termin/samoobrazovanie.html (дата обращения: 10.05.2024).
  2. Фахрутдинова Г. Ж., Галимов А. М., Зотова Ф. Р., Тихонова З. А. Развитие самообразовательной компетенции обучающихся в старших классах // Современное педагогическое образование. 2022. № 5. С. 225-227. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samoobrazovatelnoy-kompetentsii-obuchayuschihsya-vstarshih-klassah (дата обращения: 10.05.2024).
  3. Русакова В. Н. Саморазвитие и самообразование педагога как необходимое условие его педагогической подготовленности к современным требованиям организации образовательного процесса. URL: https://sba.ru/conf-posts-2022-06/tpost/vhrngat0b1-samorazvitie-i-samoobrazovanie-pedagoga (дата обращения: 10.05.2024).
  4. Черепанов Н. П., Титаренко И. Ю. Управляемое самообразование как основная модель повышения квалификации муниципальных чиновников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 5. С. 47–55.
  5. Кулюкина А. С. Самообразование педагога. URL: https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2021/06/24/samoobrazovanie-pedagoga (дата обращения: 10.05.2024).
  6. Иванова С. В. Самообразование учителя. URL: https://www.menobr.ru/article/65641-samoobrazovanieuchitelya (дата обращения: 10.05.2024).
  7. Самообразование преподавателя. URL: https://lala.lanbook.com/tpost/fzndztzyz1-samoobrazovanieprepodavatelya (дата обращения: 10.05.2024).
  8. Методические рекомендации по самообразованию. URL: https://www.sinaya-ptica.tomsk.ru/metodich/4prepods/samoobr (дата обращения: 10.05.2024).
  9. Тарасова О. Г. Самообразование педагога – главная составляющая учебного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 5. С. 156–159.
  10. Mihai O. I. Self-education and lifelong learning // IJASOS – International E-journal of Advances in Social Sciences. 2021. Vol. 7, iss. 19. P. 142–145.
  11. Pithouse-Morgan K. Self-study in Teaching and Teacher Education: Characteristics and contributions. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X22002554 (дата обращения: 10.05.2024).
  12. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1197–1200. URL: https://moluch.ru/archive/114/29876/ (дата обращения: 10.05.2024).
  13. Цикл Колба: что это и как его применять в корпоративном обучении. URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/kolb-cycle (дата обращения: 10.05.2024).
  14. Стародубцев В. А., Родионов П. В. Волонтерские сообщества – школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 4. С. 86–92.
  15. Мазниченко М. А., Папазян Г. С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтерской деятельности // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 103-113.
  16. Петришев И. О. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 340–341.
  17. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 206 с.
  18. Албегова Д. У. Контекстный подход в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22213 (дата обращения: 10.05.2024).
  19. Ignatovich E. Heutagogy as a foreign concept of self-determined learning // Lifelong education the XXI century. 2013. Vol. 3 (3). P. 108–116. doi: 10.15393/j5.art.2013.2151
  20. Саргасян А. С. Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 111–116.
  21. Алексеева Д. А., Алексеев И. Ю. Преподаватель в контексте цифровизации // Ведомости прикладной этики. 2021. Вып. 57. С. 83–92.
  22. Сагитова Р. Р. Модель формирования самообразовательной компетенции студентов вуза в условиях модернизации образования // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 358–361.
  23. Прилепко Ю. В., Сальникова О. Д. Педагогические условия формирования компетенции самообразования у студентов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 1. С. 124–128.
  24. Бирженюк Г. М., Ефимова Т. В. Шеринг как новый ориентир образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 2 (26). С. 12–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sheringkak-novyy-orientir-obrazovaniya (дата обращения: 10.05.2024).
  25. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М.: Профиздат: АСТ: АСТ Москва, 2007. 576 с.
  26. Змеев С. И. Основы андрагогики: учебное пособие. М.: Флинта, 2019. 157 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».