№ 4 (2024)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Совместное производство мериторных благ как способ снижения информационной асимметрии
Аннотация
Введение. Бесплатные медицинские услуги характеризуются наличием информационной асимметрии, а также положительным эффектом от соучастия потребителей в производстве. Это делает актуальным изучение влияния совместного производства (coproduction) на информационную асимметрию.
Целью настоящей работы является изучение возможностей совместного производства для снижения информационной асимметрии в процессе предоставления гражданам медицинских услуг как мериторных благ.
Методы исследования включают анализ материалов релевантных отечественных и зарубежных научных публикаций, российской законодательной базы, синтез, а также аналитическое и графическое моделирование.
Результаты. В сфере производства медицинских услуг как мериторных благ реализуется условие комплементарности вклада общественного сектора и индивидуальных усилий граждан, что позволяет говорить о наличии здесь совместного производства. Влияние совместного производства на снижение информационной асимметрии на рынке медицинских услуг происходит по двум основным каналам. Во-первых, увеличение вклада граждан повышает их осведомлённость о собственном состоянии здоровья и факторах, оказывающих на него влияние. Во-вторых, менее формальное отношение поставщиков медицинских услуг к информированному согласию пациентов превращает его из формального документа, снимающего риски с поставщика услуги, в инструмент, повышающий уровень информированности пациента и уровень его доверия медицинским работникам. Это увеличивает вклад граждан в производство соответствующего мериторного блага, а также снижает негативный эффект от низкого уровня интерперсонального доверия, присущего современной России.
Заключение. Исследование сути совместного производства позволяет раскрыть механизм снижения информационной асимметрии за счёт увеличения вклада граждан в производство. В случае с бесплатными медицинскими услугами это означает увеличение капитала здоровья, повышение экономической эффективности системы здравоохранения, а также рост уровня интерперсонального доверия.



Жилищно-коммунальная услуга как коллективное благо
Аннотация
Введение. Острая потребность модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры и повышения качества жилищно-коммунальных услуг детерминирует необходимость проведения глубоких институциональных и технологических преобразований в этой сфере.
Цель исследования – изучение экономической природы жилищно-коммунальных услуг как коллективного блага и анализ их особенностей с точки зрения
институциональной теории.
Методология исследования. Предметный обзор научных работ классиков (П. Самуэльсон, Р. Коуз, Д. Норт) и современных институционалистов (А. А. Адабайо, К. Р. Д. Лулофс, М. А. Хелдевег) по теме исследования.
Основные результаты исследования. Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) обладают сложной экономической природой, сочетая характеристики частных и коллективных благ. Как коллективное благо, ЖКУ характеризуются неделимостью потребления и сложностью исключения пользователей, что обусловливает необходимость их государственного регулирования и субсидирования. Основной вызов в предоставлении ЖКУ заключается в балансировании между экономической эффективностью и социальной справедливостью. С одной стороны, ЖКХ требует значительных инвестиций в модернизацию и поддержание инфраструктуры, что обусловлено его капиталоёмкостью и длительными сроками окупаемости. С другой стороны, низкая платёжеспособность части населения и высокая социальная значимость услуг ограничивают возможности их полной коммерциализации. Реформирование ЖКХ направлено на устранение монополизации, внедрение прозрачных механизмов тарификации и развитие конкурентной среды, что предполагает не только институциональные преобразования, такие как перераспределение прав собственности и создание условий для государственно-частного партнёрства (ГЧП), но и активизацию использования цифровых технологий. Современные цифровые инструменты позволяют повысить прозрачность учёта потребления, снизить издержки и улучшить контроль за выполнением услуг. Институциональный подход к управлению ЖКХ предполагает распределение ответственности между государством, бизнесом и потребителями.
Заключение. Модернизация ЖКХ должна сочетать экономическую эффективность, социальную справедливость и инновационные технологии. Интеграция цифровых платформ, создание конкурентной среды и устранение институциональных барьеров являются ключевыми факторами устойчивого развития отрасли и удовлетворения потребностей граждан.



РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Логико-структурная модель управления инновационным развитием экономики региона
Аннотация
Введение. Актуальность исследования объясняется востребованностью логико-структурной модели управления развитием региональной экономики, на основе которой можно определить уровень экономического развития региона и впоследствии управлять развитием кластеров и сегментов.
Цель исследования – разработка логико-структурной модели управления развитием региональной экономики.
Методология. В исследовании используется комплексный подход, а также абстрактно-логический и таблично-конструктивный метод.
Результаты. В статье разработана логико-структурная модель управления инновационным развитием экономики региона на основе сегментарной кластеризации, раскрыта взаимосвязь между сегментами и кластерами, взаимосвязь между экономическими агентами в регионе, взаимосвязь между сегментами в регионе, описаны процессы взаимодействия внутри сегментов региона, взаимосвязь между кластерами в регионе. Авторами построена процессная карта взаимодействия экономических агентов в кластере региона, которая отражает предпочтения региональной власти работать с юридическими лицами, подотчётными компаниями, по которым можно собирать данные и вести наглядную статистику. В работе рассмотрена наиболее распространённая компоновка кластера, экономические агенты сегментов, включаемые, а также не включаемые в кластер региона. При этом, практика кластерообразования показывает, что организации, не вошедшие в какой-либо кластер, имеют на то свои причины: недостаточная концентрация крупных предприятий одной специализации, неразвитая инфраструктура, слабая поддержка региональной власти, отсутствие исследовательских организаций, дефицит природных, трудовых, финансовых ресурсов в регионе.
Заключение. Логико-структурная модель управления инновационным развитием экономики региона на основе сегментарной кластеризации позволяет более полно оценить экономический потенциал в регионе. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке программ социально-экономического развития региона.



Анализ и прогнозирование объёмов строительства в муниципальных районах Республики Марий Эл
Аннотация
Введение. Развитие строительной индустрии является важным индикатором состояния экономики региона и качества жизни его населения. Проведённый анализ исследовательских трудов свидетельствует о широком диапазоне анализируемых проблем в строительном секторе. При этом исследования проводятся в целом по субъектам Российской Федерации без детализации по входящим в них территориям, несмотря на то, что уровень экономического развития районов может быть существенно дифференцирован, что оказывает различное воздействие на состояние строительства в регионе в целом.
Цель исследования – анализ и прогнозирование объёмов строительства жилья в районах Республики Марий Эл в зависимости от уровня развития их благосостояния.
Методика исследования. Построение моделей объёмов подрядных работ в муниципальных районах региона выполнено на основе пошагового алгоритма регрессионного анализа, позволяющего оценить влияние совокупности факторных признаков на моделируемый показатель, как в общем, так и по каждому фактору отдельно. С целью разработки прогнозов объёмов ввода жилья использован алгоритм метода экспоненциального сглаживания, позволяющий строить точные прогнозы с учётом наличия тренда и периодических колебаний в развитии явления.
Результаты. Активное развитие строительной сферы в Республике Марий Эл в течение последних лет привело к значительному расширению жилищного сектора и увеличению количества объектов промышленно-гражданского назначения. Анализ динамики ввода в действие жилых домов в муниципальных районах республики показывает наличие возрастающей тенденции на протяжении последних 16 лет. Согласно выполненным прогнозам, наибольший ввод в действие жилых домов ожидается в Медведевском и Звениговском муниципальных районах республики и достигнет к 2025 году 107,1 млн. кв. м, что объясняется также непосредственной близостью Медведевского района к столице Республики Марий Эл – городу Йошкар-Оле. В Волжском, Мари-Турекском, Моркинском и Сернурском районах к 2025 году ввод в действие жилья составит 37,5 млн. кв. м. В Горномарийском, Килемарском, Куженерском, Новоторъяльском и Юринском районах к 2025 году строительство жилых домов достигнет 21,7 млн. кв. м. В Параньгинском и Советском районах объёмы жилищного строительства к 2025 году составят 10,8 млн. кв. м. Наименьший ввод жилой площади прогнозируется в Оршанском районе, к 2025 году строительство достигнет 6,3 млн. кв. м.
Выводы. Построенные прогнозы свидетельствуют об активном развитии строительной отрасли в муниципальных районах Республики Марий Эл, во всех классификационных группах районов прогнозируется рост объёмов ввода жилья.



Финансовый механизм устойчивого развития жилищного строительства
Аннотация
Введение. Существенные изменения условий ипотечного кредитования, высокий уровень ключевой ставки Центрального банка России, рост налоговой нагрузки, кадровый дефицит квалифицированных рабочих определяют актуальность темы комплексного развития элементов финансового механизма развития жилищного строительства.
Цель статьи – представить результаты исследования потенциальных направлений развития методов измерения результативности финансового механизма в жилищном строительстве с позиций содействия устойчивому росту уровня обеспеченности населения жильём на основе принципов системного подхода. Методический подход. Проведён анализ жилищного строительства и его финансового механизма как сложной социально-экономической системы с определением субъектов, целей, функций и структуры.
Результаты исследования. Дано определение финансового механизма жилищного строительства как способа организации денежных отношений государства, населения, строительного комплекса, финансовых учреждений, инфраструктурных посредников, формирования и использования их денежных фондов, максимально результативно обеспечивающих устойчивое повышение качества жизни всех слоёв населения за счёт роста количественного и качественного уровня обеспеченности жильём, благоприятной социальной и экологической среды при устойчивом сбалансированном развитии строительного и непосредственно связанного с ним бизнеса. Предложен метод оценки результативности финансового механизма на основе индекса доступности приобретения жилья. Сформулирован ряд важнейших направлений совершенствования финансового механизма жилищного строительства в направлении его устойчивого развития.
Заключение. Только согласованное, комплексное развитие элементов финансового механизма жилищного строительства (ФМЖС) позволяет достигать целей системы и отдельных её субъектов. При использовании тех или иных финансовых инструментов стимулирования жилищного строительства необходимо ориентироваться на устойчивое развитие всей отрасли и всех его субъектов, а в конечном счёте, национальной экономики и общества в целом.



Ценовая эластичность спроса на рыбную продукцию: практика российского рынка
Аннотация
Введение. Развитие рыбохозяйственного комплекса страны характеризуется опережающим ростом цен продаж на продукцию отрасли по сравнению с увеличением объёмов добычи водных биоресурсов (ВБР). Для поиска оптимальной стратегии рыночного ценообразования целесообразно проанализировать макроэконометрику связи цен с выпуском и продажей ВБР, что позволит выявить закономерности формирования соответствующих пропорций с целью их оптимизации.
Цель исследования – проверка гипотезы, что результаты деятельности рыбной отрасли характеризуются неэластичным спросом по цене на продажи ВБР и определяются тем, что индекс цен превышает темпы роста объёмов вылова водных биоресурсов. Это в свою очередь требует принятия соответствующих мер государственного регулирования для сдерживания необоснованного роста цен на рыбную продукцию.
Результаты. Построена регрессионная зависимость коэффициента эластичности динамического совокупного спроса по цене продаж продукции рыбохозяйственного комплекса (РХК) за 2006–2023 гг. Выявлено, что незначительная корреляция не позволяет использовать численные показатели рассчитанной регрессии эластичности спроса по цене для применения в практических шагах по оптимизации ценовых параметров спроса и предложения продукции РХК. Изменение рассчитанной дуговой эластичности спроса по цене на добычу ВБР за 18 лет (2006–2023 гг.) позволило получить удовлетворительный результат регрессионной корреляции. Проанализирована зависимость прироста цены продаж от отношения годового индекса добычи ВБР.
Выводы. Путём использования регрессионного экономико-математического аппарата подтверждена гипотеза исследования. Результаты деятельности рыбной отрасли характеризуются неэластичным спросом по цене на продажи, это выражается в том, что индекс цен превышает темпы роста объёма вылова ВБР.



ФИНАНСЫ
Совершенствование режима использования отдельного счёта в рамках государственного оборонного заказа
Аннотация
Введение. Отдельные положения нормативных правовых документов в сфере государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) существенно ограничивают возможности головных исполнителей, исполнителей заданий ГОЗ распоряжаться денежными средствами, находящимися на отдельных счетах в банке (далее – ОБС). Действующие подходы к осуществлению финансирования ГОЗ нацелены на обеспечение высокого уровня контроля за расходованием бюджетных денежных средств и прозрачности расчётов между контрагентами. Вместе с тем, текущие ограничения по движению денежных средств между ОБС создают высокие риски снижения финансово-экономической устойчивости организаций промышленности.
Цель исследования – разработка практических предложений по совершенствованию механизма финансирования контрактов в рамках режима использования ОБС, которые будут способствовать снижению долговой нагрузки организаций ОПК.
Результаты. В статье выделены последние изменения нормативно-правовой базы в сфере ГОЗ, рассмотрены ограничивающие факторы движения денежных средств между различными контрактами, выявлен перечень основных предпосылок формирования в ходе исполнения контрактов по ГОЗ существенных остатков денежных средств на ОБС. Законодательное закрепление возможности перекрёстного финансирования контрактов в рамках ГОЗ позволило бы организациям промышленности: осуществлять перераспределение денежных средств на обеспечение исполнения обязательств с отстающим финансированием за счёт неиспользуемых остатков по другим контрактам; досрочно погашать кредиты, привлечённые для целей ГОЗ; снизить кредитную нагрузку и, как следствие, увеличить прибыльности деятельности. Это позволит сформировать предприятиям промышленности дополнительный объём временно свободных денежных средств, которые возможно будет перераспределить на развитие производственно-технологической базы и обеспечение технологической независимости.
Выводы. Предлагаемая возможность использования одного государственного контракта для расчётов по другому государственному контракту однозначно окажет позитивное влияние на реализацию ГОЗ и показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций ОПК.



Бюджетная эффективность ведения лесного хозяйства в контексте устойчивого управления лесами
Аннотация
Введение. Ведение лесного хозяйства на современном этапе экономического развития направлено на обеспечение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов для опережающего роста лесного сектора экономики, социальной и экологической безопасности страны.
Цель исследования – оценка бюджетной эффективности ведения лесного хозяйства и формирование условий для достижения целевых установок Лесного кодекса РФ в части организации устойчивого управления лесами на основе рационального, неистощительного и многоцелевого лесопользования. Методология. При проведении исследования применялся системный подход и использованы исторический метод, формально-логические методы (абстрактно-логический, дедукция, качественно-количественный контент-анализ, индукция, синтез, классификация, систематизация).
Результаты. Выполнено исследование платежей за пользование лесными ресурсами в доходах консолидированного бюджета в динамике последних лет. Установлено, что доходы бюджета превышают расходы на лесное хозяйство, финансируемые за счёт субвенций из федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ, то есть достигается бюджетная эффективность ведения лесного хозяйства. Доходы бюджетной системы Российской Федерации от использования лесов, в том числе в расчёте на 1 га земель лесного фонда, имеют повышательный тренд, формирующийся, в числе прочих факторов, под влиянием мер поддержки лесного комплекса со стороны государства, диверсификации международных рынков. При этом темпы роста затрат на осуществление функций государственного управления лесами отстают и от динамики платы за древесину, и от общих расходов на осуществление полномочий в области лесных отношений, что генерирует экономические и социальные риски ведения лесного хозяйства.
Выводы. В целях повышения устойчивости управления лесами требуется построение системы мониторинга результативности исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений и, как следствие, бюджетной эффективности ведения лесного хозяйства.


