Интеграция гибридных музыкальных инструментов в российскую фортепианную исполнительскую школу

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В данной статье в рамках проблемы модернизации образования рассматривается вопрос внедрения гибридного фортепиано в систему российского музыкального образования. С учетом того, что данные инструменты появились сравнительно недавно, актуальным на сегодняшний день является не только изучение зарубежных исследований, касающихся применения дисклавира, но и анализ перспектив его использования в области отечественного фортепианного исполнительства. Цель статьи – анализ особенностей применения гибридного музыкального инструмента дисклавира с дополнительным комплексом технических средств студентами высших учебных заведений г. Москвы.

Материалы и методы. В экспериментальной части исследования использовалась американская методика К. Райли, на основе которой были разработаны и применены дополнительные методы работы с дисклавиром. Для оценки профессиональных умений и навыков студентов был выбран деятельностный критерий.

Результаты исследования. На основе педагогического наблюдения, интервьюирования и эссе участников эксперимента было установлено, что использование гибридного музыкального инструмента и дополнительных технических средств улучшает интеллектуальные, исследовательские и творческие способности студентов, поскольку позволяет воспринимать себя в акустическом формате с позиции педагога; проводить не только слуховой, но и визуальный анализ исполнения; сравнивать свои ощущения от игры с точными данными, зафиксированными дисклавиром; вносить изменения в MIDI-запись своего исполнения без потери качества.

Обсуждение и заключение. Исследование доказывает эффективность применения специально разработанных методов работы с дисклавиром и дополнительными техническими средствами. В связи с полученными результатами в дальнейшем представляется перспективным изучить возможности использования данных технологий в классе специального фортепиано и камерного ансамбля на разных уровнях образования. Данное исследование может представлять интерес как для студентов-пианистов, так и для педагогов кафедры фортепиано средних специальных и высших учебных заведений.

Об авторах

Ирина Валерьевна Малыхина

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: troizel@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2745-5457
ResearcherId: B-9987-2019

аспирантка кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств

Россия, 129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1

Список литературы

  1. Самарцева С. Л. Обучение игре – на фортепиано или электронном пианино? // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 92–95. URL: http://www.pgsga.ru/research/publishing/details/ppv(6).pdf (дата обращения: 08.03.2018).
  2. Горбунова И. Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке // Общество: философия, история, культура. 2016. № 9. С. 97–101. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2016/9/culture/gorbunova.pdf (дата обращения: 08.03.2018).
  3. Repp B. H. Expressive Timing in Schumann`s “Traumerei”: An Analysis of Performances by Graduate Student Pianists // Journal of the Acoustical Society of America. 1995. Vol. 98, Issue 5. Pp. 2413–2427. doi: 10.1121/1.413276
  4. Shoda H., Adachi M. Why Live Recording Sounds Better: A Case Study of Schumann’’s Träumerei // Frontiers of Psychology. 2015. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01564
  5. MacRitchie J., McPherson A. Integrating Optical Finger Motion Tracking with Surface Touch Events // Frontiers of Psychology. 2015. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00702
  6. MacRitchie J., Bailey N. J. Efficient tracking of pianists’finger movements // Journal of New Music Research. 2013. Vol. 42, Issue 1. Pp. 79–95. doi: 10.1080/09298215.2012.762529
  7. King A., Himonides E., Ruthmann S. A. The Routledge Companion to Music, Technology, and Education. Publisher: Taylor and Francis. 2017. 456 p. doi: 10.4324/9781315686431
  8. Coordination of Breathing and Various Movement Markers During Pianists’ Performance Tasks / F. Nassrallah [et al.] // Perceptual and Motor Skills. 2013. Vol. 116, Issue 1. Pp. 1–20. doi: 10.2466/22.25.26. PMS.116.1.1-20
  9. Шлыкова И. В. Технические средства обучения в музыкальной педагогике // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2007. Т. 6, № 50. С. 67–71. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnicheskie-sredstva-obucheniya-v-muzykalnoy-pedagogike (дата обращения: 03.02.2019).
  10. Панкевич Р. В. Инновационные методы применения информационных технологий в музыкальном образовании // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 146–150. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/941/21.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
  11. Илларионова Е. Н., Миннегалиева М. Г. Традиции и инновационные технологии в музыкальном искусстве и образовании // Вестник Магнитогорской консерватории. 2014. № 2, 1. С. 99–107.
  12. Прокофьев Д. В. Формирование музыкального вкуса и музыкального интереса учащихся в условиях обучения игре на синтезаторе // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 3. С. 32–35.
  13. Красильников И. М., Красильникова М. С. Обучение по клавишному синтезатору как здоровьесберегающая деятельность // Искусство и образование. 2018. № 4. С. 153–155. URL: http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=201804 (дата обращения: 03.02.2019).
  14. Бельтюков А. О. Итоги компьютеризации российского музыкального образования // Человек в мире культуры. 2017. № 2/3. С. 217–221. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1835/Beltyukov.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
  15. Журавлева О. И. Инновационные методы и технологии в педагогике высшего музыкального образования сегодня // Проблемы современного педагогического образования. 2015. Вып. 49, ч. 1. С. 115–125. URL: https://clck.ru/F96QQ (дата обращения: 03.02.2019).
  16. Лукашева С. С. Модель формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17, № 1. С. 7–13. doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-1-7-13
  17. Горбунова И. Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 233–239. URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-22-2015 (дата обращения: 03.02.2019).
  18. Цатурян К. А. Современное электронное фортепиано. Проблемные заметки педагога-пианиста // Музыка и электроника. 2008. № 1. С. 10–12. URL: http://www.muzelectron.ru/03articles_2008-1tsaturi-an_piano.html (дата обращения: 03.02.2019).
  19. Смирнов С. В. Цифровые пианино в практике музыкального обучения: о пособиях Б. В. Косяченко // Музыкальное образование и наука. 2017. № 2. С. 43–44. URL: http://nnovcons.ru/files/MO_2_(7)_2017.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
  20. Малыхина И. В. Дисклавир как инновационный тип музыкального инструмента: технологический и педагогический аспекты // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2016. № 1. С. 160–171. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/disklavir-kak-innovatsionnyy-tip-muzykalnogo-instrumenta-tehnologicheskiy-i-pedagogicheskiy-aspekty (дата обращения: 03.02.2019).
  21. Малыхина И. В. Инновационный урок в классе фортепиано на основе системы Дисклавир // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. 2016. № 2 (14). С. 144–153. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnyy-urok-v-klasse-fortepiano-na-osnove-sistemy-disklavir (дата обращения: 03.02.2019).
  22. Малыхина И. В. Интеграция современных информационных технологий в отечественную педагогическую систему формирования способности и готовности студентов к интерпретации музыкальных произведений // Педагогика искусства. 2017. № 4. С. 31–36. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/malyhina_31-36_0.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
  23. Иванов А. Ю. Современные технологии в музыкальном образовании // Симбирский научный вестник. 2017. № 1. С. 70–73. URL: https://snv.ulsu.ru/index.php/ru/nomera (дата обращения: 03.02.2019).
  24. Илларионова Е. Н., Миннегалиева М. Г. К вопросу о применении информационных технологий в музыкальном образовании // Российские педагогические ассаблеи искусств в Магнитогорске. 2013. № 19. С. 102–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29676969 (дата обращения: 03.02.2019).
  25. Мариупольская Т. Г. Исполнительская подготовка будущего учителя музыки. Проблемы и перспективы // Наука и школа. 2017. № 1. С. 141–145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28874922 (дата обращения: 03.02.2019).
  26. Сергиенко И. Н. Основные тенденции развития музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 2. С. 329–332. URL: http://napravo.ru/baltijskij-gumanitarnyj-zhurnal-baltic-humanitarian-journal (дата обращения: 03.02.2019).
  27. Быков В. П. Деятельностный критерий как необходимое средство оценки формирования базовых профессиональных умений // Военный научно-практический вестник. 2016. № 2. С. 67–72.
  28. Riley K. New Vies of Piano Playing Through Motion Analysis and Midi Technology // Journal of Technology in Music Learning. 2007. Vol. 4, No. 1. Pp. 17–30. URL: http://www.atmimusic.com/wp-content/uploads/2013/05/JTML.4.1c_Riley_New-views-of-piano-playing-through-motion-analysis-and-MIDI-technology.pdf (дата обращения: 03.02.2019).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Малыхина И.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».