Интеграция гибридных музыкальных инструментов в российскую фортепианную исполнительскую школу
- Авторы: Малыхина И.В.1
-
Учреждения:
- ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
- Выпуск: Том 23, № 1 (2019)
- Страницы: 137-149
- Раздел: Академическая интеграция
- Статья получена: 22.05.2025
- Статья одобрена: 22.05.2025
- Статья опубликована: 15.03.2019
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-9468/article/view/293058
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.094.023.201901.137-149
- ID: 293058
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В данной статье в рамках проблемы модернизации образования рассматривается вопрос внедрения гибридного фортепиано в систему российского музыкального образования. С учетом того, что данные инструменты появились сравнительно недавно, актуальным на сегодняшний день является не только изучение зарубежных исследований, касающихся применения дисклавира, но и анализ перспектив его использования в области отечественного фортепианного исполнительства. Цель статьи – анализ особенностей применения гибридного музыкального инструмента дисклавира с дополнительным комплексом технических средств студентами высших учебных заведений г. Москвы.
Материалы и методы. В экспериментальной части исследования использовалась американская методика К. Райли, на основе которой были разработаны и применены дополнительные методы работы с дисклавиром. Для оценки профессиональных умений и навыков студентов был выбран деятельностный критерий.
Результаты исследования. На основе педагогического наблюдения, интервьюирования и эссе участников эксперимента было установлено, что использование гибридного музыкального инструмента и дополнительных технических средств улучшает интеллектуальные, исследовательские и творческие способности студентов, поскольку позволяет воспринимать себя в акустическом формате с позиции педагога; проводить не только слуховой, но и визуальный анализ исполнения; сравнивать свои ощущения от игры с точными данными, зафиксированными дисклавиром; вносить изменения в MIDI-запись своего исполнения без потери качества.
Обсуждение и заключение. Исследование доказывает эффективность применения специально разработанных методов работы с дисклавиром и дополнительными техническими средствами. В связи с полученными результатами в дальнейшем представляется перспективным изучить возможности использования данных технологий в классе специального фортепиано и камерного ансамбля на разных уровнях образования. Данное исследование может представлять интерес как для студентов-пианистов, так и для педагогов кафедры фортепиано средних специальных и высших учебных заведений.
Об авторах
Ирина Валерьевна Малыхина
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: troizel@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2745-5457
ResearcherId: B-9987-2019
аспирантка кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств
Россия, 129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1Список литературы
- Самарцева С. Л. Обучение игре – на фортепиано или электронном пианино? // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 92–95. URL: http://www.pgsga.ru/research/publishing/details/ppv(6).pdf (дата обращения: 08.03.2018).
- Горбунова И. Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке // Общество: философия, история, культура. 2016. № 9. С. 97–101. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2016/9/culture/gorbunova.pdf (дата обращения: 08.03.2018).
- Repp B. H. Expressive Timing in Schumann`s “Traumerei”: An Analysis of Performances by Graduate Student Pianists // Journal of the Acoustical Society of America. 1995. Vol. 98, Issue 5. Pp. 2413–2427. doi: 10.1121/1.413276
- Shoda H., Adachi M. Why Live Recording Sounds Better: A Case Study of Schumann’’s Träumerei // Frontiers of Psychology. 2015. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01564
- MacRitchie J., McPherson A. Integrating Optical Finger Motion Tracking with Surface Touch Events // Frontiers of Psychology. 2015. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00702
- MacRitchie J., Bailey N. J. Efficient tracking of pianists’finger movements // Journal of New Music Research. 2013. Vol. 42, Issue 1. Pp. 79–95. doi: 10.1080/09298215.2012.762529
- King A., Himonides E., Ruthmann S. A. The Routledge Companion to Music, Technology, and Education. Publisher: Taylor and Francis. 2017. 456 p. doi: 10.4324/9781315686431
- Coordination of Breathing and Various Movement Markers During Pianists’ Performance Tasks / F. Nassrallah [et al.] // Perceptual and Motor Skills. 2013. Vol. 116, Issue 1. Pp. 1–20. doi: 10.2466/22.25.26. PMS.116.1.1-20
- Шлыкова И. В. Технические средства обучения в музыкальной педагогике // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2007. Т. 6, № 50. С. 67–71. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnicheskie-sredstva-obucheniya-v-muzykalnoy-pedagogike (дата обращения: 03.02.2019).
- Панкевич Р. В. Инновационные методы применения информационных технологий в музыкальном образовании // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 146–150. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/941/21.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
- Илларионова Е. Н., Миннегалиева М. Г. Традиции и инновационные технологии в музыкальном искусстве и образовании // Вестник Магнитогорской консерватории. 2014. № 2, 1. С. 99–107.
- Прокофьев Д. В. Формирование музыкального вкуса и музыкального интереса учащихся в условиях обучения игре на синтезаторе // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 3. С. 32–35.
- Красильников И. М., Красильникова М. С. Обучение по клавишному синтезатору как здоровьесберегающая деятельность // Искусство и образование. 2018. № 4. С. 153–155. URL: http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=201804 (дата обращения: 03.02.2019).
- Бельтюков А. О. Итоги компьютеризации российского музыкального образования // Человек в мире культуры. 2017. № 2/3. С. 217–221. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1835/Beltyukov.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
- Журавлева О. И. Инновационные методы и технологии в педагогике высшего музыкального образования сегодня // Проблемы современного педагогического образования. 2015. Вып. 49, ч. 1. С. 115–125. URL: https://clck.ru/F96QQ (дата обращения: 03.02.2019).
- Лукашева С. С. Модель формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17, № 1. С. 7–13. doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-1-7-13
- Горбунова И. Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 233–239. URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-22-2015 (дата обращения: 03.02.2019).
- Цатурян К. А. Современное электронное фортепиано. Проблемные заметки педагога-пианиста // Музыка и электроника. 2008. № 1. С. 10–12. URL: http://www.muzelectron.ru/03articles_2008-1tsaturi-an_piano.html (дата обращения: 03.02.2019).
- Смирнов С. В. Цифровые пианино в практике музыкального обучения: о пособиях Б. В. Косяченко // Музыкальное образование и наука. 2017. № 2. С. 43–44. URL: http://nnovcons.ru/files/MO_2_(7)_2017.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
- Малыхина И. В. Дисклавир как инновационный тип музыкального инструмента: технологический и педагогический аспекты // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2016. № 1. С. 160–171. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/disklavir-kak-innovatsionnyy-tip-muzykalnogo-instrumenta-tehnologicheskiy-i-pedagogicheskiy-aspekty (дата обращения: 03.02.2019).
- Малыхина И. В. Инновационный урок в классе фортепиано на основе системы Дисклавир // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. 2016. № 2 (14). С. 144–153. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnyy-urok-v-klasse-fortepiano-na-osnove-sistemy-disklavir (дата обращения: 03.02.2019).
- Малыхина И. В. Интеграция современных информационных технологий в отечественную педагогическую систему формирования способности и готовности студентов к интерпретации музыкальных произведений // Педагогика искусства. 2017. № 4. С. 31–36. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/malyhina_31-36_0.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
- Иванов А. Ю. Современные технологии в музыкальном образовании // Симбирский научный вестник. 2017. № 1. С. 70–73. URL: https://snv.ulsu.ru/index.php/ru/nomera (дата обращения: 03.02.2019).
- Илларионова Е. Н., Миннегалиева М. Г. К вопросу о применении информационных технологий в музыкальном образовании // Российские педагогические ассаблеи искусств в Магнитогорске. 2013. № 19. С. 102–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29676969 (дата обращения: 03.02.2019).
- Мариупольская Т. Г. Исполнительская подготовка будущего учителя музыки. Проблемы и перспективы // Наука и школа. 2017. № 1. С. 141–145. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28874922 (дата обращения: 03.02.2019).
- Сергиенко И. Н. Основные тенденции развития музыкально-инструментальной подготовки будущего учителя музыки // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 2. С. 329–332. URL: http://napravo.ru/baltijskij-gumanitarnyj-zhurnal-baltic-humanitarian-journal (дата обращения: 03.02.2019).
- Быков В. П. Деятельностный критерий как необходимое средство оценки формирования базовых профессиональных умений // Военный научно-практический вестник. 2016. № 2. С. 67–72.
- Riley K. New Vies of Piano Playing Through Motion Analysis and Midi Technology // Journal of Technology in Music Learning. 2007. Vol. 4, No. 1. Pp. 17–30. URL: http://www.atmimusic.com/wp-content/uploads/2013/05/JTML.4.1c_Riley_New-views-of-piano-playing-through-motion-analysis-and-MIDI-technology.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
Дополнительные файлы
