Пост-эффекты пандемии COVID-19: удовлетворенность иностранных студентов дистанционным обучением в российских вузах
- Авторы: Бондаренко В.В.1, Полутин С.В.2, Танина М.А.1, Юдина В.А.1
-
Учреждения:
- Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 26, № 4 (2022)
- Страницы: 671-687
- Раздел: Социология образования
- Статья получена: 19.05.2025
- Статья одобрена: 19.05.2025
- Статья опубликована: 21.12.2022
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-9468/article/view/292478
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.671-687
- ID: 292478
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Численность и доля иностранных студентов в российских вузах непрерывно возрастает на протяжении последнего десятилетия. Актуальной задачей для вузов является разработка комплекса мероприятий по адаптации иностранных студентов к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии COVID-19 и в дальнейшем. Разработка данных мероприятий возможна на основе применения инструментов мониторинга мнений иностранных студентов, позволяющих своевременно выявить проблемные зоны в их адаптации к дистанционному формату обучения. Цель статьи – представить результаты исследования удовлетворенности иностранных обучающихся российских вузов параметрами дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 и разработки адаптационных мероприятий.
Материалы и методы. Для определения оценки удовлетворенности дистанционным обучением были опрошены 760 иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. С целью интерпретации и обобщения результатов проведенного опроса применялся метод индукции. Мониторинг осуществлялся с учетом методических подходов к проведению исследования, разработанных с участием научно-учебной лаборатории Пензенского филиала Финансового университета «Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом пространстве» (приказ от 28.05.2021 г. № 1216/0).
Результаты исследования. В результате социологического опроса студентов-иностранцев в области удовлетворенности дистанционным форматом обучения были выявлены следующие проблемные области: дефицит очного общения с сокурсниками и преподавателями, трудности восприятия интерфейса программ, образовательных платформ и порталов, самоорганизация и вовлеченность в учебный процесс. Однако большинство иностранных обучающихся отмечает преимущества дистанционного обучения: легче посещать занятия, возможность многократно просматривать учебные материалы в удобное время, больше времени на хобби и близких и др. Были разработаны практико-ориентированные рекомендации в области цифровых компетенций, технологических и ресурсных возможностей, организационной и психологической адаптации иностранных студентов в российских вузах.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят теоретический и практический вклад в развитие научно обоснованных подходов и методологического инструментария для изучения уровня удовлетворенности иностранных студентов параметрами дистанционного формата обучения в российских университетах. Материалы статьи будут полезны ученым и исследователям, занимающимся подобными проблемами, а также федеральным и региональным правительствам, министерствам образования, вузам при разработке программ совершенствования дистанционного формата обучения иностранных граждан.
Об авторах
Владимир Викторович Бондаренко
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Email: bond40@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6716-1963
Scopus Author ID: 57211802151
профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, доктор экономических наук
Россия, г. ПензаСергей Викторович Полутин
МГУ им. Н. П. Огарёва
Email: polutin.sergei@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0399-4154
Scopus Author ID: 57215972235
ResearcherId: A-9592-2017
директор НИИ регионологии, заведующий кафедрой социологии и социальной работы, доктор социологических наук, профессор
Россия, г. СаранскМария Алексеевна Танина
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: margo10@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7311-6280
Scopus Author ID: 57211810144
ResearcherId: E-7224-2018
доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, кандидат экономических наук
Россия, г. ПензаВера Александровна Юдина
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Email: vayudina@fa.ru
ORCID iD: 0000-0001-9835-9430
Scopus Author ID: 57211803103
ResearcherId: E-4558-2018
заведующий кафедрой менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, кандидат экономических наук
Россия, г. ПензаСписок литературы
- Оrganization of Research Activities as a Factor in Increasing the Efficiency of Training International Students in Host Russian Universities / A. B. Shatilov [et al.] // International Journal of Criminology and Sociology. 2020. Vol. 9. P. 1174–1187. doi: https://doi.org/10.6000/1929-4409.2020.09.138
- Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг / В. В. Бондаренко [и др.] // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 1. С. 72–92. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092
- Maqableh М., Alia М. Evaluation of Online Learning of Undergraduate Students under Lockdown Amidst COVID-19 Pandemic: The Online Learning Experience and Students’ Satisfaction // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 128. doi: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.106160
- Estimating Students’ Online Learning Satisfaction during COVID-19: A Discriminant Analysis / M. Al-Nasa’h [et al.] // Heliyon. 2021. Vol. 7, issue 12. doi: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e08544
- Cornine A. Reducing Nursing Student Anxiety in the Clinical Setting: An Integrative Review // Nursing Education Perspectives. 2020. Vol. 41, issue 4. P. 229–234. doi: https://doi.org/10.1097/01.NEP.0000000000000633
- Hsu HC. K., Wang C. V., Levesque-Bristol C. Reexamining the Impact of Self-Determination Theory on Learning Outcomes in the Online Learning Environment // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24, issue 3. P. 2159–2174. doi: https://doi.org/10.1007/s10639-019-09863-w
- Evaluating E-Learning Systems Success: An Empirical Study / D. Al-Fraihat [et al.] // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 102. P. 67–86. doi: https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.08.004
- Szopinski T., Bachnik K. Student Evaluation of Online Learning during the COVID-19 Pandemic // Technological Forecasting & Social Change. 2022. Vol. 174. doi: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2021.121203
- Rasheed R. A., Kamsin A., Abdullah N. A. Challenges in the Online Component of Blended Learning: A Systematic Review // Computers & Education. 2019. Vol. 144. doi: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103701
- Exploring Undergraduate Students’ Attitudes Towards Emergency Online Learning during COVID-19: A Case from the UAE // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 119. doi: https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2020.105699
- Shim T. E., Lee S. Y. College Students’ Experience of Emergency Remote Teaching Due to COVID-19 // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 119. doi: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105578
- Yau A. H. Y., Yeung M. W. L., Lee C. Y. P. A Co-Orientation Analysis of Teachers’ and Students’ Perceptions of Online Teaching and Learning in Hong Kong Higher Education during the COVID-19 Pandemic // Studies in Educational Evaluation. 2022. Vol. 72. doi: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2022.101128
- Mishra L., Gupta T., Shree A. Online Teaching-Learning in Higher Education during Lockdown Period of COVID-19 Pandemic // International Journal of Educational Research Open. 2020. Vol. 1. doi: https://doi. org/10.1016/j.ijedro.2020.100012
- Yeung M. W. L., Yau A. H. Y. A Thematic Analysis of Higher Education Students’ Perceptions of Online Learning in Hong Kong under COVID-19: Challenges, Strategies and Support // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27. P. 181–208. doi: https://doi.org/10.1007/s10639-021-10656-3
- Mok K. H., Xiong W., Bin Aedy Rahman H. N. COVID-19 Pandemic’s Disruption on University Teaching and Learning and Competence Cultivation: Student Evaluation of Online Learning Experiences in Hong Kong // International Journal of Chinese Education. 2021. Vol. 10, issue 1. doi: https://doi.org/10.1177/22125868211007011
- Student Perspective of Classroom and Telelearningduring Covid-19 Pandemic in the Undergraduate Dental Study Program Universitas Indonesia / L. R. Amir [et al.] // BMC Medical Education. 2020. Vol. 20. doi: https://doi.org/10.1186/s12909-020-02312-0
- Lorenza L., Carter D. Emergency Online Teaching during COVID-19: A Case Study of Australian Tertiary Students in Teacher Education and Creative Arts // International Journal of Educational Research Open. 2021. Vol. 2. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100057
- Advantages, Limitations and Recommendations for Online Learning during COVID-19 Pandemic Era: Online Learning during COVID-19 Pandemic Era / K. Mukhtar [et al.] // Pakistan Journal of Medical Sciences. 2020. Vol. 36, no. COVID19-S4. doi: https://doi.org/10.12669/pjms.36.COVID19-S4.2785
- Aguilera-Hermida A. P. College Students’ Use and Acceptance of Emergency Online Learning Due to COVID-19 // International Journal of Educational Research Open. 2020. Vol. 1. doi: https://doi.org/10.1016/j. ijedro.2020.100011
- Castelli F. R., Sarvary M. A. Why Students Do not Turn on Their Video Cameras during Online Classes and an Equitable and Inclusive Plan to Encourage Them to Do So // Ecology and Evolution. 2021. Vol. 11, issue 8. P. 3565–3576. doi: https://doi.org/10.1002/ece3.7123
- An Exploratory Study on the Emergency Remote Education Experience of Higher Education Students and Teachers during the COVID-19 Pandemic / G. Oliveira [et al.] // British Journal of Educational Technology. 2021. Vol. 52, issue 4. P. 1357–1376. doi: https://doi.org/10.1111/bjet.13112
- Khogali H. The Effect of COVID-19 Corona Virus on Sustainable Teaching and Learning in Architecture Engineering // Modern Applied Science. 2020. Vol. 14, no. 8. P. 44–58. doi: https://doi.org/10.5539/mas. v14n8p44
- Aboagye E., Yawson J. A., Appiah K. N. COVID-19 and E-Learning: The Challenges of Students in Tertiary Institutions // Social Education Research. 2020. Vol. 2, issue 1. P. 1–8. doi: https://doi.org/10.37256/ ser.212021422
- The Psychological Impact of the COVID-19 Epidemic on College Students in China / W. Cao [et al.] // Psychiatry Research. 2020. Vol. 287. doi: https://doi.org/10.1016/j.psychres.2020.112934
- Jan A. A Phenomenological Study of Synchronous Teaching during Covid-19: A Case of an International School in Malaysia // Social Sciences & Humanities Open. 2020. Vol. 2, issue 1. doi: https://doi.org/10.1016/j. ssaho.2020.100084
- Шепелева Л. А., Марюхина В. В. Анализ удовлетворенности студентов дистанционными образовательными ресурсами // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 134–136. doi: https://doi. org/10.24412/1991-5497-2021-388-134-136
- Оценка удовлетворенности студентов в условиях дистанционного образования / А. А. Колесникова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. doi: https://doi.org/10.17513/ spno.30068
- Легостаева И. В. Отношение студенческой молодежи к дистанционному формату обучения в условиях пандемии: социологический анализ // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. № 2. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17SCSK221.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
- Оценка удовлетворенности организацией дистанционного обучения студентами первого курса на примере одной из кафедр ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России / О. Ю. Худякова [и др.] // Новый день в медицине. 2021. № 3 (31). С. 161–164. URL: https://chelsma.ru/nodes/39643 (дата обращения: 01.03.2022).
Дополнительные файлы
