Устойчивое образование в высших учебных заведениях и пандемия COVID-19: обзор источников

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Актуальные экологические проблемы, связанные с глобальным потеплением и изменением климата, а также призывы к устойчивому развитию подчеркнули важность устойчивого образования, направленного на подготовку новых поколений к решению всеобщих проблем, стоящих перед человечеством. Все это было подкреплено недавней пандемией COVID-19, вызвавшей всплеск цифровых технологий в образовании. Об интересе к теме устойчивого образования свидетельствует рост числа научных публикаций по этой тематике, индексируемых в базе данных Web of Science, с 22 в 1991 г. до 4 055 в 2022 г. Цель исследования – всесторонний анализ научных источников, связанных с устойчивым образованием в высших учебных заведениях и пандемией COVID-19.

Материалы и методы. Авторы проанализировали обширный массив современной научной литературы по устойчивому образованию и провели обзор источников. Всего из базы данных WoS было извлечено 1 115 результатов по ключевым словам sustainable education и COVID-19, которые были подвергнуты сетевому анализу с помощью программы VOSViewer для выявления доминирующих тенденций, взаимосвязей и сетевой визуализации в межотраслевых исследованиях.

Результаты исследования. Полученные результаты демонстрируют растущий интерес к развитию устойчивого образования во время пандемии, что свидетельствует о смещении акцентов в образовании. Выделено пять основных тематических блоков исследований – обучение студентов в университетах, политические услуги в области здравоохранения, экономические последствия, цели устойчивого развития или высшее образование (с сильным акцентом на студенческий опыт) и институциональные ответные меры. Доказан междисциплинарный характер исследований в этой области, охватывающий здравоохранение, технологии, экономику и социальную политику. Подтверждено, что восприятие темы устойчивого развития уже не является однозначным, а претерпевает изменения в глобальном дискурсе.

Обсуждение и заключение. Проблемы, возникшие в результате пандемии COVID-19, показали, что для успешной работы в постпандемийный период система высшего образования должна переходить на цифровые технологии. Университетам необходимо быть готовыми к будущим изменениям в отрасли, иначе они рискуют остаться позади в постоянно меняющемся ландшафте. Материалы статьи могут быть полезны министерствам образования, различным органам власти и заинтересованным сторонам, а также высшим учебным заведениям при внедрении новых подходов на всех уровнях по принципу «снизу вверх» и на местах.

Об авторах

Вадим Стриелковски

Калифорнийский университет; Кембриджский институт перспективных исследований; Чешский агротехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: strielkowski@cantab.net
ORCID iD: 0000-0001-6113-3841
Scopus Author ID: 36620065300
ResearcherId: J-6112-2017

доктор экономических наук, профессор, приглашенный профессор; старший научный сотрудник; старший научный сотрудник

США, г. Беркли; г. Кембридж, Великобритания; г. Прага, Чехия

Елена Николаевна Корнеева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; 5 Тольяттинский государственный университет

Email: ENKorneeva@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-2735-6299
Scopus Author ID: 57190658874

кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса; доцент института инженерной и экологической безопасности

Россия, г. Москва; г. Тольятти

Александр Карлович Нещерет

Институт проблем региональной экономики Российской академии наук

Email: info@iresras.ru
ORCID iD: 0000-0002-9045-6188

кандидат экономических наук, доцент, заведующий лабораторией комплексного исследования социального и эколого-экономического развития регионов

Россия, г. Санкт-Петербург

Людмила Александровна Сундеева

Тольяттинский государственный университет

Email: l.sundeeva@tltsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2205-7986

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и методики преподавания

Россия, г. Тольятти

Список литературы

  1. Lundholm C. Where to Look and What to Do? Blank and Bright Spots in Research on Environmental and Climate Change Education. Environmental Education Research. 2019;25(10):1427–1437. https://doi.org/10.1080/13504622.2019.1700066
  2. Ferguson T., Roofe C., Cook L.D. Teachers’ Perspectives on Sustainable Development: The Implications for Education for Sustainable Development. Environmental Education Research. 2021;27(9):1343–1359. https:// doi.org/10.1080/13504622.2021.1921113
  3. Strielkowski W., Korneeva E.N., Sherstobitova A.A., Platitzyn A.Yu. Strategic University Management in the Context of Digitalization: The Experience of the World’s Leading Universities. Integration of Education. 2022;26(3):402–417. https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.402-417
  4. Li J. Sustainable Development of Higher Education in China. In: Sustainable Education Policy Develop-ment in China. Exploring Education Policy in a Globalized World: Concepts, Contexts, and Practices. Singapore: Springer; 2023. p. 65–85. https://doi.org/10.1007/978-981-99-1191-2_4
  5. Kesavan N., Seenuvasaragavan S., Burnette K., Heim A.B., Patel R.J., Johnston J., et al. Pandemic-Inspired Policies. Science. 2022;377(6601):22–24. https://doi.org/10.1126/science.add2046
  6. Dlouhá J., Heras R., Mulà I., Salgado F.P., Henderson L. Competences to Address SDGs in Higher Education-A Reflection on the Equilibrium between Systemic and Personal Approaches to Achieve Transformative Action. Sustainability. 2019;11(13):3664. https://doi.org/10.3390/su11133664
  7. Elmassah S., Biltagy M., Gamal D. Framing the Role of Higher Education in Sustainable Development: A Case Study Analysis. International Journal of Sustainability in Higher Education. 2022;23(2):320–355. https:// doi.org/10.1108/IJSHE-05-2020-0164
  8. Poza-Vilches F., García-González E., Solís-Espallargas C., Velasco-Martínez L.C., López-Alcarria A., Estrada-Vidal L.I., et al. Greening of the Syllabus in Faculties of Education Sciences Through Sustainable Development Goals: The Case of Public Andalusian Universities (Spain). International Journal of Sustainability in Higher Education. 2022;23(5):1019–1044. https://doi.org/10.1108/IJSHE-02-2021-0046
  9. Strielkowski W. New Trends in International Education: Impact of COVID-19 and Digitalization on Higher Education and Student Mobility. In: Akgün B., Alpaydın Y. (eds) Education Policies in the 21st Century. Maarif Global Education Series. Singapore: Palgrave Macmillan; 2022. p. 191–215. https://doi.org/10.1007/978981-19-1604-5_8
  10. Alm K., Beery T.H., Eiblmeier D., Fahmy T. Students’ Learning Sustainability-Implicit, Explicit or Non-Existent: A Case Study Approach on Students’ Key Competencies Addressing the SDGs in HEI Program. International Journal of Sustainability in Higher Education. 2022;23(8):60–84. https://doi.org/10.1108/IJSHE-12-2020-0484
  11. Purcell W.M., Henriksen H., Spengler J.D. Universities as the Engine of Transformational Sustainability Toward Delivering the Sustainable Development Goals: “Living Labs” for Sustainability. International Journal of Sustainability in Higher Education. 2019;20(8):1343–1357. https://doi.org/10.1108/IJSHE-02-2019-0103
  12. Berchin I.I., de Aguiar Dutra A.R., de Andrade Guerra J.B.S.O. How Do Higher Education Institutions Promote Sustainable Development? A Literature Review. Sustainable Development. 2021;29(6):1204–1222. https://doi.org/10.1002/sd.2219
  13. Gunawan J., Permatasari P., Tilt C. Sustainable Development Goal Disclosures: Do They Support Responsible Consumption and Production? Journal of Cleaner Production. 2020;246:118989. https://doi.org/10.1016/j. jclepro.2019.118989
  14. Fischer D., King J., Rieckmann M., Barth M., Büssing A., Hemmer I., et al. Teacher Education for Sustainable Development: A Review of an Emerging Research Field. Journal of Teacher Education. 2022;73(5):509–524. https://doi.org/10.1177/00224871221105784
  15. Crist E., Ripple W.J., Ehrlich P.R., Rees W.E., Wolf C. Scientists’ Warning on Population. Science of the Total Environment. 2022;845:157166. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2022.157166
  16. Kester K. Whiteness, Patriarchy, and Peacebuilding in UN Higher Education: Some Theoretical and Pedagogical Implications from One Case Institution. Irish Educational Studies. 2019;38(4):481–499. https:// doi.org/10.1080/03323315.2019.1645722
  17. Nylund P.A., Agarwal N., Probst C., Brem A. Firm Engagement in UN Sustainable Development Goals: Introduction of a Constraints Map from a Corporate Reports Content Analysis. Journal of Cleaner Production. 2022;371:133446. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2022.133446
  18. Sachs J.D., Schmidt-Traub G., Mazzucato M., Messner D., Nakicenovic N., Rockström J. Six Transformations to Achieve the Sustainable Development Goals. Nature Sustainability. 2019;2:805–814. https://doi. org/10.1038/s41893-019-0352-9
  19. Symeonidis V., Francesconi D., Agostini E. The EU’s Education Policy Response to the COVID-19 Pandemic: A Discourse and Content Analysis. CEPS Journal. 2021;11:89–115. https://doi.org/10.26529/cepsj.1137
  20. Grek S., Landri P. Education in Europe and the COVID-19 Pandemic. European Educational Research Journal. 2021;20(4):393–402. https://doi.org/10.1177/14749041211024781
  21. Shultz L., Viczko M. What Are We Saving? Tracing Governing Knowledge and Truth Discourse in Global COVID-19 Policy Responses. International Review of Education. 2021;67:219–239. https://doi.org/10.1007/ s11159-021-09893-y
  22. Sharma M.K., Sharma R.C. Innovation Framework for Excellence in Higher Education Institutions. Global Journal of Flexible Systems Management. 2021;22:141–155. https://doi.org/10.1007/s40171-021-00265-x
  23. Oliveira K.K.D.S., de Souza R.A. Digital Transformation Towards Education 4.0. Informatics in Education. 2022;21(2):283–309. https://doi.org/10.15388/infedu.2022.13
  24. Carey J.C., Beitelspacher L.S., Tosti-Kharas J., Swanson E. A Resource-Efficient Modular Course Design for Co-Teaching Integrated Sustainability in Higher Education: Developing the Next Generation of Entrepreneurial Leaders. Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2021;4(2):169–193. https://doi. org/10.1177/2515127420969967
  25. Horne J. Water Demand Reduction to Help Meet SDG 6: Learning from Major Australian Cities. International Journal of Water Resources Development. 2020;36(6):888–908. https://doi.org/10.1080/07900627.201 9.1638229
  26. Head J.W. Reflections on Stockholm, Decolonization, Restoration, and Global Ecological Governance. Law, Environment and Development Journal. 2023;19(1):284–301. Available at: https://eprints.soas. ac.uk/39176/1/a1905%20LEAD%20Article%20-%20230318.pdf (accessed 15.10.2023).
  27. Seibert M.K., Rees W.E. Through the Eye of a Needle: An Eco-Heterodox Perspective on the Renewable Energy Transition. Energies. 2021;14(15):4508. https://doi.org/10.3390/en14154508
  28. Strielkowski W., Firsova I., Azarova S., Shatskaya I. Novel Insights in the Leadership in Business and Economics: A Post-Coronavirus Update. Economies. 2022;10(2):48. https://doi.org/10.3390/economies10020048
  29. Al-Rasheed A. The Challenges Faced by Undergraduate Women during the COVID-19 Pandemic in Saudi Arabia. Education Research International. 2021;2021:8841997. https://doi.org/10.1155/2021/8841997
  30. Cone L., Brøgger K., Berghmans M., Decuypere M., Förschler A., Grimaldi E., et al. Pandemic Acceleration: COVID-19 and the Emergency Digitalization of European Education. European Educational Research Journal. 2022;21(5):845–868. https://doi.org/10.1177/14749041211041793
  31. Neuwirth L.S., Jović S., Mukherji B.R. Reimagining Higher Education during and Post-COVID-19: Challenges and Opportunities. Journal of Adult and Continuing Education. 2021;27(2):141–156. https://doi. org/10.1177/1477971420947738
  32. Strielkowski W., Kiseleva L.S., Popova E.N. Factors Determining the Quality of University Education: Students’ Views. Integration of Education. 2018;22(2):220–236. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi. org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.220-236
  33. Kaur A., Walia G.S., Singh R. Leveraging Social Media Platforms for Valuing Agri-Entrepreneurship in Punjab, India. Indian Journal of Extension Education. 2022;58(3):70–73. https://doi.org/10.48165/ IJEE.2022.58315
  34. Mohamed B.H., Disli M., Al-Sada M.B.S., Koç M. Investigation on Human Development Needs, Challenges, and Drivers for Transition to Sustainable Development: The Case of Qatar. Sustainability. 2022;14(6):3705. https://doi.org/10.3390/su14063705
  35. Boarin P., Martinez-Molina A. Integration of Environmental Sustainability Considerations within Architectural Programmes in Higher Education: A Review of Teaching and Implementation Approaches. Journal of Cleaner Production. 2022;342:130989. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2022.130989
  36. Ahmed V., Opoku A. Technology Supported Learning and Pedagogy in Times of Crisis: The Case of COVID-19 Pandemic. Education and Information Technologies. 2022;27:365–405. https://doi.org/10.1007/ s10639-021-10706-w
  37. Pregowska A., Masztalerz K., Garlińska M., Osial M. A Worldwide Journey through Distance Educationfrom the Post Office to Virtual, Augmented and Mixed Realities, and Education during the COVID-19 Pandemic. Education Sciences. 2021;11(3):118. https://doi.org/10.3390/educsci11030118
  38. Mhlanga D., Denhere V., Moloi T. COVID-19 and the Key Digital Transformation Lessons for Higher Education Institutions in South Africa. Education Sciences. 2022;12(7):464. https://doi.org/10.3390/educsci12070464
  39. Alshammary F.M., Alhalafawy W.S. Sustaining Enhancement of Learning Outcomes across Digital Platforms during the COVID-19 Pandemic: A Systematic Review. Journal of Positive School Psychology. 2022;6(9):2279–2301. Available at: https://journalppw.com/index.php/jpsp/article/view/12650/8202 (accessed 15.10.2023).
  40. Xie X., Siau K., Nah F.F.H. COVID-19 Pandemic-Online Education in the New Normal and the Next Normal. Journal of Information Technology Case and Application Research. 2020;22(3):175–187. https://doi. org/10.1080/15228053.2020.1824884
  41. Kulkarni V., Walia J., Hämmäinen H., Yrjölä S., Matinmikko-Blue M., Jurva R. Local 5G Services on Campus Premises: Scenarios for a Make 5G or Buy 5G Decision. Digital Policy, Regulation and Governance. 2021;23(4):337–354. https://doi.org/10.1108/DPRG-12-2020-0178
  42. Daalhuizen J., Timmer R., van der Welie M., Gardien P. An Architecture of Design Doing: A Framework for Capturing the Ever-Evolving Practice of Design to Drive Organizational Learning. International Journal of Design. 2019;13(1):37–52. Available at: http://www.ijdesign.org/index.php/IJDesign/article/view/2814/847 (accessed 15.10.2023).
  43. Goh P.S.C., Abdul-Wahab N. Paradigms to Drive Higher Education 4.0. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2020;19(1):159–171. https://doi.org/10.26803/ijlter.19.1.9
  44. Hadgraft R.G., Kolmos A. Emerging Learning Environments in Engineering Education. Australasian Journal of Engineering Education. 2020;25(1):3–16. https://doi.org/10.1080/22054952.2020.1713522
  45. Tilak J.B., Kumar A.G. Policy Changes in Global Higher Education: What Lessons Do We Learn from the COVID-19 Pandemic? Higher Education Policy. 2022;35:610–628. https://doi.org/10.1057/s41307-022-00266-0
  46. Rizvi Y.S., Nabi A. Transformation of Learning from Real to Virtual: An Exploratory-Descriptive Analysis of Issues and Challenges. Journal of Research in Innovative Teaching & Learning. 2021;14(1):5–17. https:// doi.org/10.1108/JRIT-10-2020-0052
  47. De Jong P.G., Pickering J.D., Hendriks R.A., Swinnerton B.J., Goshtasbpour F., Reinders M.E. Twelve Tips for Integrating Massive Open Online Course Content into Classroom Teaching. Medical Teacher. 2020;42(4):393–397. https://doi.org/10.1080/0142159X.2019.1571569
  48. Rosenberg H., Syed S., Rezaie S. The Twitter Pandemic: The Critical Role of Twitter in the Dissemination of Medical Information and Misinformation during the COVID-19 Pandemic. Canadian Journal of Emergency Medicine. 2020;22(4):418–421. https://doi.org/10.1017/cem.2020.361
  49. Strielkowski W., Volchik V., Maskaev A., Savko P. Leadership and Effective Institutional Economics Design in the Context of Education Reforms. Economies. 2020;8(2):27. https://doi.org/10.3390/economies8020027
  50. Alsuwaida N. Online Courses in Art and Design during the Coronavirus (COVID-19) Pandemic: Teaching Reflections from a First-Time Online Instructor. Sage Open. 2022;12(1). https://doi. org/10.1177/21582440221079827
  51. Mishra L., Gupta T., Shree A. Online Teaching-Learning in Higher Education during Lockdown Period of COVID-19 Pandemic. International Journal of Educational Research Open. 2020;1:100012. https://doi. org/10.1016/j.ijedro.2020.100012
  52. Treve M. What COVID-19 Has Introduced into Education: Challenges Facing Higher Education Institutions (HEIs). Higher Education Pedagogies. 2021;6(1):212–227. https://doi.org/10.1080/23752696.2021 .1951616
  53. Babbar M., Gupta T. Response of Educational Institutions to COVID-19 Pandemic: An Inter-Country Comparison. Policy Futures in Education. 2022;20(4):469–491. https://doi.org/10.1177/14782103211021937
  54. Delgado F. Teaching Physics for Computer Science Students in Higher Education during the COVID-19 Pandemic: A Fully Internet-Supported Course. Future Internet. 2021;13(2):35. https://doi.org/10.3390/ fi13020035
  55. Turnbull D., Chugh R., Luck J. Transitioning to E-Learning during the COVID-19 Pandemic: How Have Higher Education Institutions Responded to the Challenge? Education and Information Technologies. 2021;26:6401–6419. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10633-w
  56. Piyatamrong T., Derrick J., Nyamapfene A. Technology-Mediated Higher Education Provision during the COVID-19 Pandemic: A Qualitative Assessment of Engineering Student Experiences and Sentiments. Journal of Engineering Education Transformations. 2021;34(S):290–297. https://doi.org/10.16920/jeet/2021/v34i0/157158
  57. Ashour S., El-Refae G.A., Zaitoun E.A. Post-Pandemic Higher Education: Perspectives from University Leaders and Educational Experts in the United Arab Emirates. Higher Education for the Future. 2021;8(2):219–238. https://doi.org/10.1177/23476311211007261
  58. Mbhiza H.W. Shifting Paradigms: Rethinking Education during and post-COVID-19 Pandemic. Research in Social Sciences and Technology. 2021;6(2):279–289. https://doi.org/10.46303/ressat.2021.31
  59. Lytras M.D., Serban A.C., Ruiz M.J.T., Ntanos S., Sarirete A. Translating Knowledge into Innovation Capability: An Exploratory Study Investigating the Perceptions on Distance Learning in Higher Education during the COVID-19 Pandemic-The Case of Mexico. Journal of Innovation & Knowledge. 2022;7(4):100258. https:// doi.org/10.1016/j.jik.2022.100258
  60. Ibrahim F., Nath S., Ali S.S., Ali N.S. Experiences of Online Learning and Teaching during the Second Phase of COVID-19 Pandemic: A Study of Fijian In-service Teachers of Fiji National University. International Education Journal: Comparative Perspectives. 2022;21(2):68–84. Available at: https://openjournals.library.sydney.edu.au/IEJ/article/view/15906 (accessed 15.10.2023).
  61. Gamage K.A., Wijesuriya D.I., Ekanayake S.Y., Rennie A.E., Lambert C.G., Gunawardhana N. Online Delivery of Teaching and Laboratory Practices: Continuity of University Programmes during COVID-19 Pandemic. Education Sciences. 2020;10(10):291. https://doi.org/10.3390/educsci10100291
  62. Yates A., Starkey L., Egerton B., Flueggen F. High School Students’ Experience of Online Learning during Covid-19: The Influence of Technology and Pedagogy. Technology, Pedagogy and Education. 2021;30(1):59–73. https://doi.org/10.1080/1475939X.2020.1854337
  63. Hultén P., Tumunbayarova Z. Building Students’ Entrepreneurial Mindsets: Results from an Intervention at a Russian University. The International Journal of Management Education. 2020;18(2):100380. https://doi. org/10.1016/j.ijme.2020.100380
  64. Dumulescu D., Muţiu A.I. Academic Leadership in the Time of COVID-19-Experiences and Perspectives. Frontiers in Psychology. 2021;12:648344. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.648344
  65. Guncaga J., Lopuchova J., Ferdianova V., Zacek M., Ashimov Y. Survey on Online Learning at Universities of Slovakia, Czech Republic and Kazakhstan during the COVID-19 Pandemic. Education Sciences. 2022;12(7):458. https://doi.org/10.3390/educsci12070458
  66. Bartusevičienė I., Pazaver A., Kitada M. Building a Resilient University: Ensuring Academic ContinuityTransition from Face-to-Face to Online in the COVID-19 Pandemic. WMU Journal of Maritime Affairs. 2021;20:151–172. https://doi.org/10.1007/s13437-021-00239-x
  67. Carnegie G.D., Guthrie J., Martin-Sardesai A. Public Universities and Impacts of COVID-19 in Australia: Risk Disclosures and Organisational Change. Accounting, Auditing & Accountability Journal. 2022;35(1):61–73. https://doi.org/10.1108/AAAJ-09-2020-4906
  68. Hoque Z., Mai K., Ozdil E. Accounting as Rhetorical Devices during the COVID-19 Pandemic: Evidence from Australian Universities. Journal of Public Budgeting, Accounting & Financial Management. 2022;34(6):168–192. https://doi.org/10.1108/JPBAFM-09-2021-0137
  69. Strielkowski W., Samoilikova A., Smutka L., Civín L., Lieonov S. Dominant Trends in Intersectoral Research on Funding Innovation in Business Companies: A Bibliometric Analysis Approach. Journal of Innovation & Knowledge. 2022;7(4):100271. https://doi.org/10.1016/j.jik.2022.100271
  70. Gardanova Z., Belaia O., Zuevskaya S., Turkadze K., Strielkowski W. Lessons for Medical and Health Education Learned from the COVID-19 Pandemic. Healthcare. 2023;11(13):1921. https://doi.org/10.3390/ healthcare11131921
  71. Kuzmin E., Vlasov M., Strielkowski W., Faminskaya M., Kharchenko K. Human Capital in the Sustainable Economic Development of the Energy Sector. arXiv preprint. arXiv. 2023;2312:06450. https://doi. org/10.48550/arXiv.2312.06450
  72. Strielkowski W., Gorina L., Korneeva E., Kovaleva O. Energy-Saving Technologies and Energy Efficiency in the Post-Pandemic World. arXiv preprint. arXiv. 2023:2312:11711. https://doi.org/10.48550/arXiv.2312.11711

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Стриелковски В., Корнеева Е.Н., Нещерет А.К., Сундеева Л.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».