Том 27, № 6 (2022)
- Год: 2022
- Выпуск опубликован: 26.12.2022
- Статей: 19
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/issue/view/19746
Весь выпуск
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Торгово-экономические связи народов Восточного Кавказа с Русским государством
Аннотация
Рассмотрены торгово-экономические связи народов Восточного Кавказа (народы Дагестана) с Русским государством в XVII веке. Цель исследования – показать экономические контакты Русского государства с указанными народами, рассмотреть пути, по которым осуществлялись торговые связи, обратить внимание на препятствия, возникавшие на пути следования путешественников. В работе использованы основные научные методы – метод описания, синтеза, принцип объективности и т. д. В исследовании обоснована важность экономических контактов Русского государства с народами Кавказа, что было связано с международной ситуацией в кавказском переднеазиатском регионе. Указано на роль Волжско-Каспийского пути как главной торговой магистрали, открытие которой способствовало включению дагестанских владетелей в товарообмен Руси со странами Востока. Отмечен рост торгово-экономических связей, указаны лица, принимавшие участие в торговле, показан ассортимент товаров, который приобретали и продавали народы Восточного Кавказа, отмечены товары, которые входили в состав «заповедных товаров» (на их приобретение требовалось специальное разрешение от русского правительства), указаны виды пошлин, существовавшие для торговых людей.



Российский император Петр I Великий и Тамбовская епархия
Аннотация
Изучена проблема церковно-государственных отношений в период правления императора Петра I. В общем историческом дискурсе рассмотрены причинно-следственные связи проводимых императором в России государственных реформ и связанных с ними событий из жизни Тамбовской епархии. Актуальность исследования обусловлена необходимостью системного осмысления церковной истории в переломные эпохи, в том числе в региональном аспекте, с целью выстраивания эффективного взаимодействия государства, Церкви и общества на современном этапе. С использованием нарративного и историко-хронологического методов исследования воссоздана целостная картина жизни Тамбовской епархии в конце XVII – начале XVIII века, отмечая факты негативного влияния избранной императором Петром I внутренней политики в отношении Православной церкви, вплоть до лишения ее самостоятельного управления, что продолжалось в период с 1701 по 1758 г. Приведены конкретные факты из жизни представителей духовенства и мирян, раскрывающие глубину возникших социально-политических противоречий. В заключение сделан вывод о том, что петровские реформы оказали деструктивное влияние на деятельность основанной в 1682 г. Тамбовской епархии: породили внутренние настроения, препятствовали активной миссионерской проповеди среди разнородного местного населения в течение нескольких десятилетий.



История просвещения Виленского края в докладной записке С.Ф. Платонова
Аннотация
Поставлена цель ввести в научный оборот ценный архивный документ, имеющий статус официальной записки. Процедура и методы: ретроспективный позволил создать картину состояния просвещения в Виленском крае в конце XIX века, проследить тенденции его развития, начиная с древности. Хронологический – помог выделить основные этапы развития образования. Рубежом в его развитии автор записки по праву считает преобразования Петра Великого. Системный анализ позволил выделить негативные черты развития образования в специфическом регионе России и недостаток мер официальных лиц по организации целенаправленной работы. Подчеркнута важнейшая мысль, актуальность которой трудно переоценить в наше время – о взаимозависимости просвещения и народного самосознания. К сожалению, процессам ополячения и окатоличения не было противопоставлены новые идеологические установки в рамках российской империи.



Развитие почтовой связи в Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале XX века
Аннотация
Проанализированы вопросы развития почтовой связи в Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале XX века. Актуальность исследования определена значимой ролью информационно-коммуникационной инфраструктуры в жизни общества и государства. Были использованы следующие методы: сравнительно-исторический, статистический, историко-типологический, анализ, синтез. Исследование базируется на широком комплексе архивных и опубликованных источников, в частности, на материалах Государственного архива Тамбовской области. Значительная часть использованных в работе архивных материалов впервые вводится в научный оборот. Изучено развитие городских и сельских почт, организация почтовой связи на средства правительства и земств, структура управления почтово-телеграфных учреждений. Сделан вывод, что в исследуемый период заметно вырос почтовый обмен среди населения Тамбовской губернии, расширилась сеть учреждений связи, увеличились доходы почтово-телеграфного ведомства. В Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале XX века наряду с отдельными достижениями в деле развития почтовой связи оставался ряд нерешенных проблем, прежде всего, в вопросах функционирования сельской почты. Исследование может представлять интерес для изучающих историю связи, специалистов, работающих в области коммуникаций.



Мобилизации в периоды войн России первой половины ХХ века и психические расстройства
Аннотация
Изучение мобилизационных компаний Русско-японской 1904–1905 гг., Первой (1914–1918 гг.) и Второй (1939–1945 гг.) мировых войн позволяет реконструировать особенности взаимоотношений государства и личности, власти и общества, военных институтов и гражданских администраций сквозь призму психических заболеваний населения в Российской империи и СССР. Описание факторов и условий, которые позволяли попадать в действующую армию призывникам, имевшим различные психические патологии, уточняет развитие и традиции не только отечественной медицины, но и важные причины героических поступков или возможных военных преступлений (дезертирство, отказы выполнять приказы и пр.). Выявлены основные заболевания призывников, что свидетельствует об определенных психических патологиях российского социума. Методологические особенности исследования заявленной проблематики опираются на авторскую концепцию привлечения работ современников, прежде всего, специалистов в области психиатрии, врачей практиков Тамбовской области, а также историй болезней и анамнеза психической заболеваемости. В данном контексте проведенное исследование имеет хорошую перспективу многофакторного и межрегионального изучения заявленной научной проблемы. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что призывные компании в Российской империи и СССР обеспечивали добротное формирование воинских частей и соединений, однако, в работах медицинских комиссий имелись серьезные недостатки по выявлению психических заболеваний у мобилизованных. Вполне очевиден и вывод о важности изучения гендерных аспектов мобилизационной деятельности, а также анализ состояния здоровья добровольцев. Результаты проведенного изучения воинских призывов первой половины ХХ века вполне репрезентативны и позволяют по-новому оценить и совершенствовать современные частные мобилизации в Российской Федерации. Изучены последствия призывных компаний на мирное гражданское население, которое испытывало мощнейшие психологические потрясения и имело собственные психиатрические анамнезы.



Создание сети дошкольных образовательных учреждений в Тамбовской губернии в первое десятилетие советской власти (1918–1928 гг.)
Аннотация
В условиях реформирования отечественной системы образования, в том числе дошкольного, как его первой ступени вновь становится актуальной проблема становления и развития дошкольных образовательных учреждений. Отечественный историко-педагогический опыт создания сети детских садов, очагов, летних и зимних яслей-приютов, детских площадок и так далее может стать важным ориентиром в модернизации системы дошкольных образовательных организаций на современном этапе. Создание дошкольной сети в Тамбовской губернии происходит в первое десятилетие советской власти (1918–1928 гг.). В ходе исследования определены понятие «сеть дошкольных учреждений», типы организаций, ее составляющих. Отражены социально-экономические условия, в которых проходило становление сети учреждений дошкольного воспитания, проанализированы влияние новой экономической политики государства на резкое сокращение количества детских садов и очагов, а также ряд других причин с учетом региональных особенностей. Изучение архивных материалов, опубликованных источников, анализ статистических данных позволил выстроить кривую роста сети дошкольных образовательных учреждений Тамбовщины, выделить и охарактеризовать три этапа развития. А также сделать вывод о том, что, несмотря на все усилия, предпринимаемые со стороны государства и местных властей, направленные на создание и сохранение сети дошкольных учреждений, количество детских садов и очагов в Тамбовской губернии в первое десятилетие советской власти было явно недостаточным.



Помещичьи библиотеки в провинциальной культуре Центрального Черноземья (обзор исследовательских трактовок и концепций)
Аннотация
Организация и бытование усадебных библиотек в дореволюционной России как условие передачи и распространения культуры чтения в дворянской среде остается важным вопросом изучения и тем самым сохраняет актуальность и в настоящее время. Рассмотрена дореволюционная историография книжного коллекционирования владельцев усадеб, посвященная усадебным библиотекам, как на общероссийском, так и на региональном уровне. Охарактеризованы особенности становления и развития книжных собраний, указаны проблемы изучения круга чтения дворян. Указаны аспекты влияния общественно-политической обстановки на изучение книжных коллекций, которые в наибольшей степени сказывались в 20–60-е гг. XX века. Проанализирован современный этап развития историографии дворянских усадебных библиотек Центрального Черноземья, в том числе и распространения в них зарубежных книжных коллекций. Примененный аналитико-интерпретационный метод позволил «вписать» личные библиотеки (или их фрагменты) края в общую панораму научных представлений о феномене личной библиотеки. Структурно-компонентный метод позволил представить собрания владельцев как сложную коммуникационную систему, основу которой составляла взаимосвязь «книга – читатель». Анализ историографии проблемы показывает разнообразие исследовательских подходов к характеристике частных коллекций, большое разнообразие авторских трактовок истории формирования отдельных библиотек дворян.



ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Чешско-Словацкий корпус и большевики весной 1918 г.
Аннотация
Май 1918 г. является поворотным моментом во взаимоотношениях большевиков и Чешско-Словацкого корпуса. Произошедшие события приведут к началу Гражданской войны в России, которая унесет миллионы жизней. Изучение данных событий в настоящее время продолжает сохранять свою актуальность, вызванную появлением новых документов. Челябинский инцидент и вспыхнувший за ним организованный мятеж корпуса 25 мая являлись завершающим этапом отношений между двумя сторонами, которые начали развиваться еще до событий октября 1917 г. В научной среде до сих пор нет точного ответа, что именно послужило причиной мятежа. Важность и актуальность исследования обусловлена изучением роли факторов, влияющих на взаимоотношения двух сил, а также сделавших конфликт между ними неизбежным, кроме того, привлечены новые документы, которые помогут дать четкий ответ на данный вопрос. Проведен количественный анализ документов и директив, подготовленных как большевиками, так и политическим руководством Чехословацкого национального совета. Проанализировано влияние Брестского мира на отношения двух сил и его восприятие лидерами Чехословацкого национального совета и командирами Чешско-Словацкого корпуса. Основной целью исследования является подробный анализ событий мая 1918 г. Проведен анализ «Челябинского инцидента 14 мая 1918 г.» и его последствий. Было доказано, что мятеж корпуса является заранее спланированным действием, организованным командирами чешских дивизий. Сделан вывод, что критическим важным моментом в отношениях большевиков и Чешско-Словацкого корпуса послужило подписание Брестского мира с Центральными державами, после которого вооруженный конфликт между двумя силами стал неизбежным.



ИСТОРИОГРАФИЯ
Современная англо-американская историография правления Петра I
Аннотация
Исследована англо-американская историография правления Петра I в современный период. Приведены оценки британских и американских историков внутренней и внешней политики Петра, результатов его преобразований, роли императора в российской истории. Рассмотрено большинство наиболее крупных исследований по истории России в правление Петра I, вышедших с 1990 г. по настоящее время. Анализ основных положений и тезисов этих работ позволил выявить характерные особенности рассмотрения образа Петра Великого в современной англо-американской историографии, наиболее популярные темы, привлекающие внимание историков, а также их оценки правления русского императора. Сделан вывод о присутствии антироссийского политического дискурса в большинстве исследований настоящего периода историографии.



ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Векторы развития молодежной науки в классическом вузе на современном этапе
Аннотация
Развитие молодежной науки и создание условий для научно-исследовательской деятельности студентов в период их обучения выступают одними из актуальных направлений деятельности высших учебных заведений на современном этапе. От того, насколько студенты смогут сформировать компетенции в научно-исследовательской сфере, во многом будет зависеть их способность продолжать образование и самообразование на протяжении всей жизни и трудоустройство. Объявление Президентом РФ Десятилетия науки и технологий способствовали пересмотру и актуализации многих направлений организации научно-исследовательской деятельности студентов. В данной работе в соответствии с инициативами Плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий авторами выделены четыре ключевых вектора развития молодежной науки в классическом университете: 1) популяризация науки среди обучающихся и привлечение к научно-исследовательской и проектной деятельности талантливой молодежи; 2) формирование у студентов дополнительных профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности; 3) апробация и распространение результатов научно-исследовательской деятельности студентов; 4) взаимодействие молодежной науки, бизнеса, государства и общества. В работе авторы а) описывают актуальность развития молодежной науки на современном этапе; б) проводят анализ педагогических исследований, посвященных описанию предметного содержания организации научно-исследовательской деятельности студентов и опыта проведения вузами научно-просветительских и образовательных проектов, целью которых выступает формирование у студентов дополнительных профессиональных и надпрофессиональных компетенций; в) представляют мероприятия Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в рамках каждого из четырех векторов развития молодежной науки в вузе.



Информационный иммунитет как ключевое понятие информационно-психологической безопасности личности
Аннотация
Стремительное развитие компьютерных и информационных технологий, появление практически неограниченного доступа к любым носителям информации, выход на совершенно иные скорости осуществления информационного обмена и обработки данных сфокусировали внимание научного сообщества и специалистов-практиков на проблеме обеспечения информационной безопасности личности, на выявлении условий и факторов формирования у нее защитных механизмов от негативного воздействия информационного потока. В связи с этим значительный интерес вызывает теоретическое обоснование взаимосвязанных понятий «информационный ресурс», «информационно-психологическое воздействие», «информационная безопасность личности», «информационный иммунитет». В ходе исследования были проанализированы психологические, педагогические, культурологические, политические, юридические, социологические, философские, социально-экономические аспекты определения сущностных характеристик информационно-психологической безопасности личности, на основе оценки принципов и механизмов ее регуляции выделены базовые компоненты, определена роль информационного иммунитета в их формировании. В результате применения формально-логического метода предложена авторская концепция соподчиненности дефиниций «информационная культура», «информационная компетентность», «культура информационной безопасности», «информационный иммунитет личности». Полученные теоретические результаты сопоставительного анализа могут быть использованы при разработке технологии защиты детей и молодежи от деструктивных последствий информационно-психологического воздействия.



Особенности и принципы разработки электронного учебного пособия
Аннотация
Электронное учебное пособие – это программно-методический обучающий комплекс, предназначенный для самостоятельного изучения студентом учебного материала по определенным дисциплинам. Электронное учебное пособие – продукт, который фрагментарно или полностью может быть использован вместо учебника. Нам известно, что электронное учебное пособие – это не электронный вариант книг, где вся информация переведена из печатного варианта в электронный или есть возможность перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида проведения учебного занятия, сам ход занятия должен быть соответствующим образом построен для достижения эффекта от использования такого пособия. Перед началом разработки электронного учебного пособия необходимо выделить критерии сравнения электронного учебного пособия сходной тематики для того, чтобы понять, на каком уровне сейчас находится проблематика выбранной темы. Далее, проанализировав полученные результаты и выделив для себя преимущества и недостатки уже разработанных решений, можно начать разрабатывать конкурентоспособный продукт. Выделим следующие критерии: 1) информативность (наличие подробной и доступной для понимания информации об угрозах информационной безопасности и методах борьбы с ними); 2) прозрачность интерфейса (интерфейс должен быть понятным для пользователя и гармоничным); 3) удобство навигации по электронному учебному пособию (возможность моментально переключиться на интересующий раздел, а также наличие гиперссылок); 4) интерактивность (наличие средств взаимодействия пользователя с системой); 5) регулярность обновления информации; 6) наличие поискового механизма (с целью обеспечения быстрого доступа к необходимой информации). При изучении предметов, связанных с информационными технологиями, безусловно, при грамотном применении электронное учебное пособие эффективно для самостоятельного освоения дисциплины.



ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемы социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе и пути их решения
Аннотация
Рассмотрены решения проблем, возникающих в процессе адаптации ребенка к школе. Определены особенности адаптационного процесса. Во время изучения были выбраны наиболее важные аспекты адаптации: физиологический, психологический и социокультурный. Актуальность исследования заключена в подробном рассмотрении вопроса адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которые сталкиваются не только с трудностями в адаптации к новым социальным условиям, но и нуждаются в индивидуальной работе с педагогами и специалистами. При работе с адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья со многими сложностями могут столкнуться другие участники этого процесса – педагоги и родители. Подробно рассмотрены методы решения профессиональной и психологической некомпетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период. Родители также являются важными участниками в процессе адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебной деятельности. Поэтому необходимо определить, насколько конкретно родители понимают свою причастность к этому процессу и насколько они осведомлены в этом вопросе. Для получения наиболее актуальных данных был проведен социологический опрос в формате анкетирования, в котором приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты показали, что, несмотря на активное участие родителей в период в адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, они все же сталкиваются со сложностями, которые требуют дополнительной работы со специалистами и ресурсов для получения необходимой информации.



Сущность и структура патриотических представлений младших школьников
Аннотация
Цель исследования – обобщение и систематизация имеющих междисциплинарных данных по формированию патриотических представлений у младших школьников. Рассмотрена сущность и структура патриотических представлений. В структуре патриотических представлений выделены 4 группы: представления-потребности, представления-ценности, представления-отношения, представления-поступки. Предложена схема, раскрывающая содержание данных групп. С опорой на данные психологических и педагогических наук обоснована необходимость активного формирования патриотических представлений в младшем школьном возрасте. Определены показатели сформированности патриотических представлений младших школьников. К ведущим показателям отнесены: наличие мотивации к изучению страны и родного края; наличие прочных знаний о культуре и истории страны; сформированность личных ценностей младших школьников; наличие знаний о правах и обязанностях гражданина РФ, характерных для младших школьников; деятельное участие в различных мероприятиях патриотической направленности и их организация. Новизна исследования состоит в определении сущности и структуры патриотических представлений младших школьников, в разработке показателей их сформированности. Предложенная структура может быть использована для создания технологии формирования патриотических представлений у младших школьников, что отражает ее практическую значимость.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Формирование иноязычной предметной компетенции студента технического вуза в рамках реализации предметно-языкового интегрированного обучения
Аннотация
В теории и методике обучения иностранному языку в настоящее время в качестве ведущей цели обучения все чаще выступает развитие интеграции языковой и предметной компетенций, а также реализуется компетентностный подход в процессе подготовки выпускников высших учебных заведений. Данный подход, в первую очередь, нацелен на усиление практико-ориентированного вектора в образовании. В этой связи большую популярность в рамках высшего образования приобретает реализация технологии CLIL (предметно-языкового интегрированного обучения). В рамках исследования обоснована необходимость развития иноязычной предметной компетенции у студентов междисцилинарного направления подготовки «Индустриальный менеджмент» на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Произведен сопоставительный анализ подходов различных исследователей в рамках реализации компетентностного подхода, описаны проблемы формирования компонентного состава иноязычной предметной компетенции. В качестве субкомпетенций иноязычной предметной компетенции были определены и описаны: языковой, предметный, коммуникативный, когнитивный и межкультурный компоненты. Описаны показатели достижения заданного уровня освоения каждого компонента иноязычной предметной компетенции через описания приобретенных знаний, навыков, умений. Также были установлены и описаны способы оценки сформированности отдельных субкомпетенций иноязычной предметной компетенции. Обосновано, что развитие предметной иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического высшего учебного заведения в рамках реализации предметно-языкового интегрированного обучения представляет собой эффективный инструмент в рамках современного образовательного пространства и может быть рассмотрено в качестве передового опыта обучения.



Формирование умений иноязычной письменной речи у обучающихся старших классов на основе личностно-ориентированного подхода
Аннотация
Обоснована необходимость формирования умений иноязычной письменной речи у обучающихся старших классов на основе личностно-ориентированного подхода и принципов самоактуализации, индивидуализации, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. Рассмотрена специфика письменной речи по сравнению с устной на основе анализа литературы известных психологов, лингвистов, методистов в области обучения иностранным языкам. Определены группы умений (когнитивнопрагматические, логические и риторические). Разработанная система упражнений реализована в три этапа. На подготовительном этапе происходит активизация имеющихся у учеников знаний по теме, ознакомление с новым материалом и начало развития когнитивнопрагматических, логических и риторических умений. На тренировочном этапе продолжается развитие логических и когнитивно-прагматических умений, а также подключаются упражнения на развитие риторических умений, с постепенным нарастанием самостоятельности учащихся при выполнении заданий. Основной целью данных этапов является написание эссе на английском языке.



ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Формирование толерантности у сельской молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья на основе олимпийских ценностей (на примере движения Специальной Олимпиады)
Аннотация
Проанализированы трудности, которые возникают при формировании толерантных взаимоотношений среди молодежи села и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального образования села Ермоловка и Дома культуры Лискинского района Воронежской области. Цель исследования: формирование уважительных взаимоотношений между молодежью села, а именно к лицам с ограниченными возможностями здоровья и выявление результативных форм работы средствами физической культуры и спорта с применением олимпийских ценностей. Задачи исследования: 1) обеспечить информацией молодое поколение села об олимпийских ценностях, адаптивном спорте и движении Специальной Олимпиады; 2) определить высокоэффективные средства, формы и методы толерантного взаимоотношения молодых жителей села к лицам с ограниченными возможностями здоровья с применением олимпийских ценностей; 3) разработать и опытным путем обосновать методику применения различных организационно-методических способов и методов для повышения уровня знаний по олимпийскому образованию молодого поколения, их уважительного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и вовлечения в сферу физической культуры и спорта. В проведенном исследовании выявлено, что в результате целенаправленного использования средств олимпийского образования повысился уровень толерантного взаимоотношения молодых жителей села с лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также наблюдался большой скачок интереса у сельского молодого поколения к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.



Сравнительный анализ физической подготовленности глухих и слабослышащих стрелков на начальном этапе спортивной подготовки
Аннотация
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью обоснования дифференцированного осуществления физической подготовки у слабослышащих и глухих стрелков в процессе спортивной тренировки. В качестве предмета исследования определена физическая подготовленность глухих и слабослышащих стрелков на этапе начальной подготовки. Целью исследования стал сравнительный анализ показателей физической подготовленности глухих и слабослышащих стрелков на этапе начальной подготовки. Для достижения цели применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативной документации, регламентирующей тренировочный процесс в пулевой стрельбе для спортсменов с нарушением слуха, педагогическое наблюдение, тестирование физических качеств, методы математической статистики, обобщение. Результаты исследования: проанализированы результаты физической подготовленности глухих и слабослышащих стрелков; выявлены различия в проявлении ряда способностей между глухими и слабослышащими спортсменами, обоснованы положения для разработки методики дифференцированной физической подготовки с акцентом на отстающие способности в каждой группе. Результаты исследования могут быть рекомендованы для практического применения спортсменам с нарушением слуха, специализирующимся в пулевой стрельбе, их тренерам в целях совершенствования как процесса физической подготовки, так и осуществления его качественного и полноценного контроля.



Особенности организации оздоровительных занятий дошкольников средствами футбола
Аннотация
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью обоснования разработки методики оздоровительных занятий дошкольников средствами футбола. В качестве предмета исследования определена организация оздоровительных занятий дошкольников средствами футбола. Целью исследования стала разработка методики оздоровительных занятий для дошкольников средствами футбола. С целью решения поставленных задач мы применяли такие методы исследования, как анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативной документации, педагогическое наблюдение, обобщение. Результаты исследования: проанализированы методики по организации оздоровительных занятий для дошкольников в общеобразовательных учреждениях; выявлен ряд особенностей физиологического развития детей дошкольного возраста, обоснованы положения для разработки методики организации оздоровительных занятий для дошкольников средствами футбола. Результаты исследования могут быть рекомендованы для практического применения учителям по физической культуре, работающим в дошкольных учреждениях, специалистам в области адаптивной физической культуры и лечебной физической культуры.


