Векторы развития молодежной науки в классическом вузе на современном этапе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие молодежной науки и создание условий для научно-исследовательской деятельности студентов в период их обучения выступают одними из актуальных направлений деятельности высших учебных заведений на современном этапе. От того, насколько студенты смогут сформировать компетенции в научно-исследовательской сфере, во многом будет зависеть их способность продолжать образование и самообразование на протяжении всей жизни и трудоустройство. Объявление Президентом РФ Десятилетия науки и технологий способствовали пересмотру и актуализации многих направлений организации научно-исследовательской деятельности студентов. В данной работе в соответствии с инициативами Плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий авторами выделены четыре ключевых вектора развития молодежной науки в классическом университете: 1) популяризация науки среди обучающихся и привлечение к научно-исследовательской и проектной деятельности талантливой молодежи; 2) формирование у студентов дополнительных профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности; 3) апробация и распространение результатов научно-исследовательской деятельности студентов; 4) взаимодействие молодежной науки, бизнеса, государства и общества. В работе авторы а) описывают актуальность развития молодежной науки на современном этапе; б) проводят анализ педагогических исследований, посвященных описанию предметного содержания организации научно-исследовательской деятельности студентов и опыта проведения вузами научно-просветительских и образовательных проектов, целью которых выступает формирование у студентов дополнительных профессиональных и надпрофессиональных компетенций; в) представляют мероприятия Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в рамках каждого из четырех векторов развития молодежной науки в вузе.

Об авторах

П. С. Моисеев

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: orgwork@tsutmb.ru
ORCID iD: 0000-0003-2955-0324

кандидат экономических наук, доцент, и.о. ректора

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

П. В. Сысоев

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: psysoyev@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7478-7828

доктор педагогических наук, профессор, начальник управления организации научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Д. О. Сорокин

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: sorokindanila2002@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7738-7416

председатель объединенного студенческого научного совета

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (218). С. 75-82. https://elibrary.ru/zowuhl
  2. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие молодежной науки в классическом вузе: Опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. 130 с. https://elibrary.ru/dzexmp
  3. Хашхожева Д.А., Паритов А.Ю., Гелястанова М.Т., Махотлова З.А., Суншева Б.М., Аккизов А.Ю. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу и ее перспективы как элемента самостоятельной работы студента-магистранта // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. Ст. 114. https://elibrary.ru/yunecl
  4. Головко Р.А., Хазова С.А., Григорова Э.В., Субботина Е.А. Организация научно-исследовательской работы студентов первых курсов технического колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. № 1 (233). С. 61-68. https://elibrary.ru/zcibkp
  5. Антонова В.М., Сухорукова Н.А. Методические вопросы привлечения студентов к научно-исследовательским работам // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2020. Т. 9. № 2. С. 27-29. https://elibrary.ru/ryopjs
  6. Кутлияров Д.Н., Кутлияров А.Н. Научно-исследовательская работа студентов в вузе // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. 2013. № 5. С. 92-94. https://elibrary.ru/vdnuvl
  7. Латышева В.В., Разумнова Л.Л. Организация научно-исследовательской работы студентов магистратуры в аэрокосмическом вузе (на примере МАИ (Национальный исследовательский университет)) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 10 (92). Ст. 31. https://elibrary.ru/xxixon
  8. Зиязиева Л.Р., Еламанова А.Б., Жакенова А.Т., Кайкенова А.А. Организация научно-исследовательской работы студентов с целью формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 4-1 (36). С. 26-27. https://elibrary.ru/uenpxh
  9. Баранов А.А., Малашенко В.Н., Климачева О.В., Хмельцова О.И. Студенческая наука: достижения и перспективы // Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 107-112. https://elibrary.ru/swjxen
  10. Тюменцева Е.Ю., Штабнова В.Л. Студенческое научное общество в становлении специалиста в Омском государственном институте сервиса // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24). С. 98-104. https//doi.org/10.17238/issn1998-5320.2016.24.98, https://elibrary.ru/wkbsun
  11. Решетников В.А., Соколов Н.А., Херсонский И.И., Фролова М.А. К истории студенческих научных обществ в области общественного здоровья: научные кружки при кафедре социальной гигиены // История медицины. 2021. Т. 7. № 2. С. 147-152. https://doi.org/10.17720/2409-5583.t7.2.2021.04d, https://elibrary.ru/ecrpjy
  12. Арефьева О.В. Роль студенческого научного общества колледжа в развитии исследовательских навыков учащихся // Методист. 2009. № 3. С. 40-45. https://elibrary.ru/ugkzhl
  13. Буркова Л.Л. Организация научно-исследовательской работы студентов в студенческой научной лаборатории «Доброград – 01» // Modern European Researchers. 2015. № 5. С. 89-91. https://elibrary.ru/urksbn
  14. Дермер П.Б., Добринец М.В., Гофман А.М. Совет обучающихся как форма студенческого самоуправления // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 110-116. https://elibrary.ru/tsncfh
  15. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. «Школа компетенций» – технология формирования дополнительных компетенций студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 20-29. https://elibrary.ru/xnojfr
  16. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Кластерный подход к развитию молодежного предпринимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 102-109. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-102-109, https://elibrary.ru/bynydu
  17. Захаров Д.Ю., Кравцова Л.А., Щербатюк Я.В. Молодежное самоуправление в сфере науки как основа формирования кадрового потенциала // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 132-139. https://elibrary.ru/xeqctz
  18. Гришаев О.В. Социальная и воспитательная деятельность вуза в рамках выполнения программы развития студенческих объединений // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 137-142. https://elibrary.ru/vxjhsl
  19. Чернова К.С., Сидорова Н.В. Организация работы студенческого научного общества в учреждении среднего профессионального образования как средство формирования компетенции // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 100-106. https://doi.org/10.33065/2307-1052-2020-2-32-100-106, https://elibrary.ru/qasakv
  20. Кондратьева Т.Н., Матвеева Н.В. Организация деятельности студенческого научного общества: обобщение опыта и перспективы дальнейшего развития // Развитие образования. 2019. № 2 (4). С. 87-89. https://doi.org/10.31483/r-32832, https://elibrary.ru/vmgcuy
  21. Канаева Л.В. Причины и коррекция публикационных девиаций в «студенческой науке» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 112-119. https://elibrary.ru/zxjgjh

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».