Реформирование Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку: к вопросу о необходимости создания единой концепции содержания олимпиадных заданий
- Авторы: Гулов А.П.1, Бакулев А.В.2, Касаткин П.И.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»
- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 30, № 5 (2025)
- Страницы: 1023-1037
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/358581
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-5-1023-1037
- ID: 358581
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Олимпиадное движение является важным фактором, оказывающим существенное влияние на выявление и развитие одаренности обучающихся. Особую роль играют перечневые олимпиады и Всероссийская олимпиада школьников (ВСОШ), в том числе по английскому языку. Высокие достижения в лингвистических состязаниях являются пропуском в ведущие селективные вузы нашей страны. При этом, несмотря на все богатство и разнообразие учебных и методических материалов для подготовки к олимпиадам, отмечается целый ряд так называемых «черных лебедей» – негативных стимулов, оказывающих существенное воздействие на дидактический и методический аспекты реализации олимпиадного движения по английскому языку. Среди них явная недостаточность внедрения системного теоретико-практического подхода, в особенности в плане контроля качества разрабатываемых заданий, критериев определения победителей и призеров, формирования предметнометодических комиссий. Цель исследования – выявить и проанализировать так называемых «черных лебедей», то есть негативные стимулы, оказавшие существенное воздействие на дальнейшую эволюцию дидактической и методической мысли в рамках подготовки к состязаниям.
Материалы и методы. В рамках исследования мы обращаемся к концепции «черных лебедей» Н. Талеба. В образовательном контексте указанная концепция сводится к диагностике и изучению неопределенностей и случайностей, которые несут в себе экзистенциальные риски для системы подготовки одаренных детей к олимпиаде по английскому языку. Отбор научной литературы для ее последующего контент-анализа проводился методом PRISMA, позволившим выделить основные кластеры направлений публикационной активности по рассматриваемой проблематике. Для получения эмпирических данных нами проведена серия полуструктурированных интервью со студентами ведущих вузов Москвы, имеющими опыт участия во ВСОШ по английскому языку.
Результаты исследования. Выявлены ключевые противоречия, оказывающиеся «черными лебедями» для олимпиадного движения по английскому языку. К таковым относятся: значимая разница в требованиях к уровню сформированности коммуникативной компетенции ФГОС школьного образования и ВСОШ; неоднозначность формулировок заданий; практики обнуления оценок за несущественные нарушения; использование не заявленных ранее форматов; задания с низкой конструктной, содержательной и внешней валидностью; недостатки в формулировке шкал и критериев оценивания; непрозрачность принципов формирования состава предметной методической комиссии. Сформулированы рекомендации, позволяющие, по нашему мнению, способствовать разрешению указанных противоречий.
Выводы. Очевидно, что при всех значимых успехах олимпиадное движение по английскому языку нуждается в системной, научно-обоснованной трансформации. Сформулированные рекомендации могут являться в определенном смысле реформирующими мерами, способствующими нейтрализации «черных лебедей» и созданию единой, но при этом обоснованно гибкой концепции олимпиадных заданий, повышая содержательную валидность, репутацию и престиж олимпиады.
Ключевые слова
Об авторах
А. П. Гулов
ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)Министерства иностранных дел Российской Федерации»
Email: gulov@tea4er.org
ORCID iD: 0000-0001-7192-5316
SPIN-код: 3490-7883
доктор педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 6
Россия, 119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76А. В. Бакулев
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: abakulev@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-5194-6555
SPIN-код: 2883-2597
кандидат филологических наук, доцент Школы иностранных языков
Россия, 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, 20П. И. Касаткин
ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет)Министерства иностранных дел Российской Федерации»
Автор, ответственный за переписку.
Email: pkas@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1361-6747
SPIN-код: 9663-7860
доктор философских наук, профессор, начальник управления научной политики
Россия, 119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76Список литературы
- 1. Hughes A. Testing for Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 251 p.
- 2. Bolshakova K.S., Shmidt E.A., Bolina M.V., Novikova V.P., Naumenko I.S. The backwash effect of EGE examination on English language teaching in public schools in Russia // INTED2022 Proceedings: 16th In-ternational Technology, Education and Development Conference. Valencia, 2022. P. 256-260. https://elibrary.ru/hxxsyy
- 3. Большакова И.Г. Обратное влияние тестирования на обучение (washback) как проблема современной тестологии (по материалам англоязычной методической литературы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. № 1. С. 118-123. https://elibrary.ru/sbgprr
- 4. Талеб Н.Н. Черный лебедь: под знаком непредсказуемости. Москва: Колибри, 2013. 735 с.
- 5. Талеб Н.Н. Как поймать «черного лебедя» или не стать его жертвой? // Методы менеджмента качест-ва. 2019. № 3. С. 10-15. https://elibrary.ru/yyfbyt
- 6. Хангельдиева И.Г. Университетское образование в условиях современных черных лебедей: вызовы и ответы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 20. С. 23-27. https://elibrary.ru/ldbpjt
- 7. Аронов И.З. Уроки Нассима Талеба: «черные лебеди» и другие животные // Контроль качества про-дукции. 2019. № 10. С. 53-58. https://elibrary.ru/ppeegc
- 8. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. Москва, 2021. 616 с.
- 9. Arksey H., O’Malley L. Scoping studies: towards a methodological framework // International Journal of Social Research Methodology. 2005. № 8. Issue 1. P. 19-32. https://doi.org/10.1080/1364557032000119616
- 10. Писаренко И.А., Ямщикова О.А. Факторы, влияющие на привлечение старшеклассников к участию в олимпиадах // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администриро-вания. 2025. № 2. С. 33-40. https://elibrary.ru/alosux
- 11. Щадная М.А. Проблемные моменты подготовки обучающихся школьников к олимпиаде по инфор-матике // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 5. С. 71-78. https://doi.org/10.17513/spno.32985, https://elibrary.ru/enpdlw
- 12. Майорова Н.С., Щербинина О.С. Школьное олимпиадное движение: история, теория и практика // Социально-политические исследования. 2024. № 4 (25). С. 175-188. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2024-4-25-175, https://elibrary.ru/zkgpyb
- 13. Скуридина С.А., Канунников Д.В., Толкачева А.А. Всероссийская олимпиада школьников в системе развития интеллектуального потенциала учащихся (на основе методологии журналистики данных) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2025. № 2 (57). С. 192-199. https://doi.org/10.36622/2587-9510.2025.57.2.023, https://elibrary.ru/fuuroe
- 14. Сивцева М.В. Олимпиадное движение как фактор реализации обновленных ФГОС НОО // Народное образование Якутии. 2023. № 1 (126). С. 14-15. https://elibrary.ru/xdpklk
- 15. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Тернистый путь учащейся молодежи к образовательной успешности: «подводные камни» олимпиадного движения // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 3 (93). С. 11-28. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2021-93-3-11-28, https://elibrary.ru/qnvdwa
- 16. Ященко И.В., Утешев И.А. О новом подходе к оценке творческого характера олимпиадных заданий // Педагогические измерения. 2024. № 2. С. 54-62. https://elibrary.ru/qrawuw
Дополнительные файлы



