Концепция формирования универсальных навыков научного труда у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрена проблема формирования навыков научного труда у студентов технических вузов. Одним из возможных путей решения является использование элементов научно-исследовательской работы в процессе обучения иностранному языку, поскольку эта учебная дисциплина предоставляет широкие возможности для формирования данных навыков. Показано, что научно-исследовательская деятельность на иностранном языке способствует развитию исследовательских умений, аналитических способностей и критического мышления. Обучение студентов различным видам работы с текстом, таким как умение извлекать информацию, использовать навыки сжатия (реферирование) и расширения информации (комментирование), цитирования, составление библиографического списка поможет им получить навыки написания статей. Умение выступить с презентацией, задавать вопросы и аргументированно доказывать свою точку зрения подготовит обучающихся к выступлению с докладом на научной конференции и участию в научной дискуссии. Использование компьютерных технологий на всех этапах обучения (поиск информации, создание письменного текста, подготовка презентации) также формирует необходимые современному специалисту навыки. Привлечение внимания студентов к научно-исследовательской работе на иностранном языке способствует повышению мотивации к научной работе и дальнейшему изучению иностранного языка, который становится средством получения профессиональной информации и обобщения уже имеющихся знаний в научной работе. Опора на ранее полученные знания выдвигает формирование навыков научного труда в рамках дисциплины «иностранный язык» на первый план для студентов неязыкового профиля обучения. Данные выводы могут быть полезны для преподавателей технического вуза и студентов и использованы для совершенствования организации научно-исследовательской работы будущих специалистов.

Об авторах

Е. В. Куликова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: ksuv77@gmail.com

Н. В. Попова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: ninavaspo@mail.ru

Список литературы

  1. Кузин Ф.А. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. М.: Ось-89, 2008. 224 с.
  2. Бессмельцева Е.С. Формирование учебно-исследовательских умений у студентов неязыковых факультетов педагогических вузов в процессе обучения немецкому языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 24 с.
  3. Киндеркнехт А.С., Хабибрахманова Ф.Р. О некоторых проблемных аспектах формирования иноязычной исследовательской культуры в письменной работе магистрантов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 126-129.
  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
  5. Колокольникова З.У., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Коршунова В.В., Фархутдинова Т.Г. Формирование универсальных компетенций у будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. Т. 3. № 2-3. С. 21-23.
  6. Сысоев П.В. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку // Язык и культура. 2015. № 4 (32). С. 151-163. doi: 10.17223/19996195/32/14
  7. Попова Н.В., Пятницкий А.Н. Формирование универсальных навыков переработки иноязычной научной информации посредством обучения студентов реферативному переводу и комментированию // Иностранные языки в школе. 2016. № 4. С. 2-12.
  8. Шепелева О.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в современной образовательной организации в дискурсе инновационной образовательной политики Российской Федерации // Педагогическое искусство. 2017. № 2. С. 70-76.
  9. Лупиногина Ю.А., Зарочинцева И.В. Обучение чтению иноязычных текстов студентов неязыковых вузов // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 142-145.
  10. Федоткина Е.В. Чтение на иностранном языке и его роль в учебном процессе в неязыковом вузе // Концепт. 2015. Т. 13. С. 1056-1060.
  11. Попова Н.В., Пятницкий А.Н. Обучение студентов технического вуза реферативному переводу с использованием открытых электронных ресурсов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8. № 1 (26). С. 120-134.
  12. Tardy C.M. Writing for the World: Wikipedia as an Introduction to Academic Writing // English Teaching Forum. 2010. № 1. P. 12-27.
  13. Еремина В.М. Особенности обучения написанию аннотации на английском языке // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. Т. 11. № 6. С. 86-92.
  14. Zemach D., Rumisek L. Writing Research Papers. Oxford: Macmillan Education, 2011. 120 p.
  15. Белякова Е.А. Проблемные задания как прием обучения иностранному языку студентов вуза // Известия ВГПУ. 2011. № 1 (55). С. 97-100.
  16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2003. 187 с.
  17. Семененко Н.М. Развитие универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения // Концепт. 2013. Т. 3. С. 816-820.
  18. Бодулева А.Р., Давлетшина Д.И. Дискуссия как средство формирования умений иноязычного общения на старшей ступени обучения иностранному языку // Инновационная наука. 2018. № 5-2. С. 80-83.
  19. Чернявская В.Е. Научный дискурс. Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. М.: ООО «Ленанд», 2017. 144 с.
  20. Арсланова Г.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов биологического факультета при изучении английского языка // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 220.
  21. Турчен Д.Н. Универсальные учебные действия как фактор обеспечения преемственности среднего и высшего образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18). С. 106-110.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».