Платон мне больше не друг: виды апелляции на всероссийской олимпиаде школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Рассмотрена проблематика конфликтов, возникающих при проведении Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ) и других олимпиад, между участниками и экспертами жюри. Цель исследования – анализ видов апелляции, которые возникли в интеллектуальных состязаниях, в рамках взаимодействия школьников и апелляционных комиссий.Материалы и методы. Методология исследования строится на качественных и количественных методах, среди которых выделим, соответственно, 1) анализ научной литературы, контент-анализ комплектов контрольно-измерительных материалов, проведение полуструктурированных интервью с московскими школьниками-олимпиадниками (20 человек); 2) опрос педагогов-наставников из различных регионов Российской Федерации (105 человек) для выявления их отношения к оспаривающим процедурам.Результаты исследования. Было выявлено, что основные виды апелляции в современном состязательном дискурсе – техническая, передвигающая, дополняющая, интерпретирующая, замещающая. Данные виды подробно описаны, к каждому предложены рекомендации участникам и их наставникам. Вскрыты основные причины апелляционного поведения школьников: некомпетентность авторов заданий, некачественная проверка, недостаточная апробация, уникальные варианты решения заданий. Результаты анкетирования наставников показали настороженное отношение респондентов к практикам апелляции. Так, 54 % учителей склонны избегать конфликтные ситуации, даже если их воспитанники вовлечены в дискуссию с жюри. 9 % респондентов указывают, что их учащиеся получили снижение баллов, 77 % не смогли достичь никакого эффекта в диалоге с жюри, и только 14 % учителей достигли положительного результата. 68 % участников опроса отмечают негативный настрой жюри, в равных долях респонденты указывают, по их мнению, на дисперсию в оценивании либо в целом на субъективные практики и отсутствие лояльности.Выводы. Теоретическая значимость преломляется в возможности дальнейших исследований и обогащения отечественной педагогической мысли. На практическом уровне полученные результаты, с одной стороны, позволяют конкурсантам более эффективно готовиться к процедуре апелляции, понимая ее виды и внутренние сложности, с другой стороны, могут быть использованы государственными операторами интеллектуальных состязаний для реформирования данного института.

Об авторах

А. П. Гулов

ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»

Автор, ответственный за переписку.
Email: gulov@tea4er.org
ORCID iD: 0000-0001-7192-5316

доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка № 6

119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76

Список литературы

  1. Майорова Н.С., Щербинина О.С. Саморазвитие обучающихся при подготовке и участии в олимпиадах и конкурсах // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2024. Т. 7. № 1 (22). С. 82-89. https://doi.org/10.54072/26586568_2024_7_1_82, https://elibrary.ru/vylmxo
  2. Calonge A., Fesharaki O., Carrillo López M. D. Spanish geology olympiad winners: What they think about their geology learning and the olympics experience? A prospective study // Episodes. 2022. Vol. 45. № 3. P. 299-308. https://doi.org/10.18814/epiiugs/2021/021027, https://elibrary.ru/bjqinf
  3. Лаптун В.И., Савинова Н.А. Олимпиадное движение в условиях педагогического вуза // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 476-480. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.53.479, https://elibrary.ru/rollpb
  4. Petersen S., Blankenburg J.S., Höffler T.N. Challenging gifted students in science – the German Science Olympiads // Teaching Gifted Learners in STEM Subjects: Developing Talent in Science, Technology, Engineering and Mathematics / eds. K.S. Taber, M. Sumida, L. McClure. London: Routledge, 2018. Р. 157-170.
  5. Тетина С.В., Лескина С.В. Совершенствование профессионального мастерства учителя-наставника в подготовке учащихся к предметным олимпиадам // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 3 (44). С. 121-129. https://elibrary.ru/txrbyf
  6. Жукова Е.С. Возможности и ограничения соревновательных форм выявления одаренности // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 3 (9). С. 121-133. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2017-3-121-133, https://elibrary.ru/ovmuca
  7. Akram T.M., Ijaz A., Ikram H. Exploring the factors responsible for declining students’ interest in chemistry // International Journal of Information and Education Technology. 2017. Vol. 7. № 2. Р. 88-94. https://doi.org/10.18178/ijiet.2017.7.2.847
  8. Смирнов С.Н., Винник А.В., Шестакова Е.Г. Организация олимпиад школьников на базе университета. Некоторые практики и проблемные вопросы // Закон и право. 2021. № 7. С. 42-45. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-7-42-45, https://elibrary.ru/plzdxz
  9. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Тернистый путь учащейся молодежи к образовательной успешности: «подводные камни» олимпиадного движения // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 3 (93). С. 11-28. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2021-93-3-11-28, https://elibrary.ru/qnvdwa
  10. Черненко С.Е., Романенко К.Р. «Обречены на успех»: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 213-238. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-213-238, https://elibrary.ru/nfmkwy
  11. Горбунова Е.В., Маюкова Е.В., Овакимян Е.В., Павлюк Д.М. Трудности интеграции как причина отсева студентов – победителей олимпиад // Вопросы образования. 2024. № 4. С. 33-60. https://doi.org/10.17323/vo-2024-17714, https://elibrary.ru/sutyns
  12. Габдурафикова А.С. Взаимосвязь между результатами участия в олимпиадах до поступления в селективный вуз и последующим карьерным выбором студентов // Исследователь/Researcher. 2023. № 4 (44). С. 52-72. https://elibrary.ru/qnenei
  13. Тороп В.В. Правовые аспекты доступности участия во Всероссийской олимпиаде школьников. На примере ВСОШ по обществознанию // Образовательная политика. 2023. № 1 (93). С. 72-81. https://doi.org/10.22394/2078-838X-2023-1-72-80, https://elibrary.ru/zuukpp
  14. Гулов А.П. О несовершенстве процедуры апелляции на Всероссийской олимпиаде школьников // Научное мнение. 2023. № 4. С. 56-61. https://doi.org/10.25807/22224378_2023_4_56, https://elibrary.ru/djutfh
  15. Аллалыев Р.М., Отарова Ф.А. Понятие и виды апелляции в гражданском процессе, ее цели и задачи // Вестник Академии управления и производства. 2024. № 4-2. С. 94-101. https://elibrary.ru/njwqua.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».