Педагогические условия обучения иноязычному межкультурному взаимодействию студентов на основе кейс-метода
- Авторы: Данилин Р.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
- Выпуск: Том 25, № 189 (2020)
- Страницы: 79-86
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298840
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-79-86
- ID: 298840
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Работа посвящена выявлению и обоснованию перечня педагогических условий обучения иноязычному межкультурному взаимодействию студентов на основе кейс-метода. На современном этапе кейс-метод выступает одним из современных методов проблемного обучения, основанных на анализе студентами конкретных ситуаций. Кейс-метод может быть использован в развитии умений иноязычного межкультурного взаимодействия студентов. Однако для достижения эффективности предлагаемой методики обучения необходимо выявить и обосновать ряд педагогических условий. На основе анализа педагогической и методической литературы, посвященной использованию дистанционных и информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, а также методов и подходов к обучению иноязычному межкультурному взаимодействию учащихся и студентов предложен перечень таких условий. Их четыре: а) владение студентами иностранным языком на уровне В1 и выше; б) способность и готовность преподавателя иностранного языка составлять кейсы, направленные на развитие умений межкультурного взаимодействия;
в) способность и готовность студентов к коллективному взаимодействию в процессе выполнения кейсов; г) последовательное выполнение этапов кейсов. Подробно представлено описание каждого из педагогических условий.
Об авторах
Р. А. Данилин
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: danilin_roman@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1478-2432
ассистент кафедры иностранных языков и методики их преподавания
Россия, 393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101Список литературы
- Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении ино-странному языку в неязыковом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2003.
- Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень): автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
- Барышников Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации. М.: Инфра-М, 2013.
- Сушкова Н.А. Педагогические условия формирования межкультурной компетенции методом погружения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 7 (75). С. 212-215.
- Филонова В.В. Компонентный состав моделей межкультурной компетенции // Вестник Тамбовского уни-верситета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 4 (120). С. 247-251.
- Дудин А.А. Психолого-педагогические условия формирования межкультурных умений студентов на ос-нове коммуникативно-этнографического подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гумани-тарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 9 (149). С. 63-72.
- Сысоев П.В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимо-действию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» // Язык и культура. 2018. № 43. С. 261-281.
- Евстигнеева И.А. Развитие дискурсивных умений обучающихся средствами современных информацион-ных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 2. С. 17-21.
- Максаев А.А. Развитие социокультурных и речевых умений учащихся на основе международных образо-вательных языковых проектов // Иностранные языки в школе. 2015. № 2. С. 47-56.
- Амерханова О.О. Обучение аспирантов иноязычному письменному научному дискурсу на основе тандем-метода (английский язык): автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2017.
- Сурмин Ю., Сидоренко А., Лобода В., Фурда А., Катерыняк И., Меер К. Ситуационный анализ, или ана-томия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
- Попова С.В. Кейс-метод как средство реализации компетентностного подхода к обучению иностранным языкам в современном школьном образовании // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 57-64.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4-11.
- Johnson D., Johnson R. Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive, and Individualistic Learning. Boston: Allyn and Bacon, 1999.
- Авраменко А.В. Мобильные технологии в руках российских школьников: панацея или приговор // Ино-странные языки в школе. 2020. № 9. С. 65-73.
- Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных технологий на современном этапе // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 80-90.
- Сысоев П.В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информацион-ных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 15-28.
- Харламенко И.В. Обучение письменной речевой деятельности для подготовки к ЕГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения // Иностранные языки в школе. 2020. № 10. С. 29-36.
- Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов // Ино-странные языки в школе. 2012. № 9. С. 71-74.
- Meagher M., Castaños F. Perceptions of American culture: The impact of an electronically-mediated cultural exchange program on Mexican high school students // Computer-Mediated Communication. Linguistic, Social and Cross-Cultural Perspectives. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 1996. P. 187-201.
- Fischer G. E-mail in Foreign Language Teaching. Towards the Creation of Virtual Classrooms. Tübingen: Stauffenburg Medien, 1998.
Дополнительные файлы
