Юридический дискурс как предмет изучения и преподавания на занятиях по иностранному языку специальности
- Авторы: Новикова Е.Р.1, Поляков О.Г.1, Хаусманн-Ушкова Н.В.1,2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Веймарский университет Баухаус
- Выпуск: Том 25, № 189 (2020)
- Страницы: 31-38
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298835
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-31-38
- ID: 298835
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлено современное состояние проблемы изучения и преподавания иноязычного юридического дискурса. Проанализированы различные точки зрения на дискурс как междисциплинарный феномен. Юридический дискурс рассмотрен в качестве разновидности институционального дискурса. Коммуникация участников юридического дискурса осуществляется на основе определенного количества правил, которые регламентируют их ролевое и нормативное поведение. В их действиях наличествует координация, свойственная данной форме общения и позволяющая воспринимать участников юридического дискурса как компоненты единого целого – более крупной институциональной системы. Дана краткая характеристика функций юридического дискурса – прескриптивной, информативной, аргументирующей, декларативной, регулятивной, интерпретационной, кумулятивной, презентационной, стратегической и кодовой. Обсуждены такие свойства юридического дискурса, как перформативность и интертекстуальность, а также описаны его составляющие. Показано отличие юридических текстов, в которых реализуется дискурс права, от текстов других специальностей. Они создаются на юридическом языке как разновидности языка для специальных целей и обладают внутри- и внешнетекстовой спецификой. Юридические тексты, несмотря на их жанровое разнообразие, имеют преимущественно стандартный формат. Такие типы юридического текста, как судебные решения и нормативно-правовые акты, доверенности и договоры, завещания и прочее, имеют специфический план построения, определенным образом делятся на части и оформляются графически. В качестве наиболее приемлемого метода изучения и преподавания иностранного языка права рассмотрен дискурсивный анализ.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Р. Новикова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: evalicci@mail.ru
Новикова Екатерина Романовна, научный сотрудник лаборатории лингвистики и межкультурной коммуникации. 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Россия
О. Г. Поляков
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: olegpo@rambler.ru
Поляков Олег Геннадиевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой лингвистики и гуманитарно-педагогического образования. 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Россия
Н. В. Хаусманн-Ушкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; Веймарский университет Баухаус
Email: nush2001@mail.ru
Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования; преподаватель немецкого языка как иностранного392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33; 99423, Федеративная Республика Германии, г. Веймар, Гешвистер-Шоль-Штрассе, 8 Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
