Взаимосвязь антропометрических характеристик и двигательных способностей подростков
- Авторы: Колесниченко Н.А.1, Демец И.М.1, Симонов С.Н.2
-
Учреждения:
- ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 25, № 186 (2020)
- Страницы: 144-153
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298636
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-144-153
- ID: 298636
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Взаимосвязь между антропометрическими параметрами и уровнем развития двигательных способностей школьников – научно важная и практически значимая тема. Используя знания о показателях физического развития, можно прогнозировать успешность освоения двигательных навыков и умений. Эти данные можно использовать в спортивном отборе и построении эффективной системы физического воспитания в общеобразовательной школе. Проведено измерение антропометрических параметров и тестирование двигательных способностей 160 школьников г. Тамбов в возрасте 15 лет. Проведен корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи отдельных антропометрических характеристик (длина и масса тела, окружность груди и экскурсия грудной клетки) и двигательных способностей (скоростная, скоростно-силовая, силовая, координационная, общая выносливость и гибкость). Как среди юношей, так и среди девушек выявлена прямая выраженная и статистически достоверная корреляция между длиной тела и скоростной и координационной способностями, а также общей выносливостью. Масса тела у школьников не имела выраженной и статистически достоверной взаимосвязи с двигательными способностями. Окружность груди и экскурсия грудной клетки у юношей имели выраженную, статистически достоверную связь с уровнем развития всех проанализированных двигательных способностей. У девушек корреляция была либо недостаточно выражена, либо имела разное направление, что указывает на отсутствие взаимозависимости. Полученные данные позволяют строить адресную стратегию развития двигательных способностей подростков на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Результаты исследования могут использоваться тренерским составом в спортивных секциях для спортивного отбора и спортивной ориентации.
Об авторах
Н. А. Колесниченко
ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации
Email: nikita_kolesnichenko@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-9454-5367
преподаватель кафедры физической подготовки
394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54аИ. М. Демец
ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации
Email: demets070912@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0471-3641
старший преподаватель кафедры физической подготовки
394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54аС. Н. Симонов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: simonovsn@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7297-9583
доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания. 1–11 классы. М.: Изд-во «Просвещение», 2011.
- Лях В.И. Гибкость и методика ее развития // Физкультура в школе. 1999. № 8.
- Левушкин С.П., Сонькин В.Д., Изаак С.И. Оценка готовности детей, подростков и молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 19-22.
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Сов. спорт, 2004. С. 122-134.
- Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
- Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры. СПб., 1997.
- Фролова С.С. Проблематика разработки комплексных программ по физической культуре для общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 58-60.
- Милушкина О.Ю., Федотов Д.М., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 1. С. 62-65.
- Гузь С.М. Силовая подготовка школьников // Физическая культура в школе. 2009. № 4. С. 17-23.
- Симонов С.Н., Степанян А.Б., Меркулов С.В. Дифференцированный подход в физкультурном образовании // Теория и практика физической культуры. 2007. № 8. С. 24-30.
- Симонов С.Н., Частихин А.А., Гулин А.В., Апокин В.В. Многомерный непараметрический анализ морфологических факторов возрастной динамики двигательных способностей школьников // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 83-85.
- Симонов С.Н., Частихин А.А., Гулин А.В., Апокин В.В. Синергетическое моделирование сенситивных периодов развития двигательных способностей школьников // Теория и практика физической культуры. 2016. № 1. С. 83-86.
Дополнительные файлы
