Подходы к изучению русского языка как родного в начальной школе
- Авторы: Павлинова И.А.1,2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»
- Выпуск: Том 25, № 185 (2020)
- Страницы: 147-152
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298609
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-185-147-152
- ID: 298609
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данное исследование является логическим продолжением работы «О формировании ценностного отношения к изучению русского языка в школе», в которой рассматривались вопросы изучения языка в трех аспектах: как государственного, как родного и как иностранного. В июле 2018 г. в России впервые был принят закон «Об изучении родных языков». Наряду с другими национальными языками, впервые русский язык стал рассматриваться не только как государственный, но и как национальный, требующий отдельного внимания и изучения. В связи с этим поднята проблема выбора научных подходов для изучения родного русского языка на первой ступени образования. Изучен курс «русского родного языка», определены его цели и задачи и предложен перечень научно-методических подходов его преподавания. Предложено изучение родного русского языка с позиции четырех научных аспектов: аксиологического, коммуникативно-деятельностного, лингвокультурологического и герменевтического. Сущность каждого из представленных подходов проанализирована с позиции степени изученности, разработанности, целесообразности использования в начальной школе в теории и на практике. Выводы об успешности применения представленных подходов к изучению родного русского языка связаны, в первую очередь, с преподавателями, которые должны быть примером настоящего знания русского языка, любви к нему, осознают и ценят богатство родной культуры. Отмечено, что введение дополнительных часов русского языка не призвано нивелировать пробелы в знаниях школьников основного курса русского языка. Изучение родного языка должно способствовать формированию у учащихся осознания себя как части русской культуры, формировать ценностное отношение не только к языку, но и к его изучению.
Ключевые слова
Об авторах
И. А. Павлинова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.pavlinova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8645-3769
аспирант; учитель начальных классов
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33; 393191, Российская Федерация, Тамбовская область, г. Котовск, ул. Набережная, 3Список литературы
- Дейкина А.Д. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами русского языка // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Москва; Ярославль, 2008. С. 11.
- Волкова Т.Н., Смирнова Т.Ю. Воспитание ценностного отношения школьников к русскому языку в процессе формирования их культурологической компетентности // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. С. 75-77.
- Сагайдачная В.В. Культурно-антропологический подход к проектированию содержания школьного естественнонаучного образования // Педагогика и психология, теория и методика обучения. 2008. № 72 (2). С. 166-169.
- Шеменева Н.С. Герменевтический подход на уроках русского языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 34-37.
- Первова Г.М. Комплексный анализ текста. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. 150 с.
- Кулаева Г.М. Отношение к родному языку как ценностный ориентир и личностный результат изучения русского языка в современной школе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (5). С. 105-110.
Дополнительные файлы
