Развитие представлений младших школьников об информационной безопасности в процессе формирования информационной культуры


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены вопросы формирования информационной культуры младших школьников, в частности, одно из актуальных направлений данного процесса – развитие представлений об информационной безопасности. Приведено обоснование важности организации работы с младшими школьниками, предполагающей воспитание у них ответственности за достижение и сохранение состояния собственной информационной защищенности. Проанализированы положения о том, что становление личности младшего школьника в условиях информационного общества должно проходить в процессе педагогического сопровождения, включающего целенаправленную работу по обеспечению информационной безопасности. Приведено описание качественной характеристики информационной культуры младших школьников, отражающее необходимые показатели. Показана роль мотивации личности в данном процессе, необходимость расширения социальных мотивов. Представлены примеры работы по развитию представлений младших школьников об информационной безопасности личности, которая осуществлялась на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики. Описаны задания, направленные на выработку потребности в проверке представленной информации. Результаты были получены в ходе проведения экспериментального исследования в школах г. Москва.

Об авторах

Е. А. Алисов

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Email: evgenii.alisov@mail.ru

Д. Ю. Калинченко

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Email: kalinchenko_dima@mail.ru

Список литературы

  1. Averin S.A., Alisov E.A., Murodkhodzhaeva N.S., Noskov I.A., Tsaplina O.V., Osipenko L.E. Information technologies in education: forming the competences of the future // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol. 7. № 4.7. P. 276-282.
  2. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 300 с.
  3. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. М.: АСТ, Астрель, 2012. 219 с.
  4. Виштак Н.М., Ходакова Н.П. Использование WEB-технологий в развитии коммуникативных действий обучающихся детской компьютерной школы // Современные образовательные WEB-технологии в системе школьной профессиональной подготовки: сб. Междунар. науч.-практ. конф. Арзамас, 2017. С. 29-32.
  5. Калинченко А.В. Информационная структура управления процессом усвоения знаний // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: материалы науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. М., 2015. С. 112-117.
  6. Гендина Н.И. Интернет и библиотеки: апокалипсис или ренессанс? // Университетская книга. 2015. № 2. С. 50-54.
  7. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. 92 с.
  8. Люгзаева С.И., Чиранова О.И. Формирование информационной культуры школьника на ступени начального общего образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2019. Т. 4. Вып. 4. C. 112-117.
  9. Леонович Е.Н., Грызина Т.Н. Подготовка учителя к организации творческой деятельности младших школьников // Среднее профессиональное образование. 2019. № 1. С. 40-42.
  10. Савенков А.И., Калинченко А.В., Ходакова Н.П. Фестиваль «Математика для малышей» как средство стимулирования познавательных интересов младших школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1 (47). С. 88-94.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».