Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников: нейропсихологический аспект
- Авторы: Воробьева А.А.1, Макарова Л.Н.2
-
Учреждения:
- ООО «Солнечный ветер»
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 27, № 5 (2022)
- Страницы: 1143-1151
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298287
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1143-1151
- ID: 298287
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования: обобщение имеющих междисциплинарных данных по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников и использование их в качестве базиса для описания процесса формирования графомоторных навыков у леворуких детей. Рассмотрена сущность и структура графомоторных навыков как компонента письменной деятельности. В структуре письма графомоторные навыки представляют завершающее звено письменной деятельности и сопряжены с начертанием графических символов. С опорой на данные нейропсихологии относительно межполушарной асимметрии у детей обоснована необходимость формирования графомоторного навыка у старших дошкольников с учетом доминирующего профиля латерализации. В качестве опоры при формировании графомоторного навыка рассмотрены положения теории уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Отмечая уровневый характер организации письменной деятельности, акцентировано внимание на роли крупной моторики, удержании позы и прочих компонентов фоновых уровней, без которых сама реализация графического навыка оказывается затруднена. Предложена схема, отражающая показатели сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников. Ведущее значение в ней имеют следующие компоненты: общая моторная готовность, зрительно-предметный гнозис и зрительно-моторная координация, элементарный графический навык. Описаны особенности педагогической работы при формировании графомоторных навыков у леворуких детей. Новизна исследования состоит в моделировании системы работы по формированию данного навыка письменной деятельности с опорой на теорию уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Предложенная системная модель может быть использована для формирования графоромоторных навыков у леворуких детей, что отражает ее практическую значимость.
Об авторах
А. А. Воробьева
ООО «Солнечный ветер»
Email: nastasia.sparrow@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2516-8566
логопед, дефектолог Семейного клуба
392027, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 205аЛ. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: mako20@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-1167-4185
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. М.: Вентана Граф, 2008. 228 с.
- Семенович А.В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 2009. 250 с.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 84 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 1997. 256 с.
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 296 с.
- Безруких М.М. Пишу красиво и правильно: как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. 239 с.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 255 с.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990. 494 с.
- Годдард Блайт С. Оценка нейромоторной готовности к обучению: диагностический уровень развития от ИНФП и школьная коррекционная программа / пер. с англ. Н.О. Давыдовой. М.: Линка-Пресс, 2017. 96 с.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
Дополнительные файлы
