Концептуальное моделирование библиотеки детского чтения педагогами
- Авторы: Первова Г.М.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 28, № 3 (2023)
- Страницы: 538-547
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297963
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-538-547
- ID: 297963
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Отражено место детского чтения в пространственно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения как функционально значимого для интеллектуального развития ребенка. Поставлена проблема отсутствия книжного фонда в детском саду, созданного по законам науки. Цель исследования – разработать концепцию формирования библиотеки детских книг в дошкольном образовательном учреждении.Материалы и методы. Раскрыты теоретические основания формирования библиотечки для детей в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены историко-литературные, книговедческие и культурологические принципы отбора и группировки детских книг и произведений для младших, средних и старших возрастных групп юных слушателей. Охарактеризованы книги картинного, игрового, деятельностного типа и классический вид книжного издания для детей. Предложены алгоритмы метода рассматривания детской книги, организации слушания, игры, творческих заданий.Результаты исследования. Сформулированы психолого-педагогические и литературоведческие законы формирования круга детского чтения: закон возрастных ограничений, возрастных соответствий и возрастной перспективы, закон содержательного пятимирия, тематического богатства и жанрового разнообразия. Отражены методические аспекты общения ребенка с книгой и журналом. Выявлена динамика мотивов обращения к детской литературе дошкольников от года-двух лет до начала школьного обучения. Подведены итоги научно-педагогических утверждений автора о качественной библиотечке детского чтения в дошкольном образовательном учреждении.Выводы. Выражена концепция комплексного научного подхода к формированию библиотечек в детских садах и отражен опыт данной деятельности, неоднократно нами апробированный. В качестве наглядного обобщения дан рисунок концептуальной модели. Данная модель может быть использована для формирования круга чтения младших школьников.
Об авторах
Г. М. Первова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: gmp47@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-2832
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Хрестоматия для маленьких / сост. Л.Н. Елисеева. М.: Просвещение, 1978. 399 с.
- Хрестоматия для маленьких и постарше / сост. Л.Н. Елисеева. М.: Знание, 1996. 382 с.
- Литература и фантазия / сост. Л.Е. Стрельцова. М.: Просвещение, 1992. 255 с.
- Путилова Е.О. Золотых ступенек ряд: книга о детстве и книги детства. СПб.: Дом детской книги, 2015. 310 с.
- Первова Г.М. Формирование библиотечки детского сада // Практика управления ДОУ. 2015. № 1. С. 28-37.
- Первова Г.М. Литературное образование дошкольников. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 104 с.
- Гриценко З.А. Детская литература. М.: Академия, 2007. 312 с.
- Первова Г.М. Детская литература. М.: Инфра-М, 2023. 190 с.
- Первова Г.М. Классики русской литературы в детском чтении. М.: Инфра-М, 2023. 205 с.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга. СПб., 1996. 127 с.
- Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти. СПб., 2000. 511 с.
- Растим читателя: Программы литературного развития детей 3–9 лет / под общ. ред. Н.К. Малаховой. М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2015. 250 с.
- Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 40 с.
Дополнительные файлы
