Нейропсихологический подход как методологическая основа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с речевыми трудностями
- Авторы: Макарова Л.Н.1, Перышкова С.А.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
- Выпуск: Том 28, № 3 (2023)
- Страницы: 527-537
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297962
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-527-537
- ID: 297962
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Проблемное поле детского развития в современном социуме актуализировало интеграцию имеющихся знаний и поиск новых методологических подходов, в рамках которых возможны комплексные исследования путей решения возникающих проблем. В науке и практике дошкольного образования актуальными и востребованными становятся знания о влиянии функционального состояния мозга и высших психических функций на познавательное и личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования – обосновать необходимость использования основных положений нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Методы исследования. Исследование выполнено на основе системного и нейропсихологического подходов. В качестве методов исследования применялись: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация.Результаты исследования. Обосновано, что нейропсихологический подход является наиболее перспективным направлением современных исследований детей с нарушением речи с позиции изучения психо-речевой патологии на основе взаимодействия мозговых систем и функций. Это позволяет более детально рассмотреть речь в качестве высшей психической функции и определить перспективы ее развития у ребенка с речевыми трудностями. Доказано, что использование нейро-педагогических методов в работе с дошкольниками позволяет не только скорректировать речевые нарушения, но и способствует развитию социокультурных и коммуникативных навыков, активизирует эмоционально-волевую сферу личности. На основе нейропсихологического подхода разработаны направления комплексной работы педагога с детьми, имеющими речевые нарушения.Выводы. Практическое применение полученных теоретических результатов позволяет выявить взаимосвязь развития мозговых структур с потенциальными возможностями конкретного ребенка, что необходимо при разработке педагогом-логопедом индивидуальной коррекционно-развивающей программы для дошкольников с нарушениями речи.
Об авторах
Л. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: mako20@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-1167-4185
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33С. А. Перышкова
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: perissveta@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1553-6003
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101Список литературы
- Ахметшина Л.В. Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 214-221. https://elibrary.ru/uochxm
- Волковская Т.Н., Куткова И.А. К проблеме изучения коммуникативных трудностей дошкольников в условиях образовательной интеграции // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 2 (54). С. 186-195. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.54.2.019, https://elibrary.ru/bwxprk
- Агрис А.Р., Ахутина Т.В. Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 64-78. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0407, https://elibrary.ru/tpuwpn
- Визель Т.Г. Артикуляция и ее нарушения (теоретический аспект с позиции нейропсихологии) // Специальное образование. 2018. № 3 (51). С. 123-135. https://doi.org/10.26170/sp18-03-11, https://elibrary.ru/ybsfvb
- Глозман Ж.М., Николаева Е.И., Карпова Н.Л., Добрин А.В. Роль функциональной ассиметрии в развитии и динамике когнитивных и речевых расстройств. М.: Психол. ин-т РАО, 2022. 194 с. https://elibrary.ru/ggydcg
- Цветкова Л.С., Покровская С.В., Цветков А.В. Письменная речь: Будущее с позиции нейропсихологии // Научное мнение. 2013. № 12. С. 339-342. https://elibrary.ru/rthrgx
- Цветков А.В., Покровская С.В. Возможна ли нейропсихологическая «экспресс»-коррекция? // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 307-309. https://elibrary.ru/vboarb
- Перышкова С.А. Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2021. Т. 20. № 3 (49). С. 9-13. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-9-13, https://elibrary.ru/dnreze
- Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 104-118. https://elibrary.ru/ekmukx
- Макарова Л.Н., Перышкова С.А. Теоретические аспекты организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья с использованием нейропсихологических технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 1. С. 9-16. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2022-21-1-9-16, https://elibrary.ru/uqjeux
- Астаева А.В., Воронкова Д.И., Королева М.Б. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 27 (203). С. 82-86. https://elibrary.ru/mwjyhz
- Беленкова С.Н. Использование нетрадиционных техник в работе с детьми, имеющими речевые нарушения // Преемственность в образовании. 2022. № 33 (11). С. 31-37. https://elibrary.ru/tcgbrs
- Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Чижикова Е.О. О некоторых тенденциях развития современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. Т. 7. № 2. С. 46-54. https://doi.org/10.12737/article_5ca4a138dd2096.48549353, https://elibrary.ru/ynthcs
Дополнительные файлы
