Таксономия целей, принципы, формы и технологии деятельности виртуальных университетов: сравнительно-педагогический анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Представлены результаты сравнительно-педагогического исследования, предпосылками которого стали: актуальность определения действенных ориентиров эффективной организации систем высшего образования, многоаспектное усиление проявлений тенденции виртуализации образования, необходимость интенсификации образовательной деятельности виртуальных университетов (особенно актуальная в условиях пандемии). Целью исследования являлось создание таксономии целей и выделение основополагающих принципов, форм и технологий образовательной деятельности виртуальных университетов.Методы исследования. В исследовании были задействованы классические для сравнительной педагогики методы: сравнительный, описательный, индуктивно-дедуктивный. Изучались цели, принципы, формы и технологии деятельности следующих виртуальных университетов: Открытого университета Великобритании (The UK’s Open University), Канадского виртуального университета (Canadian Virtual University (CVU)), Университета Phoenix (The University of Phoenix (UoP, США)), Виртуального университета малых государств Британского Содружества (The Virtual University for Small States of The Commonwealth (VUSSC)), Виртуального университета Пакистана (The Virtual University of Pakistan).Результаты исследования. В результате проведенного сравнительно-педагогического анализа цели, принципы, формы и технологии образовательной деятельности виртуальных университетов обобщены и систематизированы, что определило новизну исследования. Цели работы виртуальных университетов представлены в иерархическом порядке, соответствующем уровням целеобразования: целесообразности, целенаправленности (на уровне целенаправленности цели дифференцированы по видам деятельности: образовательной, педагогической, обеспечивающей и организационной) и целеустремленности. Выявлена совокупность базовых принципов, регламентирующих образовательную деятельность виртуальных университетов в контексте информатизации образования, дана характеристика наиболее востребованным формам и технологиям. Обозначены приоритетные содержательные направления работы виртуальных университетов, детерминируемые системой ее целей.Выводы. Представленные таксономия целей и основополагающие принципы образовательной деятельности виртуальных университетов определяют специфику этой деятельности. Количество факторов и переменных, от которых зависит образовательная деятельность виртуальных университетов, постоянно увеличивается, но это не отменяет важности и ценности умения выбрать способ обучения, который подходит конкретному человеку. Индивидуальный стиль обучения подразумевает возможность адаптировать ситуацию и материалы в соответствии со своими потребностями и, как следствие, быстрее и эффективнее осваивать новую информацию и навыки.

Об авторах

Е. А. Алисов

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Email: evgenii.alisov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9335-8172

доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования

129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4-1

Л. С. Подымова

ФГАОУ «Московский педагогический государственный университет»

Email: pod_ls@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6339-9248

доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования

119992, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1

Л. Н. Макарова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: mako20@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-1167-4185

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Guzman J.H.E., Zuluaga-Ortiz R.A., Barrios-Miranda D.A., Delahoz-Dominguez E.J. Information and Communication Technologies (ICT) in the processes of distribution and use of knowledge in Higher Education Institutions (HEIs) // Procedia Computer Science. 2022. № 198. Р. 644-649. https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.12.300
  2. Zhang Z. Application of digital intelligent communication technology in contemporary comparative education methodology // Alexandria Engineering Journal. 2022. Vol. 61. № 6. Р. 4647-4657. https://doi.org/10.1016/j.aej.2021.10.019
  3. Richards G. A guide to virtual universities for policy-makers. Burnaby: Commonwealth of learning, 2015. 42 р.
  4. Zhanbusinova B.H., Iskakova G.Sh., Shaukenova K.S., Shayakhmetova B.K., Mukasheva A.K. Virtual university modules // Bulletin of the Karaganda University. Mathematics. 2017. № 1 (85). Р. 46-51. https://elibrary.ru/uauueg
  5. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 7-17. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-1-7-17, https://elibrary.ru/nswjyn
  6. D’Antoni S. The virtual university: models and messages. Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization Press, 2006. 451 р.
  7. Boulton C.A., Kent C., Williams H.T.P. Virtual learning environment engagement and learning outcomes at a ‘bricks-and-mortar’ university // Computers & Education. 2018. № 126. Р. 129-142. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.06.031
  8. Svyrydenko D., Kyvliuk V. Virtual university: education as a lifestyle // Educational Discourse: Collection of Scientific Papers. 2020. № 28 (11). Р. 38-50. https://doi.org/10.33930/ed.2019.5007.28(11)-3
  9. Подымова Л.С., Алисов Е.А. Готовность субъектов образовательного процесса к педагогическому проектированию образовательной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (92). С. 135-138. https://elibrary.ru/ncovrh
  10. Batara C., Rapat C. Design and implementation of virtual university based on ICT // International Journal of Research – Granthaalayah. 2020. № 8. Р. 144-152. https://doi.org/10.29121/granthaalayah.v8.i4.2020.19
  11. Akhmetshin E.M., Vasilev V.L., Kozachek A.V., Meshkova G.V., Mikhailova M.V. Development of digital university model in modern conditions: institutional approach // Digital Education Review. 2021. № 40. Р. 17-32. https://doi.org/10.1344/der.2021.40.17-32, https://elibrary.ru/bqpbgw
  12. Подымова Л.С., Подымов Н.А., Алисов Е.А. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4 (93). С. 663-680. https://doi.org/10.15507/1991-9468.093.022.201804.663-680, https://elibrary.ru/slvwuh
  13. Tito-Huamani P., Castaneda Th., Aponte S., Garamendi K., Custodio F., Soto E. Virtual university and educational transformation in the context of the pandemic // Revista Innova Educación. 2022. Vol. 22. № 11. Р. 113-131. https://doi.org/10.33423/jhetp.v22i11.5424
  14. Kaltheuner N.-E. The virtual university // European Heart Journal. 2018. Vol. 39. Issue 8. P. 645-648. https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehy041
  15. Ahmed M., Minhas Sh. Design, usage and impact of virtual university mobile LMS application on students learning of virtual university of Pakistan // International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering. 2021. Vol. 10. № 3. Р. 1837-1843. https://doi.org/10.30534/ijatcse/2021/491032021
  16. Leon-Gomez A., Calderon-Garrido D., Gil Fernandez R. The use of social networks in a virtual university // Campus Virtuales. 2019. Vol. 8. № 1. Р. 99-109.
  17. Elhassan F.D.M., Ahamed Y.M. Implement a virtual university in education based on a cloud computing // International Journal of Science, Environment and Technology. 2018. Vol. 7. № 1. Р. 31-38.
  18. Jameson C.M., Torres K., Mohammed Sh. Virtual faculty strategies for supporting motivation of online doctoral students // Journal of Educational Research and Practice. 2021. Vol. 11. № 1. Р. 295-305. https://doi.org/10.5590/JERAP.2021.11.1.21
  19. Averin S.A., Аlisov Е.А., Murodhodjaeva N.S., Noskov I.A., Tsaplina O.V., Osipenko L.E. Information technologies in education: forming the competences of the future // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7. № 4.7. Р. 276-282. https://doi.org/10.14419/ijet.v7i4.7.20562
  20. Anzorova S., Aibazova M., Zhapaova M., Gorda A., Kolesnikova E. Digitalization of education: pedagogical technologies in a virtual university environment // Bulletin of National Academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. 2021. № 4 (392). Р. 185-190. https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.151

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».