Координирующий и компенсирующий характер использования персональных цифровых устройств в иноязычной проектной деятельности в языковом вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Распространившиеся в последнее десятилетие персональные цифровые устройства сегодня становятся неотъемлемым элементом социальной жизни, а вместе с ней и образовательного ее аспекта. При этом традиционно подобные устройства чаще воспринимаются как фактор, препятствующий учебе. Тем не менее расширяющийся функционал персональных цифровых устройств представляет ряд возможностей для оптимизации образовательного процесса. Цель исследования – обобщение существующего опыта обращения к персональным цифровым устройствам в контексте иноязычного курса и предложение ряда сценариев координирующего и компенсирующего использования таких устройств при реализации учебной проектной деятельности.Материалы и методы. Данное исследование опирается на экспертный подход, позволяющий на основе анализа корпуса научных работ и с опорой на теоретические методы исследования, такие как систематизация, синтез, классификация и обобщение, осветить проблемы, не нашедшие должного решения среди представленных работ. В качестве материалов исследования были использованы труды отечественных и зарубежных специалистов в области методики иноязычного обучения и лингводидактики.Результаты исследования. Проведенное изучение актуальных взглядов на проблематику использования персональных цифровых устройств в контексте вузовского иноязычного курса позволило идентифицировать продуктивные направления обращения к таким устройствам при реализации учебной проектной деятельности. Выделены сценарии координирующего и компенсирующего использования персональных цифровых устройств в рамках иноязычного курса. Определен ряд особенностей и форматов координирующей учебной интеракции при помощи персональных цифровых устройств. Выделены ремедиальный и комплементарный форматы компенсирующего использования персональных цифровых устройств при представлении учебных презентаций в рамках вузовского иноязычного курса.Выводы. Несмотря на традиционно-настороженное отношение к персональным цифровым устройствам в контексте иноязычного занятия, существует ряд продуктивных сценариев их использования. Подобные сценарии относятся как к аудиторной, так и внеаудиторной учебной работе, каждая из которых является неотъемлемым элементом реализации проектной деятельности в рамках курса по иностранному языку. При рациональном и научно обоснованном использовании в контексте иноязычного курса персональные цифровые устройства позволяют компенсировать ряд ограничений технического характера, а кроме того, способствуют облегчению мультимодальных и мультимедийных координационных взаимодействий между студентами, работающими над учебным проектом. В этом проявляется координирующий и компенсирующий характер использования персональных цифровых устройств при реализации иноязычной проектной деятельности в контексте языкового вуза.

Об авторах

С. В. Мотов

Университет Иллинойса (Урбана-Шампейн)

Автор, ответственный за переписку.
Email: englishtambov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2897-5128

научный сотрудник кафедры славянских языков и литератур

61801, США, Иллинойс, г. Урбана, 707 Юг Мэтьюс Стрит

Список литературы

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008. 270 с.
  2. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Индивидуальные и групповые проекты на английском языке в вузе // Преподаватель XXI век. 2020. № 2. С. 74-84. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2020-2-74-84, https://www.elibrary.ru/kgbman
  3. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Либроком, 2013. 264 с. https://www.elibrary.ru/rcnhfz
  4. Мотов С.В. Обучение английскому языку на лингвокогнитивной основе: фразеологический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26. № 194. С. 35-45. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-35-45, https://www.elibrary.ru/eycssd
  5. Мотов С.В. Коммуникативный аспект лингвокогнитивного подхода к иноязычному обучению // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1179-1193. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1179-1193, https://www.elibrary.ru/bwddjq
  6. Tolksdorf N.F., Mertens U.J. Beyond words. Children’s multimodal responses during word learning with a social robot // International Perspectives on Digital Media and Early Literacy. The Impact of Digital Devices on Learning, Language Acquisition and Social Interactions. London and New York: Routledge Publ., 2021. P. 90-102. https://doi.org/10.4324/9780429321399
  7. Dressman M. Multimodality and language learning // The Handbook of Informal Language Learning. Hoboken, New Jersey: Wiley Blackwell Publ., 2020. P. 39-56. https://doi.org/10.1002/9781119472384
  8. Davis N. Digital Technologies and Change in Education. The Arena Framework. New York, London: Routledge Publ., 2018. 174 p.
  9. Delcker J., Honal A., Ifenthaler D. Mobile device usage in higher education // Digital Technologies: Sustainable Innovations for Improving Teaching and Learning. Cham, Switzerland: Springer Publ., 2018. P. 45-56. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73417-0
  10. McCarty S., Sato T., Obari H. Implementing Mobile Language Learning Technologies in Japan. Singapore: Springer Publ., 2017. 97 p. https://doi.org/10.1007/978-981-10-2451-1
  11. Miosga C. Cognitively activating and emotionally attuning interactions. Their relevance for language and literacy learning and teaching with digital media // International Perspectives on Digital Media and Early Literacy. The Impact of Digital Devices on Learning, Language Acquisition and Social Interactions. London and New York: Routledge Publ., 2021. P. 27-49. https://doi.org/10.4324/9780429321399
  12. Wang C., Winstead L. Handbook of Research on Foreign Language Education in the Digital Age. Hershey, PA: IGI Global Publ., 2016. 460 p. https://doi.org/10.4018/978-1-5225-0177-0
  13. Nikolopoulou K. Mobile devices and mobile learning in Greek secondary education: Policy, empirical findings and implications // Handbook for Online Learning Contexts: Digital, Mobile and Open. Cham, Switzerland: Springer Publ., 2021. P. 67-80. https://doi.org/10.1007/978-3-030-67349-9
  14. Longman D., Younie S. A critical review of emerging pedagogical perspectives on mobile learning // Handbook for Online Learning Contexts: Digital, Mobile and Open. Cham, Switzerland: Springer Publ., 2021. P. 67-80. P. 183-200. https://doi.org/10.1007/978-3-030-67349-9
  15. Cardullo V.M., Zygouris-Coe V.I., Wilson N.S. The benefits and challenges of mobile and ubiquitous technology in education // Promoting active Learning through the Integration of Mobile and Ubiquitous Technologies. Hershey, PA: IGI Global Publ., 2015. P. 1-23. https://doi.org/10.4018/978-1-4666-6343-5
  16. Hartle S. Developing blended learning materials // The Routledge Handbook of Materials Development for Language Teaching. London and New York: Routledge Publ., 2022. P. 399-413. https://doi.org/10.4324/b22783
  17. Kukulska-Hulme A., Lee H. Mobile Collaboration for language learning and cultural learning // The Handbook of Informal Language Learning. Hoboken, New Jersey: Wiley Blackwell Publ., 2020. P. 169-180. https://doi.org/10.1002/9781119472384
  18. Warner J. Adolescents’ New Literacies with and through Mobile Phones. New York: Peter Lang Publ., 2017. 198 p. https://doi.org/10.3726/b11221
  19. Титова С.В. Иерархия современных теорий, методов и подходов к обучению иностранным языкам // Вестник Московского университета. Сер. 19. 2023. Т. 26. № 4. С. 85-102. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-4-6, https://www.elibrary.ru/knnvse
  20. Liu H., Tao W., Cain W. Investigating mobile assisted English foreign language learning and teaching in China: Issues, attitudes and perceptions // Handbook of Research on Foreign Language Education in the Digital Age. Hershey, PA: IGI Global Publ., 2016. P. 315-333. https://doi.org/10.4018/978-1-5225-0177-0

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».