Цифровой глоссарий как инструмент повышения эффективности модели CLIL в техническом (авиационном) вузе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Представлены результаты внедрения методической модели предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в техническом университете на основе цифрового глоссария в качестве носителя профессиональной и языковой информации и дидактического инструмента с целью интенсификации процесса обучения в рамках курса «Авиационный английский язык», обеспечения последовательного совершенствования как речевых умений иноязычного говорения, так и сопутствующих языковых навыков и, следовательно, повышения квалификации будущих специалистов, достаточной для осуществления успешной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по общему и авиационному английскому языку.
Материалы и методы. Использованы такие методы, как анализ научной литературы по теме исследования и документов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), регламентирующих требования к языковой подготовке авиационного персонала, сравнение и подбор онлайн-платформ для создания цифрового глоссария, эксперимент и наблюдение.
Результаты исследования. На основе опыта включения цифровых технологий в процесс обучения иностранному языку было проведено экспериментальное обучение на базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.
Выводы. Включение цифрового глоссария в качестве элемента модели в процесс предметно-языкового интегрированного обучения создает условия для развития и совершенствования уровня владения иностранным языком и профессиональных знаний и, следовательно, обеспечивает большую квалификации студентов – будущих пилотов гражданской авиации

Об авторах

Л. П. Халяпина

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: halyapina_lp@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1283-2245

Халяпина Людмила Петровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики

Россия, 195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

К. М. Яхьяева

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»

Автор, ответственный за переписку.
Email: yakm@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0815-8892

Яхьяева Камила Мурадовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры языковой подготовки № 7

Россия, 196210, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 38

Список литературы

  1. Marsh D. et al. (2010). Framework for CLIL Teacher Education: A Framework for the Professional Develop-ment of CLIL Teachers. Graz, European Centre for Modern Languages Publ.
  2. Coyle D., Hood Ph., Marsh D. (2010). CLIL Content and Language Integrated Learning. Cambridge, Cam-bridge University Press Publ., 173 p.
  3. Darn S. (2006). Content and Language Integrated Learning (CLIL): A European Overview. Izmir, Izmir Univer-sity of Economics Publ.
  4. Dalton-Puffer C. (2011). Content-and-language integrated learning: From practice to principles? Annual Review of Applied Linguistics, vol. 31, pp. 182-204.
  5. Mehisto P., Ting T. (2017). CLIL Essentials for Secondary School Teachers. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 312 p.
  6. Pavón Vázquez V. et al. (2018). Learning outcomes in CLIL programmes: A comparison of results between urban and rural environments. Porta Lingarium, no. 29, pp. 9-28. http://dx.doi.org/10.30827/Digibug.54020
  7. Zaripova R.R., Salekhova L.L., Danilov A.V. (2017). Interactive web 2.0 tools in content and language inte-grated learning. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, no. 1, pp. 78-87. (In Russ.) https://elibrary.ru/xqxedp
  8. Grigor’eva K.S., Salekhova L.L. (2014). Implementation of the principles of object-language integrated learning through tehnology web 2.0 in a technical university. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya = RUDN Journal of Informatization in Education, no. 2, pp. 11-19. (In Russ.) https://elibrary.ru/scnmsl
  9. Khalyapina L.P., Yakhyaeva K.M. (2021). Content and stages of implementation of the methodological model of integrated learning for a foreign language and professional disciplines based on digital technologies. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 5, pp. 56-63. (In Russ.) https://elibrary.ru/cnjuig
  10. Baranova T., Khalyapina L., Yakhyaeva C. (2019). Google products as a source of students’ autonomy in con-tent and language integrated learning. 12th International Conference on Developments in eSystems Engineering (DeSE). Kazan, Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc. Publ., pp. 383-387. https://doi.org/10.1109/DeSE.2019.00076, https://elibrary.ru/waffsn
  11. Herasymenko L. et al. (2021). Reticence is not a virtue in aviation: improving English speaking proficiency of future aviation specialists. Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidi-mensionala, vol. 13, issue 2, pp. 498-515. http://dx.doi.org/10.18662/rrem/13.2/433
  12. Paramasivam S. (2013). Materials development for speaking skills in Aviation English for Malaysian air traffic controllers: Theory and practice. Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes, vol. 1, no. 2, pp. 97-122.
  13. Sismondo S. (2018). Science and technology studies. Companion to Environmental Studies. Routledge Publ., pp. 356-359. http://dx.doi.org/10.4324/9781315640051-72
  14. Sylvia T., Rochmawati L., Novalina S.D. (2024). The efficacy of blended learning in Enhancing oral proficiency in aviation school: an in-depth investigation. Journal of English Educators Society, vol. 9, no. 1, pp. 80-96. https://doi.org/10.21070/jees.v9i1.1806
  15. Khalyapina L., Yakhyaeva C. (2019). The development and implementation of m-glossary in the system of content and language integrated learning. Communications in Computer and Information Science, vol. 1038, pp. 493-505. https://doi.org/10.1007/978-3-030-37858-5_42, https://elibrary.ru/zefwsv
  16. Fesenko O.P., Laukhina S.S. (2015). Electronic dictionaries as a product of modern lexicography. Omskii nauchnyi vestnik = Omsk Scientific Bulletin, no. 4 (141), pp. 46-48. (In Russ.) https://elibrary.ru/uktxit
  17. Marus M.L. (2014). Comparative analysis of modern multilingual online dictionaries, evidence from Multitran and ABBYY Lingvo Online dictionaries. Nauchno-metodicheskii ehlektronnyi zhurnal «Kontsept» = Scientific-methodological electronic journal “Koncept”, no. S1, pp. 51-55. (In Russ.) https://elibrary.ru/rvncdn
  18. Krylov E.G. (2018). About forming a specialist’s professional foreign language lexicon in teaching/learning en-gineering. Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki = PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, no. 1, pp. 157-166. (In Russ.) https://doi.org/10.15593/2224-9389/2018.1.13, https://elibrary.ru/yvxjzo
  19. Yataeva E.V. (2016). Learner’s electronic dictionary as a means of foreign language learning lexical compe-tence development. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 10, pp. 135-140. (In Russ.) https://elibrary.ru/xtcfkf
  20. Krylov E.G. (2012). Theory of Mechanics: Russian-English Thesaurus. Izhevsk, Kalashnikov ISTU Publ., 63 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/tfkdfr
  21. Zaripova R.R. (2014). Pedagogical experiment of implementing the Russian-English CLIL (content and lan-guage integrated learning) model in higher education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, no. 6, art. 771. (In Russ.) https://elibrary.ru/tgqpwl

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».