Эффективность методики коррекции мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи
- Авторы: Дедя А.Е.1, Гриднева В.В.2, Потешкин М.А.2
-
Учреждения:
- Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма
- Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 223-233
- Раздел: ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297490
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-223-233
- ID: 297490
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. На основании психолого-педагогических характеристик и особенностей развития детей, имеющих нарушения речи тяжелой степени, нами была усовершенствована и апробирована в ходе лонгитюдного исследования методика коррекции мелкой моторики, направленная на развитие речи у данной группы исследуемых. Данная методика реализовывалась с участием детей, обучающихся во 2 и 3 общеобразовательных классах в условиях инклюзивного образования. Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование методики коррекции мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи (n = 10). С ними проводились 12 занятий лечебной физической культурой 2 раза в неделю по 40 минут. Содержание занятия включало основную, подготовительную и заключительную части. Методика коррекции мелкой моторики реализовывалась во второй половине основной части занятия и была поделена на три блока. Первый блок включал занятия в сенсорной комнате с использованием бизибордов, во втором блоке использовались элементы песочной терапии. Третий блок сочетал первый и второй блоки.
Результаты исследования. В начале педагогического эксперимента проводилась оценка мелкой моторики с помощью проб (проба «Обводим кисти рук»; проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак–ребро–ладонь»; графическая проба А.В. Семенович «Заборчик»; проба А.В. Семенович «Реципрокная координация рук»; проба «Имитация игры на рояле»). Был выявлен низкий (50 %) и средний (50 %) уровни развития. В ходе апробирования методики коррекции мелкой моторики было предложено 12 занятий ЛФК, общей продолжительностью 40 минут. Каждое занятие включало подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная и заключительная части строились по общепринятым принципам проведения занятий. В основной части 5–8 минут уделялось общеразвивающим упражнениям. Далее осуществлялась коррекция мелкой моторики, состоящая из трех блоков: Блок 1 (1–4 занятие) занятия в сенсорной комнате на бизибордах; Блок 2 (5–8 занятие) – песочная терапия; Блок 3 (9–12 занятие) – упражнения первых двух блоков для закрепления и улучшения мелкомоторных навыков. Продолжительность трех блоков от 12 до 15 минут. После проведенного педагогического эксперимента нами были выявлены достоверные различия по всем исследуемым пробам, кроме «Кулак–ребро– ладонь». Общий уровень развития мелкой моторики повысился до среднего (80 %) и высокого уровня (20 %).
Выводы. В результате диагностики функциональных особенностей выявлены нарушения в развитии мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи. Усовершенствованная методика коррекции мелкой моторики у детей 8–9 лет с тяжелыми нарушениями речи, с включением в основную часть занятий упражнений с бизибордами и элементами песочной терапии позволила достоверно повысить проявления мелкой моторики. Темпы прироста составили 27–48 %.
Об авторах
А. Е. Дедя
Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма
Email: nastbeltikova88@mail.ru
педагог-психолог
Россия, 629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий округ, г. Надым, ул. Заводская, 7АВ. В. Гриднева
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-1475-8408
старший преподаватель
Россия, 644009, Российская Федерация, г. Омск, ул. Масленникова, 144М. А. Потешкин
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Автор, ответственный за переписку.
Email: artempoteshkin91@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2890-236X
кандидат педагогических наук, доцент
Россия, 644009, Российская Федерация, г. Омск, ул. Масленникова, 144Список литературы
- Емельянова И.Д. Коррекция психофизического состояния у старших дошкольников с нарушениями речи посредством адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2021. № 6. С. 70-71. https://elibrary.ru/bqcpyr
- Гриднева В.В. Основные компоненты содержания уроков физической культуры для детей младшего школьного возраста с депривацией зрения // Вестник Сибирского государственного университета физи-ческой культуры и спорта. 2023. № 1 (6). С. 36-42. https://elibrary.ru/bdjuoy
- Гриднева В.В. Эффективность концентрированного подхода к формированию основных движений у детей с депривацией зрения // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2024. № 4 (56). С. 136-147. https://doi.org/10.24412/2076-9091-2024-456-136-147, https://elibrary.ru/cfuyee
- Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей // Дошкольное воспитание. 2005. № 1. С. 60-64. https://elibrary.ru/vmowii
- Sutapa P. Improving motor skills in early childhood through goal-oriented play activity // Children. 2021. Vol. 8. № 11. P. 1-11. https://doi.org/10.3390/children8110994, https://elibrary.ru/qmmlop
- Верозуб А.С. Инновационный подход к разработке технологии обследования детей с тяжелыми множест-венными нарушениями развития // Специальное образование. 2022. № 1 (65). С. 54-62. https://elibrary.ru/tiizqs
- Рыжова Н.В. Ресурсы изобразительной деятельности в развитии творчества у детей с общим недоразви-тием речи // Логопед. 2017. № 3. Ст. 27.
- Dapp L.C. Physical activity and motor skills in children: a differentiated approach // Psychology of Sport and Exercise. 2021. № 54. Art. 101916. https://doi.org/10.1016/j, https://elibrary.ru/qluwkl
- Кондакова М.В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста // Проблемы педагогики. 2017. № 7 (30). С. 29-33. https://elibrary.ru/zguyxv
- Исаев Е.И. Трудности в обучении: диагностика, профилактика, преодоление // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 5. С. 7-20. https://doi.org/10.17759/pse.2023280501, https://elibrary.ru/acyfnb
- Потешкин А.В. Использование речитативов на занятиях лечебной гимнастикой у детей с церебральным параличом // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2024. № 3 (55). С. 121-130. https://doi.org/25688/2076-9091.2024.55.3.11, https://elibrary.ru/dkjhnh
- Столярова Э.И., Белова Н.Ю., Солнушкин С.Д., Чихман В.Н. Программный комплекс для коррекционной работы и тестирования детей со слухоречевыми нарушениями // Психолого-педагогические исследова-ния. 2022. Т. 14. № 1. С. 77-94. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140106, https://elibrary.ru/calyeb
- Saraswati I.K. Developing childrens’s fine motors through used materials to be useful tools in early childhood // Early Childhood Research Journal (ECRJ). 2022. Vol. 4. № 2. Р. 9-26. https://doi.org/10.23917/ecrj.v4i2.12670, https://elibrary.ru/iwhcdc
- Руднева Л.В., Романов В.А., Руднев С.С., Кораблев С.В. Педагогические условия развития у младших школьников с задержкой психического развития координационных способностей средствами на-стольных игровых упражнений // Адаптивная физическая культура. 2023. Т. 93. № 1. С. 15-18. https://elibrary.ru/lzibqv
- Рябинина Д.А. Специфика моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2022. С. 194-198. https://elibrary.ru/bvudwj
- Фадеева М.Н. Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тя-желыми нарушениями речи посредством пособий В.В. Воскобовича // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конференции. Чебоксары, 2020. С. 143-145. https://elibrary.ru/jaapsk
Дополнительные файлы
