Обучение Elevator Pitch на занятиях по иностранному языку в техническом вузе как ключевому навыку современной научной коммуникации
- Авторы: Кравченко А.Н.1, Маруневич О.В.1
-
Учреждения:
- Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 67-83
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297479
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-67-83
- ID: 297479
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В условиях междисциплинарности и глобализации науки ключевым навыком для современных исследователей является умение эффективно коммуницировать с различной аудиторией. В этой связи особое значение имеет жанр Elevator Pitch – краткая презентация, позволяющая ученым привлекать внимание к исследуемым проблемам, устанавливать профессиональные контакты и получать финансовую поддержку для своих проектов. Обучение указанному жанру студентов технических вузов на занятиях по иностранному языку способствует развитию навыков научной коммуникации и подготовке к профессиональной деятельности в международной среде. Цель исследования – оценить влияние обучения жанру Elevator Pitch на развитие навыков научной коммуникации у студентов технических вузов на занятиях по иностранному языку.
Методы исследования. Использованы методы опытно-экспериментального обучения и статистический анализ данных с использованием t-критерия Стьюдента. Эксперимент проводился в рамках курса английского языка для научно-исследовательских целей в Московском физико-техническом институте. В исследовании приняли участие студенты 3-го курса бакалавриата (N = 132) по всем направлениям подготовки. В экспериментальной группе внедрялась система заданий на подготовку Elevator Pitch, в то время как контрольная группа обучалась по стандартной программе. На контрольном этапе сравнивалась результативность экспериментальной и контрольной групп в условиях симуляции профессиональноориентированных ситуаций (ролевые игры Job Interview; Sell Your Research), для которых характерно использование жанра самопрезентации. Эффективность самопрезентации оценивалась исходя из следующих критериев: а) структура изложения; б) адаптация речи под конкретную аудиторию; в) стилистическое оформление речи; г) тайминг. При оценивании применялась комбинация преподавательской оценки и peer assessment.
Результаты исследования. По сравнению со студентами контрольной группы (КГ) студенты экспериментальной группы (ЭГ) показали статистически значимый прирост умений (p ≤ 0,05) по таким критериям, как структура изложения, адаптация речи под аудиторию, стилистическое оформление речи и тайминг. Peer assessment в ролевых играх выявила предпочтение аудитории в пользу студентов, обучавшихся Elevator Pitch в экспериментальной группе (61 % предпочтений в пользу ЭГ для игры Job Interview; 64 % предпочтений в пользу ЭГ для игры Sell Your Research).
Выводы. Студенты экспериментальной группы значительно улучшили свои навыки научной коммуникации, самопрезентации и презентации исследований в условиях, имитирующих реальные ситуации. Обучение Elevator Pitch является эффективным инструментом для развития навыков научной коммуникации у студентов технических вузов. Внедрение заданий на подготовку Elevator Pitch в программы обучения иностранному языку способствует успешной профессиональной коммуникации, установлению контактов и привлечению внимания к научным исследованиям.
Об авторах
А. Н. Кравченко
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
Email: kravchenko.an@mipt.ru
Кравченко Анастасия Николаевна, старший преподаватель департамента иностранных языков141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., 9, стр. 1 Россия
О. В. Маруневич
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: marunevich.ov@mipt.ru
Маруневич Оксана Викторовна, кандидат филологических наук, доцент департамента иностранных языковScopus Author ID: 57224907803ResearcherID: AAG-4201-2021 141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., 9, стр. 1 Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
