Повседневные практики воспитанников системы профессионально-технического образования Крыма в 1940-е – 1950-е годы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Немало написано о взаимоотношениях советского человека с властью и пространством большой политики, его жизни и быте. Однако мы уверены, что целесообразно продолжить изучение проблем советской повседневности. В наше время актуальность приобретает интерес к теме истории повседневности и микроистории, а также попытки переосмыслить опыт советского периода. Рассмотрена повседневная жизнь воспитанников государственной системы трудовых резервов после окончания Великой Отечественной войны на примере учебных заведений Крыма.

Материалы и методы. Использовались принципы историзма, системности, объективности, методология исследования – системный подход, а также комплекс взаимодополняющих общенаучных методов.

Результаты исследования. Профессионально-техническое образование в качестве объекта исследования выбрано не случайно. Вот уже более 80 лет оно является институтом воспроизводства квалифицированной рабочей силы и одновременно выполняет экономическую функцию. А также открывает молодым людям путь в мастерство, создает основы творческого роста. В рамках исследования в научный оборот введены новые архивные данные по данной теме.

Выводы. Значимость обращения к истории профессионально-технического образования дает возможность уклониться от былых ошибок, уравнять существующие противоречия, а также выбрать наиболее продуктивный путь развития профессионально-технического образования в наши дни. Сегодня предъявляются новые подходы к системе обучения и подготовки рабочих кадров. Знания и умения, накопленные в профессионально-техническом образовании, дают безграничный потенциал для совершенствования содержания, форм и способов обучения. Поэтому следует изучать деятельность существовавших раньше школ, училищ и техникумов.

Об авторах

Валерий Александрович Дозморов

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Автор, ответственный за переписку.
Email: Dozmorov-Valeriy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8027-7277

научный сотрудник кафедры истории России

Россия, 295007, Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4

Список литературы

  1. Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. М.: Европа, 2005. 526 с. https://elibrary.ru/qpbqyh
  2. Кринко Е.Ф., Тажидинова И.Г., Хлынина Т.П. Повседневный мир советского человека 1920–1940-х гг.: жизнь в условиях социальных трансформаций. Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. 360 с. https://elibrary.ru/sxnuwx
  3. Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940–1985 / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М.: Вариант, 2008. 373 с. https://elibrary.ru/qoielv
  4. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность, 1945–1953. М.: РОССПЭН, 1999. 229 с. https://elibrary.ru/pxpcjp
  5. Кукулин И., Майофис М., Сафронов П. и др. Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е). М.: Новое лит. обозрение, 2015. 720 с. https://elib-rary.ru/txweal
  6. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М.: Национ. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2010. 320 с. https://elib-rary.ru/ygdnip
  7. Kalenda J., Schwartzhoff S. Cultural sociology: a new approach to the study of the history of education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. P. 3055-3062. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.1098
  8. Silova I., Palandjian G. Soviet empire, Childhood, and Education // Revista Española de Educación Comparada. 2018. № 31. Р. 147-171. http://dx.doi.org/10.5944/reec.31.2018.21592
  9. McCulloch G. New directions in the history of education // Journal of International and Comparative Education. 2016. Vol. 5. № 1. P. 47-56. http://dx.doi.org/10.14425/jice.2016.5.1.47
  10. Beattie L. “We’re all mad here…” Soviet leadership and its impact on education through the looking glass of Raymond Williams’s cultural materialism // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 62. P. 1-8. http://dx.doi.org/10.1016/j.ijedudev.2018.02.002
  11. Cox A.M. Policy and Practice: Russian and Soviet Education during Times of Social and Political Change. Boston, 2011. 73 p.
  12. Захаровский Л.В., Резников С.Л. Воспитательная деятельность в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов СССР в 1940–1950-е годы // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2 (45). С. 79-88. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.006, https://elib-rary.ru/sazgpe
  13. Скоробогатов А.В., Иуков Е.А. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII–XX вв.) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 181-185. https://elibrary.ru/zcmzfz
  14. Усманова С.А. К истории деятельности Тотайкойского педтехникума. 1922–1931 гг. // Крымское историческое обозрение. 2017. № 1. С. 76-85. https://elibrary.ru/zmnckr
  15. Kosogova A., Araslanova A. The Role of the “Human Factor” in the context of strengthening interaction between higher education and Industry in the USSR (the second half of the 20th Century) // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Р. 168-173. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.612, https://elibrary.ru/vvyhbq
  16. Fedotova O. Russian education in the system of global interactions: trends and theoretical projection // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Р. 414-421. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.695, https://elibrary.ru/aosptp
  17. Дозморов В.А. Анализ организационно-распорядительной документации учебных заведений региональной системы государственных трудовых резервов Крыма (на примере ремесленного училища
  18. № 1 города Керчь) // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 92-101. https://elibrary.ru/jqfcws
  19. Дозморов В.А. Эго-документы по истории системы профессионально-технического образования в советский период (региональный аспект) // Клио. 2022. № 3 (183). С. 17-23. https://doi.org/10.51676/2070-9773_2022_03_17, https://elibrary.ru/xxswsl

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».