Методическая модель обучения студентов языковых специальностей иноязычному письменному речевому высказыванию на основе метода взаимной оценки
- Авторы: Кретов Д.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского»
- Выпуск: Том 27, № 5 (2022)
- Страницы: 1217-1228
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298294
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-5-1217-1228
- ID: 298294
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Разработана модель методической системы обучения студентов языковых специальностей иноязычному письменному речевому высказыванию на основе метода взаимной оценки. Под методической системой понимается совокупность иерархически выстроенных между собой ключевых составляющих процесса обучения языку. В структурном плане методическая система включает в себя четыре части: 1) целеполагание, в которую входит социальный заказ и потребности студентов в овладении конкретными умениями или компетенциями; 2) методологию, включающую основные педагогические и методические подходы, а также принципы, посредством которых подходы будут реализовываться в процессе обучения; 3) содержательную часть, включающую основные методы обучения, формы, условия, средства и содержание обучения; 4) результативно-оценочную часть, в которую входят результаты обучения и их оценка. В основе методической системы лежат системный, личностно-ориентированный, деятельностный и коммуникативно-когнитивный подходы. Эти подходы реализуются на практике через педагогические и методические принципы. Представлены и подробно описаны такие методические принципы обучения студентов иноязычному письменному высказыванию, как принцип функциональности, принцип речевой направленности, принцип новизны, принцип взаимосвязи всех видов речевой деятельности, принцип поэтапного обучения, принцип сочетания коммуникативных заданий и тренировочных упражнений. Обучение осуществляется на основе метода взаимной оценки и коммуникативного метода обучения. Также на процессуальных этапах обучения студенты используют тренировочные упражнения для лучшего овладения материалом. Содержание обучения письменной речи студентов языкового вуза отвечает современным требованиям к уровню владения языком и программным требованиям вуза. Используемые средства обучения включают традиционные средства (УМК по иностранному языку) и инновационные средства (закрытую группу в социальной сети «ВКонтакте», действующую по принципу блог-технологии). Детально описаны все компоненты методической системы.
Об авторах
Д. В. Кретов
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Автор, ответственный за переписку.
Email: decret@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2399-4469
ассистент кафедры английского языка
398020, Российская Федерация, г. Липецк, ул. Ленина, 42Список литературы
- Бим И.Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации. М.: Просвещение, 1974. 248 с.
- Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). М.: ВК, 2012. 335 с.
- Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970. С. 7-48.
- Дудин А.А. Методическая система развития межкультурных умений у студентов на основе коммуникативно-этнографического подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 20. Вып. 12 (152). С. 30-40. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-30-40
- Мерзляков К.А. Метод рецензирования в методике обучения письменной речи на иностранном языке // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. Вып. 3-4 (155-156). С. 38-48. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-38-48
- Семич Ю.И. Методическая модель обучения студентов письменному высказыванию на основе корпусных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 176. С. 56-66. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-56-66
- Токмакова Ю.В. Методическая модель обучения иноязычному профессиональному общению студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» на основе интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 186. С. 53-63. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-186-53-63
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. M.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении как фактор гуманизации образования // Русский язык за рубежом. 1991. № 3. С. 91-95.
- Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. Теоретические основы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 56 с.
- Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. № 1. P. 1-48.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1965. 227 с.
- Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1988. 254 с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
- Кретов Д.В. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка, организующего обучение студентов иноязычному письменному высказыванию на основе метода взаимной оценки // Державинский форум. 2020. Т. 4. № 16. С. 85-92.
- Кретов Д.В. Лингводидактические функции метода взаимной оценки при обучении студентов письменному речевому высказыванию // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 189. С. 58-68. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-58-68
- Кретов Д.В. Определение психологических и педагогических условий обучения студентов иноязычному письменному речевому высказыванию на основе инновационных методов обучения // Державинский форум. 2022. Т. 6. № 3. С. 421-433.
Дополнительные файлы
