Методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Моделирование как метод используется для создания и работы с моделями различных объектов или процессов. Модели позволяют визуализировать абстрактные и сложные научные концепции для того, чтобы лучше понимать их. В методике обучения иностранному языку моделирование используется для проведения экспериментального обучения в условиях контролируемого окружения, прогнозирования результатов, а также планирования дальнейших действий. Диктоглосс как средство обучения иностранному языку имитирует разновидность диктанта, при котором студенты воспроизводят услышанный текст, используя корректные стилистические и лексико-грамматические формы. Формат проведения диктоглосса позволяет использовать его в форме смешанного обучения с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, делая его более доступным для студентов. Однако в научно-методической литературе отсутствуют работы, посвященные развитию иноязычных коммуникативных способностей студентов языкового факультета на основе диктоглосса. Цель исследования – построить методическую модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса.Методы исследования. Для разработки методической модели в работе использовались следующие теоретические методы: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, обобщение изложенных в ней данных и концептуальных положений . На основе эмпирических методов исследования был изучен и проанализирован практический опыт использования диктоглосса как средства обучения иностранному языку, разработана и описана методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса.Результаты исследования. Разработана и описана авторская методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса. Методическая модель обучения представляет собой совокупность иерархично упорядоченных компонентов: предпосылки, целевой, теоретический, технологический и оценочнорезультативный блоки. Каждый блок содержит компоненты, раскрывающие сущность исследования и определяющие его направленность.Выводы. Разработанная методическая модель обучения студентов видам иноязычной коммуникативной деятельности на основе диктоглосса направлена на повышение интенсивности и эффективности учебного процесса. Полученные результаты могут быть использованы для разработки методических материалов по использованию технологии диктоглосса в обучении иностранному языку, а также при проведении других исследований в области методики обучения иностранному языку.

Об авторах

И. Н. Аксенова

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Email: ingaksenova@yandex.ru

Список литературы

  1. Абрамова М.А. Моделирование как метод исследования // Научный электронный журнал Меридиан. 2017. № 4 (7). С. 148-150. https://elibrary.ru/yziqpl
  2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2003. 446 с. https://elibrary.ru/nmjvyz
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2 (1325). С. 58-64. https://elibrary.ru/sguktl
  4. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования / под науч. ред. А.В. Хуторского. М.: Научновнедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 156-163. https://elibrary.ru/rwobap
  5. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 233 с. https://elibrary.ru/qwlvcr
  6. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. N. Y.: McGraw-Hill, 1997. 288 p.
  7. Canale M., Swaine M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. № 1. P. 1-47. https://doi.org/10.1093/applin/I.1.1, https://elibrary.ru/ilaqrh
  8. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 276 с. https://elibrary.ru/shdewv
  9. Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. М.: Школьная книга, 2003. 488 с. https://elibrary.ru/vfbber
  10. Шамов А.Н. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2008. № 4. С. 21-28. https://elibrary.ru/jxtnmn
  11. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003. 159 с. https://elibrary.ru/qsxqal
  12. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): в 2 кн. М., 2001. Кн. 1. С. 244-252.
  13. Всеволодова А.Х. Личностно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51-1. С. 29-31. https://doi.org/10.18411/lj-06-2019-06, https://elibrary.ru/ytirhm
  14. Willis D., Willis J. Doing Task-Based Teaching. Oxford: Oxford University Press, 2007. 296 p.
  15. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директ-Медиа, 2008. 274 с.
  16. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
  17. Сысоев П.В. Основные направления информатизации языкового образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2013. № 4. С. 83-95. https://elibrary.ru/rtefgn
  18. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных образовательных технологий на современном этапе // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 80-90. https://elibrary.ru/dkgzev
  19. Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 3 (167). С. 39-48. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48, https://elibrary.ru/yprxkz
  20. Прошина А.Н. Использование интерактивных технологий в высшей школе как условие интенсификации образовательного процесса // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 200. С. 287-296.
  21. Короткевич Ж.А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности на основе лингвострановедческого текста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 2002. 19 с.
  22. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».