Teaching foreign-language semantic reading of professionally-oriented texts based on students’ learning styles

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Importance. The principle of individualization in developing skills of foreign-language semantic reading professionally oriented texts based on students’ learning styles is studied. The relevance of the study is due to the demand for an adaptive home reading system for students majoring in nonlinguistic fields.Materials and Methods. The ways of diagnosing the learning styles of second-year engineering students using the questionnaire of R. Felder and B. Solomon are described and individualized tasks for improving the semantic reading skills in English according to students’ learning styles are proposed.Results and Discussion. The use of the Felder–Silverman model of learning styles, describing various styles of perception, input, processing and understanding of the information received seems to be an important variable to study, since it helps to individualize the various stages of working with a foreign language text. The results of the experimental training proved that the proposed approach positively influenced the students’ progress in foreign-language semantic reading.Conclusion. Determining the learning styles of students enables university lecturers to take into account the individual characteristics of students’ cognitive processes, their current cognitive strategies and, thus, individualize foreign language teaching.

About the authors

N. I. Almazova

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Email: almazova_ni@spbstu.ru

N. A. Leushina

Petrozavodsk State University

Email: nadezhda.leu@yandex.ru

References

  1. Новикова А.Н., Федорова С.Н. Учет когнитивных стилей обучающихся при выборе стратегий обучения иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7-4 (109). С. 95-100. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.125, https://elibrary.ru/melqhu
  2. Обдалова О. А., Соболева А.В. Учет когнитивных стилей обучающихся как способ индивидуализации процесса обучения иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 2 (22). С. 110-115. https://elibrary.ru/qirbmp
  3. Попова В.В. Учет когнитивных стилей при обучении иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 3 (30). С. 14-19. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2017-3-14-19, https://elibrary.ru/zhqykh
  4. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с. https://elibrary.ru/pvnqxb
  5. Witkin H.A., Goodenough D.R., Oltman P.K. Psychological differentiation: current status // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. Vol. 37. № 7. P. 1127-1145. https://doi.org/10.1037/0022-3514.37.7.1127
  6. Gardner R.W., Jackson D.N., Messick S.J. Personality Organization in Cognitive Controls and Intellectual Abilities. N. Y.: International Universities Press, 1960. (Psychological Issues. Vol. 2. № 4. Monograph 8). 149 p. https://doi.org/10.1037/11215-000
  7. Gardner R.W., Holzman P.S., Klein G.S. et al. Cognitive Control: A Study of Individual Consistencies in Cognitive Behavior. N. Y.: International Universities Press, 1959. (Psychological Issues. Vol. 1. № 4. Monograph 4). 186 p. https://doi.org/10.1037/11216-000
  8. Klein G.S., Gardner R.W., Schlesinger H.J. Tolerance for unrealistic experiences: a study of the generality of a cognitive control // British Journal of Psychology. 1962. Vol. 53. Issue 1. P. 41-55. https://doi.org/10.1111/j.2044-8295.1962.tb00813.x
  9. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.
  10. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д.: Булат, 2000. 351 с.
  11. Личностно ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / гл. ред. Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. 285 с.
  12. Исакова А.А. Принципы индивидуализации в обучении иностранному языку студентов инженерных специальностей // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 1. Ст. 36. https://elibrary.ru/yjmcft
  13. Коршунов С.В., Строганов Д.В., Зырянов В.В. Переход вузов на ФГОС ВПО: взгляд через призму интервью со специалистами по учебно-методической работе // Экспертно-аналитическое обеспечение качества образовательных программ профессионального образования: опыт внедрения ФГОС: материалы семинара-совещания для руководящих работников учреждений проф. образования Урал. фед. округа. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. С. 212-242. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28629/1/fgos_2012_09.pdf (дата обращения: 16.01.2024).
  14. Яковенко И.А. Формирование стратегий иноязычного смыслового чтения текстовой информации // Педагогика и психология образования. 2017. № 3. С. 38-43. https://elibrary.ru/zioyan
  15. Серова Т.С. Характеристики и функции профессионально ориентированного чтения в образовательной и исследовательской деятельности студентов, аспирантов и преподавателей университетов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2013. № 7. С. 3-12. https://elibrary.ru/rdwzmz
  16. Обучение чтению на иностранном языке в современном университете / под науч. ред. Н.В. Баграмовой, Н.В. Смирновой, И.Ю. Щемелевой. М.: Изд-во «Юрайт», 2020. 186 с. https://elibrary.ru/njkapv
  17. Кузьмина Л.Г., Соловова Е.Н., Стернина М.А. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов: комплект программ для трех ступеней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2016. 38 с. https://elibrary.ru/hpmoec
  18. Каспарова М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1988. № 5. С. 43-47.
  19. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению // Иностранные языки в школе. 1999. № 1. С. 5-11; № 2. С. 3-6.
  20. Стогниева О.Н. Индивидуализация как необходимое условие процесса обучения иностранному языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 153-158. https://elibrary.ru/uyyisp
  21. Riechmann S.W., Grasha A.F. A rational approach to developing and assessing the construct validity of a Student Learning Style Scales instrument // The Journal of Psychology. 1974. Vol. 87. Issue 2. P. 213-223. https://doi.org/10.1080/00223980.1974.9915693
  22. Entwistle N.J. Styles of Learning and Teaching: an Integrated Outline of Educational Psychology for Students, Teachers and Lecturers. Chichester; New York; Brisbane; Toronto: John Wiley & Sons, 1981. 293 p.
  23. Allen K., Sheve J., Nieter V. Understanding Learning Styles: Making a Difference for Diverse Learners. Huntington Beach: Shell Education, 2010. 176 p.
  24. Kolb D.A. Experiential Learning: Experience as The Source of Learning and Development. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1984. 256 p.
  25. Dunn R., Dunn K., Price G.E. Learning Style Inventory. Lawrence: Price Systems, 1998.
  26. Herrmann N. The Creative Brain: Insights into Creativity, Communication, Management, Education and Self-Understanding. Lake Lure: Ned Herrmann Group, 1995.
  27. Gregorc A.F. Gregorc Style Delineator: Development, Technical, and Administration Manual. Columbia: Gregorc Associates, 1984. 43 p.
  28. Fleming N.D. Teaching and Learning Styles: VARK Strategies. Christchurch, 2001. 128 p.
  29. Rousseau L., Gauthier Y., Caron J. L’utilité des «styles d’apprentissage» VAK (visuel, auditif, kinesthésique) en éducation: entre l’hypothèse de recherche et le mythe scientifique // Revue de psychoeducation. 2018. Vol. 47. № 2. P. 409-448. https://doi.org/10.7202/1054067ar
  30. Rogowsky B.A., Calhoun B.M., Tallal P. Providing instruction based on students’ learning style preferences does not improve learning // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00164
  31. Флеминг С.М. Метамышление. Как нейронауки помогают нам понять себя. М.: Individuum, 2023. 288 с.
  32. Felder R.M., Silverman L.K. Learning and teaching styles in engineering education // Journal of Engineering Education. 1988. Vol. 78. № 7. P. 674-681.
  33. Карпов А.А. Феноменология и диагностика метакогнитивной сферы личности. Ярославль: ЯрГУ, 2016. 208 с. https://elibrary.ru/xgntmv
  34. Richards G.P., McNally H.A. An examination of learning styles and its impact on curriculum development // 2011 ASEE Annual Conference & Exposition. Vancouver, 2011. https://doi.org/10.18260/1-2-17453
  35. Pamungkas S.F., Widiastuti I., Suharno S. Adapting to student learning style: an active experiential learning models for vocational education in mechanical engineering // AIP Conference Proceedings: the 2nd International Conference on Science, Mathematics, Environment, and Education. Melville: AIP Publishing, 2019. Vol. 2194. Issue 1. Art. 020081. https://doi.org/10.1063/1.5139813
  36. Patil P.B., Basawaraj V.M., Humbi N. Learning styles of first-year undergraduate engineering majors at an Indian technological university // 2022 IEEE IFEES World Engineering Education Forum – Global Engineering Deans Council (WEEF-GEDC). Cape Town, 2022. P. 1-5. https://doi.org/10.1109/WEEFGEDC54384.2022.9996222
  37. Travis P. Cambridge English qualifications. Practice Tests for B1 Preliminary. PET. 8 Practice Tests. Glasgow: HarperCollins Publishers, 2020. 256 p.
  38. Felder R.M., Soloman B.A. Learning styles and strategies. 2007. URL: https://www.engr.ncsu.edu/wpcontent/uploads/drive/1WPAfj3j5o5OuJMiHorJ-lv6fON1C8kCN/styles.pdf (accessed: 14.07.2023) .
  39. Felder R.M., Soloman B.A. Resources for succeeding in class. Learning Styles. Southeastern Louisiana University. URL: https://www.southeastern.edu/admin/access_srv/resources/assets/student-learning-stylehandoutpdf.pdf (accessed: 03.06.2023).
  40. Краснощекова Г.А. Теория и практика языкового образования студентов технических вузов. Чебоксары: ООО «ИД «Среда», 2018. 72 с. https://doi.org/10.31483/r-21952, https://elibrary.ru/vtbemt

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».