Оценка вовлеченности студентов международных образовательных программ на занятиях по испанскому языку в условиях мультилингвального обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Основная цель исследования состояла в том, чтобы изучить влияние мультилингвального обучения студентов вуза на степень их вовлеченности в учебный процесс, а также доказать положительное влияние вовлеченности на уровень овладения вторым иностранным языком – испанским. Хотя влияние вовлеченности на успеваемость учащихся в традиционном обучении ранее было тщательно исследовано, меньше известно о том, как она влияет на обучение учащихся в контексте мультилингвального обучения. Исследование вносит вклад в изучение участия студентов в учебном процессе системы высшего образования, поскольку рассматривается менее изученный контекст обучения в многоязычной среде.Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 группы студентов 3 курса бакалавриата (N = 47) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Для выявления степени вовлеченности студентов в процесс изучения испанского языка применялись анкетирование, тестирование и статистические методы.Результаты исследования. В экспериментальной группе (N = 23) был реализован мультилингвальный подход. В контрольной группе (N = 24) использовалось обучение, основанное на English Medium Instruction. Шкала вовлеченности студентов измерялась с использовани ем трех наиболее распространенных параметров, определенных исследователями (поведенче ская, эмоциональная и когнитивная вовлеченность). Для анализа описательной статистики были проведены парные выборки t-критерия Стьюдента и корреляционного теста Пирсона.Выводы. По результатам вовлеченности студентов можно сделать вывод, что студенты экспериментальной группы показали более высокий уровень эмоциональной и познавательной активности.

Об авторах

Л. П. Халяпина

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: halyapina_lp@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1283-2245

доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики

195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Е. Ю. Токарева

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Автор, ответственный за переписку.
Email: tokareva.euy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7045-8904

научный сотрудник лаборатории цифровой лингвистики

195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Список литературы

  1. Баранова Т.А., Кобичева А.М., Токарева Е.Ю. Оценка мультилингвального подхода в контексте международных образовательных программ на английском языке // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. С. 322-329. https://elibrary.ru/znxdmr
  2. Khalyapina L., Shostak E., Koltsova S., Vdovina E. Examining plurilingual training principles in teaching foreign languages to engineering students // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives. Cham: Springer, 2022. P. 233-242. https://doi.org/10.1007/978-3-031-11435-9_25
  3. Бойматов А., Абдуллоева М.А. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам – залог профессионального мастерства // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2014. № 2 (39). С. 77-83. https://elibrary.ru/tfdrrd
  4. Гришечкина А.М., Пятковская М.И. О совершенствовании обучения второму иностранному языку (французскому) и об усвоении лексики на основе реконессанса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3. С. 222-227. https://elibrary.ru/vhryjl
  5. Евдокимова Н.В. Многоязычная рецептивная компетенция: подход, структура, содержание обучения // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 4 (29). С. 40-45. https://elibrary.ru/pxzxmx
  6. Коренева М.Р. Психолингвистические и методические основы обучения второму иностранному языку // Межкультурная коммуникация: аспекты дидактики: материалы Межрегион. науч.-метод. семинара. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020. Вып. 10. С. 172-182. https://elibrary.ru/uhyztb
  7. Бакловская О.К., Петрусевич П.Ю. Содержание и структура мультилингвальной компетенции студентов // Многоязычие в образовательном пространстве. 2016. Т. 8. С. 7-14. https://elibrary.ru/zenett
  8. Xie W., Curle S. Success in English Medium Instruction in China: significant indicators and implications // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2022. Vol. 25. Issue 2. P. 585-597. https://doi.org/10.1080/13670050.2019.1703898
  9. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. М.: Высш. шк., 2009. 277 с. https://elibrary.ru/qtwegr
  10. Тимченко Н.С., Кочетова Ю.Ю., Бендрикова А.Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 175-185. https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.16, https://elibrary.ru/vapviy
  11. Коган Е.А. Оценка владения английским языком у студентов технических вузов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 207-217. https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.15, https://elibrary.ru/lzvvbc
  12. Лопарева Т.А. Многоязычная компетенция как ключевая в обучении нескольким иностранным языкам // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2-3. С. 30-33. https://elibrary.ru/rtgkpr
  13. Вебер И.С. Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе // Молодой ученый. 2019. № 6 (244). С. 207-209. https://elibrary.ru/ywwuih
  14. Гетманская М.К. О роли языковой личности в межкультурном общении // Казанский педагогиче ский журнал. 2018. № 2 (127). С. 146-151. https://elibrary.ru/yvjrsm
  15. Cenoz J., Gorter D. Teaching English through pedagogical translanguaging // World Englishes. 2020. Vol. 39. Issue 2. P. 300-311. https://doi.org/10.1111/weng.12462
  16. Каракуц-Бородина Л.А. Транслингвизм и языковая игра (на материале произведений В.В. Набокова) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналисти ка. 2007. № 3-2. С. 151-155. https://elibrary.ru/rubhat
  17. Прохорова А.А. Мультилингвальная компетенция студентов нефилологов: от теории к фактам // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 8. С. 178-182. https://elibrary.ru/zstzij
  18. Головко Н.В. Трансъязычие как метод обучения в зарубежной лингводидактике // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 4 (48). С. 137-154. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.48.4.11, https://elibrary.ru/mmiyxc
  19. Малых Л.М. К вопросу о содержании понятия «мультилингвальное обучение» в российской системе образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 1. С. 108-119. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2021-31-1-108-119, https://elibrary.ru/puynok
  20. Салехова Л.Л., Григорьева К.С., Лукоянова М.А. Педагогическая технология двуязычного обучения CLIL. Казань: КФУ, 2020. 101 с.
  21. Alisaari J., Heikkola L.M., Commins N., Acquah E.O. Monolingual ideologies confronting multilingual real ities. Finnish teachers’ beliefs about linguistic diversity // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 80. P. 48-58. https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.01.003
  22. Petrovic J.E., Olmstead S. Language, Power, and Pedagogy: Bilingual Children in the Crossfire, by J. Cummins // Bilingual Research Journal. 2001. Vol. 25. Issue 3. P. 405-412. https://doi.org/10.1080/15235882.2001.10162800
  23. Vallejo C. Translanguaging: Language, Bilingualism and Education, by Ofelia García and Li Wei // Bellaterra Journal of Teaching & Learning Language & Literature. 2018. Vol. 11. № 1. P. 85-95. https://doi.org/10.5565/rev/jtl3.764
  24. Hornberger N.H. Introduction // Continua of Biliteracy: An Ecological Framework for Educational Policy, Research, and Practice in Multilingual Settings. Bristol: Multilingual Matters, 2003. P. 12-23. https://doi.org/10.21832/9781853596568-002
  25. Baker C. Foundations of Bilingual Education and Bilingualism. Bristol: Multilingual Matters, 2011. 498 p.
  26. Skutnabb-Kangas T. Multilingual education for global justice: issues, approaches, opportunities // Social Justice through Multilingual Education. Bristol: Multilingual Matters, 2009. P. 36-62. https://doi.org/10.21832/9781847691910-006
  27. Дудко В.В. Исследование вовлеченности студентов бакалавриата в обучение по курсу педагогики с использованием веб-приложения LearningApps // Компьютерные инструменты в образовании. 2022. № 2. С. 76-96. https://doi.org/10.32603/2071-2340-2022-2-76-96, https://elibrary.ru/vbdnna
  28. Бекоева М.И. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг как условие устойчивого социально-экономического развития государства // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7. № 3 (26). C. 459-468. https://doi.org/10.23888/humJ20193459-468, https://elibrary.ru/nuhfsq
  29. Wolf-Wendel L., Ward K., Kinzie J. A tangled web of terms: the overlap and unique contribution of in volvement, engagement, and integration to understanding college student success // Journal of College Stu dent Development. 2009. Vol. 50. № 4. P. 407-428. https://doi.org/10.1353/csd.0.0077
  30. Дешериев Ю.Д. Проблема создания системы билингвистических понятий и вопросы методики ее применения в исследовании // Методы билингвистических исследований: сб. ст. М., 1976. С. 20-33.
  31. Хацкевич Т.А., Фуряева Т.В. Социально-педагогическая проектная деятельность как средство активизации образовательной вовлеченности студентов-интернов // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 94-100. https://elibrary.ru/xncqnv
  32. Адольф В.А., Ситничук С.С. Влияние педагогической интернатуры на формирование готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. C. 72-78. https://elibrary.ru/orykib
  33. Фомина Т.Г., Потанина А.М., Моросанова В.И. Взаимосвязь школьной вовлеченности и саморегуляции учебной деятельности: состояние проблемы и перспективы исследований в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. С. 390-411. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-390-411, https://elibrary.ru/yqmwur
  34. Ишмуратова Ю.А., Потанина А.М., Цыганов И.Ю., Моросанова В.И. Некогнитивные предикторы академических достижений в различные периоды обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 3. C. 25-40. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-3-25-40, https://elibrary.ru/fauyew
  35. Рустамова Д.Д.к., Зубайдова Н.Н. Влияние педагогического направления на мотивацию и вовлеченность студентов // Science and Education. 2023. Т. 4. № 11. С. 319-323.
  36. Понявина М.Б., Расторгуев С.В., Селезнев П.С. и др. Мониторинг социальных установок иностранных студентов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 80-92. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-80-92, https://elibrary.ru/rwzlwv
  37. Матвеева Л.Г., Тарасова Е.В. Диагностика эмоционального интеллекта на основе процедуры ассессмент-центра // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 4 (180). С. 63-70. https://elibrary.ru/mehhkt

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».