Оценка вовлеченности студентов международных образовательных программ на занятиях по испанскому языку в условиях мультилингвального обучения
- Авторы: Халяпина Л.П.1, Токарева Е.Ю.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
- Выпуск: Том 29, № 5 (2024)
- Страницы: 1163-1178
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297655
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1163-1178
- ID: 297655
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Основная цель исследования состояла в том, чтобы изучить влияние мультилингвального обучения студентов вуза на степень их вовлеченности в учебный процесс, а также доказать положительное влияние вовлеченности на уровень овладения вторым иностранным языком – испанским. Хотя влияние вовлеченности на успеваемость учащихся в традиционном обучении ранее было тщательно исследовано, меньше известно о том, как она влияет на обучение учащихся в контексте мультилингвального обучения. Исследование вносит вклад в изучение участия студентов в учебном процессе системы высшего образования, поскольку рассматривается менее изученный контекст обучения в многоязычной среде.Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 группы студентов 3 курса бакалавриата (N = 47) Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Для выявления степени вовлеченности студентов в процесс изучения испанского языка применялись анкетирование, тестирование и статистические методы.Результаты исследования. В экспериментальной группе (N = 23) был реализован мультилингвальный подход. В контрольной группе (N = 24) использовалось обучение, основанное на English Medium Instruction. Шкала вовлеченности студентов измерялась с использовани ем трех наиболее распространенных параметров, определенных исследователями (поведенче ская, эмоциональная и когнитивная вовлеченность). Для анализа описательной статистики были проведены парные выборки t-критерия Стьюдента и корреляционного теста Пирсона.Выводы. По результатам вовлеченности студентов можно сделать вывод, что студенты экспериментальной группы показали более высокий уровень эмоциональной и познавательной активности.
Ключевые слова
Об авторах
Л. П. Халяпина
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Email: halyapina_lp@spbstu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1283-2245
доктор педагогических наук, профессор, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29Е. Ю. Токарева
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Автор, ответственный за переписку.
Email: tokareva.euy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7045-8904
научный сотрудник лаборатории цифровой лингвистики
195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29Список литературы
- Баранова Т.А., Кобичева А.М., Токарева Е.Ю. Оценка мультилингвального подхода в контексте международных образовательных программ на английском языке // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. С. 322-329. https://elibrary.ru/znxdmr
- Khalyapina L., Shostak E., Koltsova S., Vdovina E. Examining plurilingual training principles in teaching foreign languages to engineering students // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives. Cham: Springer, 2022. P. 233-242. https://doi.org/10.1007/978-3-031-11435-9_25
- Бойматов А., Абдуллоева М.А. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам – залог профессионального мастерства // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2014. № 2 (39). С. 77-83. https://elibrary.ru/tfdrrd
- Гришечкина А.М., Пятковская М.И. О совершенствовании обучения второму иностранному языку (французскому) и об усвоении лексики на основе реконессанса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3. С. 222-227. https://elibrary.ru/vhryjl
- Евдокимова Н.В. Многоязычная рецептивная компетенция: подход, структура, содержание обучения // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 4 (29). С. 40-45. https://elibrary.ru/pxzxmx
- Коренева М.Р. Психолингвистические и методические основы обучения второму иностранному языку // Межкультурная коммуникация: аспекты дидактики: материалы Межрегион. науч.-метод. семинара. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2020. Вып. 10. С. 172-182. https://elibrary.ru/uhyztb
- Бакловская О.К., Петрусевич П.Ю. Содержание и структура мультилингвальной компетенции студентов // Многоязычие в образовательном пространстве. 2016. Т. 8. С. 7-14. https://elibrary.ru/zenett
- Xie W., Curle S. Success in English Medium Instruction in China: significant indicators and implications // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2022. Vol. 25. Issue 2. P. 585-597. https://doi.org/10.1080/13670050.2019.1703898
- Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. М.: Высш. шк., 2009. 277 с. https://elibrary.ru/qtwegr
- Тимченко Н.С., Кочетова Ю.Ю., Бендрикова А.Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 175-185. https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.16, https://elibrary.ru/vapviy
- Коган Е.А. Оценка владения английским языком у студентов технических вузов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 207-217. https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.15, https://elibrary.ru/lzvvbc
- Лопарева Т.А. Многоязычная компетенция как ключевая в обучении нескольким иностранным языкам // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2-3. С. 30-33. https://elibrary.ru/rtgkpr
- Вебер И.С. Метод языкового погружения на уроках английского языка в современной школе // Молодой ученый. 2019. № 6 (244). С. 207-209. https://elibrary.ru/ywwuih
- Гетманская М.К. О роли языковой личности в межкультурном общении // Казанский педагогиче ский журнал. 2018. № 2 (127). С. 146-151. https://elibrary.ru/yvjrsm
- Cenoz J., Gorter D. Teaching English through pedagogical translanguaging // World Englishes. 2020. Vol. 39. Issue 2. P. 300-311. https://doi.org/10.1111/weng.12462
- Каракуц-Бородина Л.А. Транслингвизм и языковая игра (на материале произведений В.В. Набокова) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналисти ка. 2007. № 3-2. С. 151-155. https://elibrary.ru/rubhat
- Прохорова А.А. Мультилингвальная компетенция студентов нефилологов: от теории к фактам // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 8. С. 178-182. https://elibrary.ru/zstzij
- Головко Н.В. Трансъязычие как метод обучения в зарубежной лингводидактике // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 4 (48). С. 137-154. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2022.48.4.11, https://elibrary.ru/mmiyxc
- Малых Л.М. К вопросу о содержании понятия «мультилингвальное обучение» в российской системе образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 1. С. 108-119. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2021-31-1-108-119, https://elibrary.ru/puynok
- Салехова Л.Л., Григорьева К.С., Лукоянова М.А. Педагогическая технология двуязычного обучения CLIL. Казань: КФУ, 2020. 101 с.
- Alisaari J., Heikkola L.M., Commins N., Acquah E.O. Monolingual ideologies confronting multilingual real ities. Finnish teachers’ beliefs about linguistic diversity // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 80. P. 48-58. https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.01.003
- Petrovic J.E., Olmstead S. Language, Power, and Pedagogy: Bilingual Children in the Crossfire, by J. Cummins // Bilingual Research Journal. 2001. Vol. 25. Issue 3. P. 405-412. https://doi.org/10.1080/15235882.2001.10162800
- Vallejo C. Translanguaging: Language, Bilingualism and Education, by Ofelia García and Li Wei // Bellaterra Journal of Teaching & Learning Language & Literature. 2018. Vol. 11. № 1. P. 85-95. https://doi.org/10.5565/rev/jtl3.764
- Hornberger N.H. Introduction // Continua of Biliteracy: An Ecological Framework for Educational Policy, Research, and Practice in Multilingual Settings. Bristol: Multilingual Matters, 2003. P. 12-23. https://doi.org/10.21832/9781853596568-002
- Baker C. Foundations of Bilingual Education and Bilingualism. Bristol: Multilingual Matters, 2011. 498 p.
- Skutnabb-Kangas T. Multilingual education for global justice: issues, approaches, opportunities // Social Justice through Multilingual Education. Bristol: Multilingual Matters, 2009. P. 36-62. https://doi.org/10.21832/9781847691910-006
- Дудко В.В. Исследование вовлеченности студентов бакалавриата в обучение по курсу педагогики с использованием веб-приложения LearningApps // Компьютерные инструменты в образовании. 2022. № 2. С. 76-96. https://doi.org/10.32603/2071-2340-2022-2-76-96, https://elibrary.ru/vbdnna
- Бекоева М.И. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг как условие устойчивого социально-экономического развития государства // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7. № 3 (26). C. 459-468. https://doi.org/10.23888/humJ20193459-468, https://elibrary.ru/nuhfsq
- Wolf-Wendel L., Ward K., Kinzie J. A tangled web of terms: the overlap and unique contribution of in volvement, engagement, and integration to understanding college student success // Journal of College Stu dent Development. 2009. Vol. 50. № 4. P. 407-428. https://doi.org/10.1353/csd.0.0077
- Дешериев Ю.Д. Проблема создания системы билингвистических понятий и вопросы методики ее применения в исследовании // Методы билингвистических исследований: сб. ст. М., 1976. С. 20-33.
- Хацкевич Т.А., Фуряева Т.В. Социально-педагогическая проектная деятельность как средство активизации образовательной вовлеченности студентов-интернов // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 94-100. https://elibrary.ru/xncqnv
- Адольф В.А., Ситничук С.С. Влияние педагогической интернатуры на формирование готовности педагогов-бакалавров к профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. C. 72-78. https://elibrary.ru/orykib
- Фомина Т.Г., Потанина А.М., Моросанова В.И. Взаимосвязь школьной вовлеченности и саморегуляции учебной деятельности: состояние проблемы и перспективы исследований в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. С. 390-411. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-390-411, https://elibrary.ru/yqmwur
- Ишмуратова Ю.А., Потанина А.М., Цыганов И.Ю., Моросанова В.И. Некогнитивные предикторы академических достижений в различные периоды обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 3. C. 25-40. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2019-3-25-40, https://elibrary.ru/fauyew
- Рустамова Д.Д.к., Зубайдова Н.Н. Влияние педагогического направления на мотивацию и вовлеченность студентов // Science and Education. 2023. Т. 4. № 11. С. 319-323.
- Понявина М.Б., Расторгуев С.В., Селезнев П.С. и др. Мониторинг социальных установок иностранных студентов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 80-92. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-80-92, https://elibrary.ru/rwzlwv
- Матвеева Л.Г., Тарасова Е.В. Диагностика эмоционального интеллекта на основе процедуры ассессмент-центра // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 4 (180). С. 63-70. https://elibrary.ru/mehhkt
Дополнительные файлы
