Features of the transformation of the higher education system in Kazakhstan

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

To date, Kazakhstan is undergoing dynamic processes of transformation of the higher education system, in particular in higher educational institutions. The transformation affects all areas of university activity: from regulatory and statutory activities to the development of new educational programs, the development of educational management, the formation of modern infrastructure. The purpose of this work is to identify and describe the features of the process of transformation of the higher education system in the Republic of Kazakhstan. The materials of the study on the transformation of the sphere of higher education in Kazakhstan were adopted progressive normative legal acts, as well as strategic development programs. In order to achieve this goal, changes and new key directions in the regulatory legal acts and program documents of the higher education sector of the Republic of Kazakhstan are considered. The basic principles of formation and actual tasks of the new model of development of higher education of the Republic of Kazakhstan are investigated. The analysis of the peculiarities of the process of transformation of the higher education system in the Republic of Kazakhstan is given. As a result of the study, the advantages of the transition of higher educational institutions to a new organizational and legal form are revealed. The potential possibilities of introducing into the higher education system of Kazakhstan – the Atlas of new Professions and Competencies and the Regional Atlases “New professions”, formed in order to rebuild the system of higher education in Kazakhstan and meet the priority training to meet the needs of the economy in professional staff, taking into account the world’s aspirations for economic development. The practical significance of the study is to systematize the structural changes in the higher education system of the Republic of Kazakhstan, as well as to determine the trajectories of further development of higher education. In order to implement the further transformation of the higher education system of the Republic of Kazakhstan, appropriate recommendations have been formed on the management of the higher education system, the development of educational management at universities, as well as the formation of the digital architecture of the higher education system. The implementation of the recommendations presented in the study will allow the formation of competitive educational ecosystems in the field of higher education.

About the authors

Sabina Kairatovna Mussina

Lomonosov Moscow State University

Email: mussinask@my.msu.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. Макеев В. В. Особенности организации образовательного процесса в современном техническом университете // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. № 2 (214). С. 39–44. doi: 10.23951/1609-624X-2021-2-39-44
  2. Барбер М., Донелли К., Ризви С. Накануне схода лавины: высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152–236.
  3. Шаяхметова Ш. Т. Государственное управление эффективностью деятельности высших учебных заведений в Республике Казахстан: дис. ... д-ра филос. Астана, 2018. 164 с.
  4. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 240 с.
  5. Кларк Б. Р. Система высшего образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 360 с.
  6. Чекмарев В. В., Губин В. А. Мировой социально-экономический контекст высшего образования (обзор книг Бертона Р. Кларка) // Экономика образования. 2013. № 1. С. 131–133.
  7. Осташова Я. В. Пандемия COVID-19 как фактор трансформаций в системе высшего образования Казахстана // Достижения и перспективы современной науки: сб. ст. науч.-практ. конф., Астана, Казахстан, 15 февраля 2021 г. М.: Мир науки, 2021. С. 129–133.
  8. Ибатов М. К., Пак Ю. Н., Жетесова Г. С., Пак Д. Ю. Формирование университета предпринимательского типа в условиях модернизации образования (опыт Казахстана) // Высшее образование в России. 2021. № 2. С.154–168.
  9. Мулдахметов З. М., Газалиев А. М. Цифровая трансформация образования в Казахстане // Человеческий капитал. 2021. № S5-3 (149). С. 53–57.
  10. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы: утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года № 460. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000460 (дата обращения: 03.02.2023).
  11. Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года: утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636 (дата обращения: 21.03.2023).
  12. Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023–2029 годы: утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 248. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000248 (дата обращения: 15.04.2023).
  13. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан: утверждены Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 806. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000806 (дата обращения: 21.03.2023).
  14. Атлас новых профессий и компетенций. Астана, 2020. URL: https://www.enbek.kz/atlas/ru/about (дата обращения: 21.03.2023).
  15. Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 43–52.
  16. Программа развития Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева на 2022–2026 годы: утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 2022 года № 715. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000715 (дата обращения: 19.03.2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».