Обращение к традиционным ценностям в России, Индии и Китае: компаративный анализ

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматриваются функции традиционных ценностей в современных России, Индии и Китае. Почти одновременное обращение к традиционным ценностям во всех трех странах не случайно и обусловлено нарастающей политической и идеологической фрагментацией сегодняшнего мира. Несмотря на существенные страновые особенности, концепции защиты традиционных ценностей в России, модернизации китайского типа в КНР и хиндутвы («индийскости») в Индии направлены на противодействие западной культурной и идеологической экспансии и продвижение положительного образа и опыта своих стран на мировой арене. В минувшем десятилетии традиционные ценности во всех трех странах проявили себя как эффективный инструмент обеспечения политической и электоральной поддержки. В то же время влияние традиционных ценностей на повседневные бытовые практики и демографическое поведение ограничено, поскольку последние в большей степени определяются современными реалиями общества потребления.

Об авторах

М. А. Клупт

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: klupt@mail.ru
Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Бессонова О. Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1997. [Bessonova O. E. (1997) Instituty razdatochnoy ekonomiki Rossii: retrospektivnyy analiz [Institutes of Handout (redistributive) Economy of Russia: retrospective analysis]. Novosibirsk: IE i OPP SO RAN. (In Russ.)]
  2. Борох О. Н., Ломанов А. В. Модернизация китайского типа: эволюция концепции // Мировая экономика и международные отношения. 2024. Т. 68. № 1. С. 31–47. doi: 10.20542/0131-2227-2024-68-1-31-47. [Borokh O. N., Lomanov A. V. (2024) Chinese-Style Modernization: Evolution of the Concept. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations]. Vol. 68. No. 7: 31–47. (In Russ.)]
  3. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЭИС, 2000. [Kirdina S. G. (2000) Institutional Matrices and Development in Russia. Moscow: TEIS. (In Russ.)]
  4. Кирдина-Чэндлер С. Г. Методологический институционализм и мезоуровень социального анализа // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 51–59. [Kirdina-Chandler S.G. (2015) Methodological Institutionalism and the Importance of Meso-level of Social Analysis. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No. 12: 51–59. (In Russ.)]
  5. Крушинский А., Ломанов А., Переломов Л. «Китайская мечта» и категории традиционной китайской мысли // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 5. С. 135–148. [Krushinsky A., Lomanov A., Perelomov S. (2015) “Chinese Dream” in the Context of Traditional Chinese Thought’ Categories. Problemy Dal’nego Vostoka [Far Eastern Studies] No. 5: 135–148. (In Russ.)]
  6. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981. [Perelomov L. (1981) Konfutsianstvo i legizm v politicheskoy istorii Kitaya [Confucianism and Legalism in the Political History of China]. Moscow: Nauka. (In Russ.)]
  7. «Стрела времени» в массовом сознании россиян: оценки прошлого, суждения о настоящем, представления о будущем / Под ред. М. К. Горшкова. М.: Весь мир, 2024. [«The Arrow of Time» in the Mass Consciousness of Russians: Assessments of the Past, Judgments about the Present, Ideas about the Future. (2024) Ed. by M. K. Gorshkov. Moscow: Ves’ mir. (In Russ.)]
  8. Eisenstadt S. N. (2000). Multiple Modernities. Daedalus. Vol. 129. No. 1: 1–29.
  9. Gao H., Wang P., Tam T. (2024) Chinese Social Value Change and its Relevant Factors: an Age-period-cohort Effect Analysis. The Journal of Chinese Sociology. 11: 7. doi: 10.1186/s40711-024-00209-9.
  10. Ho W-Ch. (2022) The Surge of Nationalist Sentiment among Chinese Youth during the COVID-19 Pandemic. China: An International Journal. Vol. 20. No. 4: 1–22. doi: 10.1353/chn.2022.0032.
  11. Liu A., Li X., Fang S. (2023) Unpacking “the West”: Divergence and Asymmetry in Chinese Public Attitudes Towards Europe and the United States. Journal of Current Chinese Affairs Vol. 52. No. 1: 119–133 doi: 10.1177/18681026221139301.
  12. Mouzelis N. (1999) Modernity: a non-European Conceptualization. British Journal of Sociology. Vol. 50. No. 1: 141–159.
  13. Shan W., Chen. J. (2021) The Little Pinks: Self-mobilized Nationalism and State Allies in Chinese Cyberspace. International Journal of China Studies. Vol. 12. No. 1: 25–46.
  14. Sharma A. (2020) On the Difference Between Hinduism and Hindutva. Asian Philosophies and Religions. Vol. 25. No. 1: 43–47.
  15. Tanrikut M. (2025) Mao Zedong and Legalism: A Lifelong Defense of a Classical Chinese Philosophy. Journal of East Asian Studies in Türkiye. Vol. 8. Iss. 15: 38–62. DOI: 10.59114/ dasad.15620147.
  16. Thomas V., Deka Ch. et al. (2024) Examining the Intervention of Religion in Indian Politics Through Hindutva Under the Modi Regime. Religions. Vol. 15. Iss. 12: 38–62. doi: 10.3390/rel15121509.
  17. Xiang B., Wu Q. (2023) Self as Method Thinking Through China and the World. Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-981-19-4953-1.
  18. Yaqin W. (2024) Examining the Alignment of Ideological Expression with Behavior or Deception: An Experimental Investigation of Chinese Youth’s Political Attitudes Towards America. Humanities and Social Sciences. Vol. 12. No. 5: 125–141. doi: 10.11648/j.hss.20241205.14.
  19. Yifeng W. (2024) Between Money and Intimacy: Brideprice, Marriage, and Women’s Position in Contemporary China. Demographic Research. Vol. 50: 1353–1386. doi: 10.4054/DemRes.2024.50.46.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».