Активное и пассивное экранное время детей 5–6 лет

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье представлены результаты анкетирования матерей 663 детей 5–6 лет. Показано, что у детей время просмотра видеоконтента почти в два раза больше времени интерактивного использования цифровых устройств для игр, общения и обучения. Также выявлено превышение экранного времени в выходные дни, достигающее трех часов, что на час превышает рекомендованные возрастные нормы. По половому признаку различий не зафиксировано, но обнаружена слабая обратная корреляция экранного времени с уровнем образования матери, а также то, что не более 30% детей разделяют экранное время с родителями.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Елена Алексеевна Чичинина

МГУ имени М. В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: alchichini@gmail.com

младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии

Россия, Москва

Алла Александровна Твардовская

Казанский (Приволжский) федеральный университет; ФНЦ ПМИ

Email: taa.80@ya.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации

Россия, Казань

Александр Николаевич Веракса

МГУ имени М. В. Ломоносова; ФНЦ ПМИ

Email: veraksa@yandex.ru

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии; заместитель директора лаборатории

Россия, Москва

Список литературы

  1. Бухаленкова Д. А., Веракса А. Н. и др. Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей // Образование и саморазвитие. 2021. № 16(1). C. 82–92.
  2. Курганский А. М., Гурьянова М. П., Храмцов П. И. Медицинские и социально-педагогические риски использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств: эмпирическое исследование // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. 2023. № 20(3). C. 501–525. doi: 10.22363/2313-1683-2023-20-3-501-525.
  3. Проект Ю. Л., Спасская Е. Б. и др. Оценка влияния использования мобильных устройств на образовательные результаты школьников: мета-анализ второго порядка // Российский психологический журнал. 2024. № 21(2). С. 35–59. doi: 10.21702/rpj.2024.2.3.
  4. Руднова А. Н., Корниенко Д. С. и др. Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка. Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2024. № 47(2). С. 134–152. doi: 10.11621/LPJ-24-18.
  5. Руднова Н. А., Корниенко Д. С. и др. Цифровая родительская медиация и ее связь с показателями психологического благополучия детей школьного возраста // Наука телевидения. 2023. № 19(1). С. 175–198. doi: 10.30628/1994-9529-2023-19.1-175-198.
  6. Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. № 16(2). С. 56–67.
  7. Шакирова Е. В., Кузьмин С. В. Понимание воспитателями значения электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников: угроза общению или возможность для развития? // Современное дошкольное образование. 2023. № 2(116). С. 44–53. doi: 10.24412/2782-4519-2023-2116-44-53.
  8. Шишова Е. О. Влияние профессионального мастерства и личностных особенностей педагога на психическое развитие ребенка в разных типах образовательной среды // Национальный психологический журнал. 2024. № 19(1). С. 197–207. doi: 10.11621/npj.2024.0114.
  9. Belolutskaya A., Vachkova S., Patarakin E. The Connection of the Digital Learning Component with the Development of Preschool and School-age Children: A Review of Research and International Educational Practices // Education and Self Development. 2023. No. 18(2). P. 37–55. doi: 10.26907/esd.18.2.04.
  10. Bukhalenkova D. A., Chichinina E. A., Almazova O. V. How Does Joint Media Engagement Affect the Development of Executive Functions in 5- to-7 years-old Children? // Psychology in Russia: State of the Art. 2023. No. 16(4). P. 109–127. doi: 10.11621/pir.2023.0407.
  11. Dore R. A., Zimmermann L. Coviewing, scaffolding, and children’s media comprehension // The International Encyclopedia of Media Psychology. 2020. No. 9. P. 139–145. doi: 10.1002/9781119011071.iemp0233.
  12. Gath M., McNeill B., Gillon G. Preschoolers’ screen time and reduced opportunities for quality interaction: Associations with language development and parent-child closeness // Current Research in Behavioral Sciences. 2023. No. 5. P. 100140. doi: 10.1016/j.crbeha.2023.100140.
  13. Guidelines on physical activity, sedentary behaviour and sleep for children under 5 years of age. World Health Organization, 2019. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/311664 (дата обращения: 18.04.2024).
  14. McNeill J., Howard S. J. et al. Cross-Sectional Associations of Application Use and Media Program Viewing with Cognitive and Psychosocial Development in Preschoolers // International journal of environmental research and public health. 2021. No. 18(4). P. 1608. doi: 10.3390/ijerph18041608.
  15. Nikolaeva E. I., Kalabina I. A. et al. Ground Rules for Preschooler Exposure to the Digital Environment: A Review of Studies // Psychology in Russia: State of the Art. 2023. No. 16(4). P. 37–54. doi: 10.11621/pir.2023.0403.
  16. Radesky J., Miller A. L. et al. Maternal mobile device use during a structured parent-child interaction task // Acad Pediatr. 2015. No. 15(2). P. 238–244. doi: 10.1016/j.acap.2014.10.001.
  17. Tun J. E., Arshat Z., Ismailet N. Sex Differences in Screen Time and Playfulness among Chinese Preschool Children // Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT). 2021. No. 12(10). P. 4293–4297.
  18. Veraksa A. N., Veraksa N. E. The Interconnection of Metacognition and Executive Functions in Childhood: A Cultural-Historical Perspective // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2023. No. 3(3–4). P. 43–65. doi: 10.11621/nicep.2023.0503.
  19. Xie G., Deng Q. et al. Digital screen time and its effect on preschoolers’ behavior in China: results from a cross-sectional study // Ital J Pediatr. 2020. No. 46(1). P. 9. doi: 10.1186/s13052-020-0776-x.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».