Активное и пассивное экранное время детей 5–6 лет
- Авторы: Чичинина Е.А.1, Твардовская А.А.2,3, Веракса А.Н.1,3
-
Учреждения:
- МГУ имени М. В. Ломоносова
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- ФНЦ ПМИ
- Выпуск: № 9 (2024)
- Страницы: 138-144
- Раздел: ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ. ЗАМЕТКИ
- URL: https://ogarev-online.ru/0132-1625/article/view/271479
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162524090126
- ID: 271479
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты анкетирования матерей 663 детей 5–6 лет. Показано, что у детей время просмотра видеоконтента почти в два раза больше времени интерактивного использования цифровых устройств для игр, общения и обучения. Также выявлено превышение экранного времени в выходные дни, достигающее трех часов, что на час превышает рекомендованные возрастные нормы. По половому признаку различий не зафиксировано, но обнаружена слабая обратная корреляция экранного времени с уровнем образования матери, а также то, что не более 30% детей разделяют экранное время с родителями.
Ключевые слова
Полный текст
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте во многом определяет эмоциональное и когнитивное развитие ребенка [Шишова, 2024]. Важной составляющей социальной ситуации развития современных детей является использование цифровых устройств [Проект и др., 2024]. Дети до 5 лет в основном пользуются цифровыми устройствами под наблюдением родителей, и экранное время детей (время, проведенное перед экранами цифровых устройств, таких как компьютер, телевизор, смартфон, планшет; далее – ЭВ) преимущественно состоит из просмотра видеоконтента. С 5–6-летнего возраста ЭВ возрастает, дети начинают пользоваться цифровыми устройствами самостоятельно, а вариативность цифровой деятельности растет. В связи с этим изучение особенностей ЭВ детей 5–6 лет становится более значимым.
При изучении ЭВ часто рассматривают лишь его продолжительность, однако она не дает представления о том, чем дети занимаются при помощи цифровых устройств. Для того чтобы понимать содержание ЭВ детей, целесообразно рассматривать отдельно пассивное ЭВ (время просмотра видеоконтента) и активное ЭВ (время интерактивного использования цифровых устройств – например, для видеоигр, общения, образования). Активное ЭВ может способствовать развитию детей, в то время как пассивное ЭВ таким потенциалом практически не обладает и может наносить ущерб развитию [Курганский и др., 2023]. Например, многопользовательские игры со сложными правилами или качественные образовательные приложения выгодно отличаются по своему воздействию на ребенка по сравнению с просмотром видеоконтента [Шакирова, Кузьмин, 2023; Belolutskaya et al., 2023]. Продолжительность и пассивного, и активного ЭВ дошкольников может быть связана со многими факторами: ЭВ родителей, социально-экономическим статусом семьи, полом ребенка, днем недели и др. [Xie et al., 2020; Nikolaeva et al., 2023].
Также важно рассматривать участие членов семьи в ЭВ ребенка [Руднова и др., 2023]. Совместная деятельность со взрослым благоприятна для развития ребенка, в том числе совместная деятельность при помощи цифровых устройств [Veraksa, Veraksa, 2023; Руднова и др., 2024], в то время как самостоятельное использование цифровых устройств ребенком отличается по развивающему потенциалу в худшую сторону [Dore, Zimmermann, 2020]. В периоды совместного ЭВ со взрослым ребенок может задавать вопросы, договариваться о правилах общей активности, учиться новым навыкам. Также совместное ЭВ ребенка и взрослого может способствовать выбору подходящего контента и контролю за продолжительностью.
Цель данного исследования – изучение особенностей ЭВ детей 5–6 лет: продолжительности пассивного и активного ЭВ, ЭВ в будние и выходные дни, половых различий в ЭВ, участия членов семьи в ЭВ ребенка, а также установление связи ЭВ с уровнем дохода семьи и образования матери.
Эмпирическая база исследования. Для сбора данных об ЭВ детей 5–6 лет было проведено онлайн-анкетирование матерей детей, посещающих муниципальные детские сады. Анкетирование проводилось весной 2023 г. Родителям в мессенджерах отправлялась ссылка на анкеты в родительских чатах детского сада. Перед началом исследования респонденты давали информированное согласие на участие. Заполнение анкеты занимало около 10 мин. В исследовании использовались только полностью заполненные анкеты. Анкета была разработана на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова в 2019 г.
Опыт проведения анкетирования можно считать позитивным, так как многие матери согласились принять участие в исследовании. Важным ограничением является то, что представления родителей об ЭВ детей могут быть неточными.
Выборку исследования составили 663 ребенка 5–6 лет (M = 70,4 мес., SD = 4,5 мес.) из Казани (N = 105, из них 50,5% девочки) и Москвы (N = 558, из них 49,6% девочки). Выборка не является статистически репрезентативной для генеральной совокупности дошкольников России, так как дети опрошенных родителей проживают в крупных городах, большинство из семей со средним уровнем дохода (в Казани – 87,6%, в Москве – 78,3%) и выше среднего (в Казани – 10,5%, в Москве – 19,3%), а их матери имеют высокий уровень образования (в Казани – 76,2% с высшим, 2,9% – кандидаты или доктора наук, в Москве – 83,5 и 5,8% соответственно; в Казани – 21% со средним профессиональным, в Москве – 8,2%). Однако характер выборки позволяет получить данные, необходимые для описания тенденций в ЭВ детей 5–6 лет, проживающих в крупных городах.
Результаты. На основе ответов матерей на вопросы анкеты об ЭВ в обычный и выходной дни было посчитано пассивное и активное недельное ЭВ в минутах. При помощи критерия Шапиро – Уилка показано, что значения переменных, описывающих ЭВ детей, не распределены нормально, поэтому были использованы статистические методы, не чувствительные к отклонениям от нормальности.
Для установления различий в ЭВ между мальчиками и девочками, проживающими в Казани и Москве, был сделан двухфакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Не обнаружен эффект воздействия на пассивное ЭВ ни города проживания (F(1, 657) = [0, 006]; p = 0,94), ни взаимодействия факторов города и пола (F(1, 657) = [1, 229]; p = 0,27), ни пола (F(1, 657) = [0, 137]; p = 0,71). Также для активного ЭВ: нет эффекта ни города проживания (F(1, 644) = [0, 002]; p = 0,97), ни взаимодействия факторов города и пола (F(1, 644) = [0, 059]; p = 0,81), ни пола (F(1, 644) = [2, 614]; p = 0,11). То есть нет различий между мальчиками и девочками по ЭВ (рис. 1). В ряде исследований приводятся данные о том, что у мальчиков дошкольного возраста ЭВ больше, чем у девочек [Xie et al., 2020]. Однако есть исследования [Tun et al., 2021], в которых, как и в данном исследовании, половые различия в ЭВ дошкольников не обнаружены. Также показано, что нет различий в ЭВ между Казанью и Москвой, поэтому далее дети из обоих городов рассматриваются как общая выборка.
Рис. 1. ЭВ детей 5–6 лет, в зависимости от города проживания, года и дня недели (мин. в день).
При помощи критерия Фридмана для связанных выборок показано, что пассивное ЭВ было примерено в два раза больше активного (M = 610 мин. в неделю, SD = 387, M = 297 мин. в неделю, SD = 373 соответственно; χ2(1) = 304, p < 0,01) (см. рис. 2). Этот результат согласуется с результатами других исследований [Gath et al., 2023]. Преобладание пассивного ЭВ у дошкольников, видимо, связано с тем, что это наиболее простой и доступный вид ЭВ. Навыком просмотра видеоконтента дошкольник легко может овладеть без помощи взрослых, в отличие от, например, установки и использования различных образовательных или творческих приложений. Однако в случае пассивного ЭВ труднее, чем в случае активного, соблюсти условия, которые делают ЭВ благоприятным для развития ребенка: ЭВ в пределах дневных норм, соответствие контента возрастным ограничениям, общение с людьми в процессе ЭВ [McNeill et al., 2021].
Рис. 2. ЭВ детей 5–6 лет, в зависимости от пола и города проживания (мин. в неделю).
При помощи критерия Фридмана для связанных выборок показано, что ЭВ в выходные дни было почти в 2 раза бóльшим, чем в будние (табл.). В других исследованиях получены аналогичные результаты [Gath et al., 2023]. Это можно объяснить тем, что в выходные дни у детей больше свободного от детского сада и дополнительных занятий времени. Согласно рекомендациям ВОЗ, ЭВ детей 5–6 лет не должно превышать двух часов в день, при этом указывается, что чем меньше ЭВ, тем лучше для развития дошкольников [World Health Organization, 2019]. ЭВ в выходные дни косвенно отражает, как родители проводят время вместе с детьми. Превышение норм по ЭВ в выходные дни может свидетельствовать о том, что в эти дни родители уделяют недостаточно внимания двигательной активности дошкольников, детского-родительскому общению и игре [Gath et al., 2023]. ЭВ детей дошкольного возраста коррелирует с ЭВ их родителей [Radesky et al., 2015], то есть можно предположить, что в выходные сами родители проводят значительную часть дня перед экраном.
Таблица
Сравнение ЭВ в будние и выходные дни
День недели | M, мин. в день | SD, мин. в день | Критерий Фридмана | ||
χ2 | p | ||||
Пассивное ЭВ | Будний | 71 | 52 | 464 | <0,01 |
Выходной | 129 | 79 | |||
Активное ЭВ | Будний | 25 | 38 | 273 | <0,01 |
Выходной | 50 | 62 |
При помощи коэффициента корреляции Пирсона обнаружена слабая отрицательная корреляция уровня дохода семьи с пассивным ЭВ (r = –0,113; p = 0,01), а также слабая отрицательная корреляция уровня образования матери с пассивным ЭВ (r = –0,137; p < 0,01) и активным ЭВ (r = –0,136; p < 0,01). Связь ЭВ с уровнем дохода семьи и образования матери показана также в других исследованиях [Xie et al., 2020]. В данном исследовании более выражена связь с образованием матери. Она может быть объяснена тем, что родители с более высоким уровнем образования чаще склонны считать эмоциональную близость с детьми ценной [Бухаленкова и др., 2021], а значит, более мотивированы уделять внимание общению с детьми, что уменьшает ЭВ детей. Также более образованные родители чаще склонны контролировать и ограничивать ЭВ детей, и сами меньше используют цифровые устройства при детях, тем самым подавая им пример [Määtta et al., 2017].
Пассивное ЭВ 25% детей проводят одни, 45% – с братьями и сестрами и 30% – с родителями; активное ЭВ соответственно: 37, 43 и 30%. То есть более 70% детей 5–6 лет проводят ЭВ без родителей, хотя дети в этом возрасте еще не в состоянии самостоятельно организовать для себя оптимальное ЭВ. Совместное ЭВ с братьями и сестрами оказалось наиболее популярно. Хотя оно часто не подразумевает общения, но является более благоприятным для развития дошкольника, так как детям так или иначе нужно выстраивать договоренности и задействовать саморегуляцию [Bukhalenkova et al., 2023]. Однако возможностей приобщения к культуре через общение в данном случае меньше, чем при совместном ЭВ с родителем.
Не было различий между мальчиками и девочками по тому, с кем дети проводили пассивное ЭВ (χ²(2, 571) = 0,263; p = 0,88), но были для активного ЭВ (χ²(2, 435) = 6,88; p = 0,03). Так, активное ЭВ проводили с родителями 26% мальчиков и 15% девочек; с братьями и сестрами – 39 и 46% соответственно; одни – 35 и 39%. То есть родители разделяли активное ЭВ с мальчиками чаще, чем с девочками, что может быть связано с тем, что с мальчиками дошкольного возраста родители играют чаще, в том числе в видеоигры [Собкин, Скобельцина, 2011].
***
В результате проведенного исследования показано, что в 2023 г. в выходные дни экранное время детей 5–6 лет составило около 3 часов, а в будние – 1,5 часа. Длительность пассивного ЭВ была почти в два раза больше длительности активного ЭВ. Не более чем у 30% детей родители участвовали в ЭВ, что говорит о недостаточной включенности родителей в ЭВ детей.
Об авторах
Елена Алексеевна Чичинина
МГУ имени М. В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: alchichini@gmail.com
младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии
Россия, МоскваАлла Александровна Твардовская
Казанский (Приволжский) федеральный университет; ФНЦ ПМИ
Email: taa.80@ya.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации
Россия, КазаньАлександр Николаевич Веракса
МГУ имени М. В. Ломоносова; ФНЦ ПМИ
Email: veraksa@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии; заместитель директора лаборатории
Россия, МоскваСписок литературы
- Бухаленкова Д. А., Веракса А. Н. и др. Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей // Образование и саморазвитие. 2021. № 16(1). C. 82–92.
- Курганский А. М., Гурьянова М. П., Храмцов П. И. Медицинские и социально-педагогические риски использования детьми младшего школьного возраста цифровых устройств: эмпирическое исследование // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. 2023. № 20(3). C. 501–525. doi: 10.22363/2313-1683-2023-20-3-501-525.
- Проект Ю. Л., Спасская Е. Б. и др. Оценка влияния использования мобильных устройств на образовательные результаты школьников: мета-анализ второго порядка // Российский психологический журнал. 2024. № 21(2). С. 35–59. doi: 10.21702/rpj.2024.2.3.
- Руднова А. Н., Корниенко Д. С. и др. Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка. Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2024. № 47(2). С. 134–152. doi: 10.11621/LPJ-24-18.
- Руднова Н. А., Корниенко Д. С. и др. Цифровая родительская медиация и ее связь с показателями психологического благополучия детей школьного возраста // Наука телевидения. 2023. № 19(1). С. 175–198. doi: 10.30628/1994-9529-2023-19.1-175-198.
- Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. № 16(2). С. 56–67.
- Шакирова Е. В., Кузьмин С. В. Понимание воспитателями значения электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников: угроза общению или возможность для развития? // Современное дошкольное образование. 2023. № 2(116). С. 44–53. doi: 10.24412/2782-4519-2023-2116-44-53.
- Шишова Е. О. Влияние профессионального мастерства и личностных особенностей педагога на психическое развитие ребенка в разных типах образовательной среды // Национальный психологический журнал. 2024. № 19(1). С. 197–207. doi: 10.11621/npj.2024.0114.
- Belolutskaya A., Vachkova S., Patarakin E. The Connection of the Digital Learning Component with the Development of Preschool and School-age Children: A Review of Research and International Educational Practices // Education and Self Development. 2023. No. 18(2). P. 37–55. doi: 10.26907/esd.18.2.04.
- Bukhalenkova D. A., Chichinina E. A., Almazova O. V. How Does Joint Media Engagement Affect the Development of Executive Functions in 5- to-7 years-old Children? // Psychology in Russia: State of the Art. 2023. No. 16(4). P. 109–127. doi: 10.11621/pir.2023.0407.
- Dore R. A., Zimmermann L. Coviewing, scaffolding, and children’s media comprehension // The International Encyclopedia of Media Psychology. 2020. No. 9. P. 139–145. doi: 10.1002/9781119011071.iemp0233.
- Gath M., McNeill B., Gillon G. Preschoolers’ screen time and reduced opportunities for quality interaction: Associations with language development and parent-child closeness // Current Research in Behavioral Sciences. 2023. No. 5. P. 100140. doi: 10.1016/j.crbeha.2023.100140.
- Guidelines on physical activity, sedentary behaviour and sleep for children under 5 years of age. World Health Organization, 2019. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/311664 (дата обращения: 18.04.2024).
- McNeill J., Howard S. J. et al. Cross-Sectional Associations of Application Use and Media Program Viewing with Cognitive and Psychosocial Development in Preschoolers // International journal of environmental research and public health. 2021. No. 18(4). P. 1608. doi: 10.3390/ijerph18041608.
- Nikolaeva E. I., Kalabina I. A. et al. Ground Rules for Preschooler Exposure to the Digital Environment: A Review of Studies // Psychology in Russia: State of the Art. 2023. No. 16(4). P. 37–54. doi: 10.11621/pir.2023.0403.
- Radesky J., Miller A. L. et al. Maternal mobile device use during a structured parent-child interaction task // Acad Pediatr. 2015. No. 15(2). P. 238–244. doi: 10.1016/j.acap.2014.10.001.
- Tun J. E., Arshat Z., Ismailet N. Sex Differences in Screen Time and Playfulness among Chinese Preschool Children // Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (TURCOMAT). 2021. No. 12(10). P. 4293–4297.
- Veraksa A. N., Veraksa N. E. The Interconnection of Metacognition and Executive Functions in Childhood: A Cultural-Historical Perspective // New Ideas in Child and Educational Psychology. 2023. No. 3(3–4). P. 43–65. doi: 10.11621/nicep.2023.0503.
- Xie G., Deng Q. et al. Digital screen time and its effect on preschoolers’ behavior in China: results from a cross-sectional study // Ital J Pediatr. 2020. No. 46(1). P. 9. doi: 10.1186/s13052-020-0776-x.
