Взаимодействие врача и пациента на амбулаторном этапе: эффективная коммуникация как фактор качества лечения
- Авторы: Балашова М.Е.1, Рябошапко А.И.1, Балашова Т.С.1, Ахметханова С.Х.1, Амаева Х.Д.1, Адамов М.М.1, Эрбиева Ш.З.1
-
Учреждения:
- Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
- Выпуск: Том 42, № 1 (2025)
- Страницы: 105-111
- Раздел: Профилактическая и социальная медицина
- URL: https://ogarev-online.ru/PMJ/article/view/287616
- DOI: https://doi.org/10.17816/pmj421105-111
- ID: 287616
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. Изучить проблемы эффективной коммуникации врача и пациента на амбулаторном этапе оказания медицинской помощи и предложить пути их решения.
Материалы и методы. В рамках исследования было проведено онлайн-анкетирование 309 человек (119 врачей и 190 пациентов). Опросники включали в себя по 34 вопроса, позволяющих получить информацию о внешнем виде врача, его вербальных и невербальных навыках. В настоящей работе использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, анкетирование, а также статистический метод.
Результаты. При общении с медицинским персоналом пациенты чаще всего жалуются на равнодушное отношение врачей к их проблемам. Многие опрошенные недовольны тем, что медики не акцентируют внимание пациентов на необходимости вести здоровый образ жизни, что, по их мнению, связано с тем, что большинство врачей не осознают значения модификации образа жизни в профилактике заболеваний. Столь же часто ответы пациентов указывали на отсутствие невербального подкрепления словам в процессе консультации. Возможно, это кажется незначительным элементом профессиональной коммуникации, однако, как выяснилось, многие пациенты считают это важным.
Выводы. При оказании медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе большое значение имеет уровень коммуникативных компетенций врача первичного звена здравоохранения. Владение врачами коммуникативными навыками не только позволяет создать комфортные и доверительные отношения с пациентами, но и значительно повысить качество медицинской помощи, что обеспечит улучшение результатов лечения.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
М. Е. Балашова
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Автор, ответственный за переписку.
Email: saadat.axmetxanova@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-4301-0845
кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины
Россия, г. СаратовА. И. Рябошапко
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: saadat.axmetxanova@bk.ru
ORCID iD: 0009-0003-8612-6375
кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины
Россия, г. СаратовТ. С. Балашова
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: saadat.axmetxanova@bk.ru
ORCID iD: 0009-0007-6283-0404
студентка I курса лечебного факультета
Россия, г. СаратовС. Х. Ахметханова
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: saadat.axmetxanova@bk.ru
ORCID iD: 0009-0006-4507-331X
студентка VI курса лечебного факультета
Россия, г. СаратовХ. Д. Амаева
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: saadat.axmetxanova@bk.ru
ORCID iD: 0009-0008-8108-8599
студентка VI курса лечебного факультета
Россия, г. СаратовМ. М. Адамов
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: saadat.axmetxanova@bk.ru
ORCID iD: 0009-0007-3179-9520
студент VI курса лечебного факультета
Россия, г. СаратовШ. З. Эрбиева
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: saadat.axmetxanova@bk.ru
ORCID iD: 0009-0001-6914-5190
студентка VI курса лечебного факультета
Россия, г. СаратовСписок литературы
- Елькин И.О. Проблемы коммуникации врача и пациента при оказании помощи в амбулаторных и стационарных условиях. Системная интеграция в здравоохранении 2023; 4 (61): 82–92. / Elkin I.O. Problems of communication between doctor and patient when providing care in outpatient and inpatient settings. Sistemnaya integratsiya v zdravookhranenii 2023; 4 (61): 82–92 (in Russian).
- Yan X., Li J., Yan X. Better doctor-patient relationships start with the small things. BMJ. 2023; 383: 2935.
- Балашова М.Е., Шеметова Г.Н., Шишкина М.С. Интегрированный подход к формированию здорового образа жизни и вопросы профилактического консультирования на амбулаторно-поликлиническом этапе. Интегративные исследования в медицине. Научные труды III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 2014; 178–180. / Balashova M.E., Shemetova G.N., Shishkina M.S. An integrated approach to the formation of a healthy lifestyle and issues of preventive consultation at the outpatient stage. Integrativnyye issledovaniya v meditsine. Nauchnyye trudy III Vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiyem) nauchno-prakticheskoy konferentsii 2014; 178–180 (in Russian).
- Шеметова Г.Н., Андриянова Е.А., Губанова Г.В., Красникова Н.В. и др. Коммуникативные навыки в профессиональной деятельности врача общей практики и консультирование пациента. Саратов: Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского 2017; 200. / Shemetova G.N., Andriyanova E.A., Gubanova G.V., Krasnikova N.V. i dr. Kommunikativnyye navyki v professionalnoy deyatelnosti vracha obshchey praktiki i konsultirovaniye patsiyenta. Saratov: Saratovskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet imeni V.I. Razumovskogo 2017; 200 (in Russian).
- Дмитриева Е.В., Сопетина Д.Н. Коммуникация врач-пациент в клинических исследованиях с использованием мобильных технологий. Коммуникология 2023; 11 (3): 63–72. / Dmitriyeva E.V., Sopetina D.N. Doctor-patient communication in clinical trials using mobile technologies. Kommunikologiya 2023; 11 (3): 63–72 (in Russian).
- Осо Д.Ю. Коммуникация как элемент здоровых отношений между врачом и пациентом. Сборник материалов XXIII Республиканской студенческой конференции с международным участием и XX Республиканского научно-практического семинара с международным участием «Формирование межкультурной компетентности в учреждениях высшего образования при обучении языкам», посвященных 30-летию кафедры русского и белорусского языков. Гродно 2023; 143–145. / Oso D.Yu. Communication as an element of a healthy relationship between a doctor and a patient. Sbornik materialov XXIII Respublikanskoy studencheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem i XX Respublikanskogo nauchno-prakticheskogo seminara s mezhdunarodnym uchastiyem «Formirovaniye mezhkulturnoy kompetentnosti v uchrezhdeniyakh vysshego obrazovaniya pri obuchenii yazykam», posvyashchennykh 30-letiyu kafedry russkogo i belorusskogo yazykov. Grodno 2023; 143–145 (in Russian).
- Vega-Hurtado C. Importance of doctor-patient communication strategies. Rev Med Inst Mex Seguro Soc. 2020; 58 (2): 197–201.
- Бендрикова А.Ю., Першина К.И. Преобладающая модель взаимодействия в системе «врач-пациент» по представлениям пациентов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2024; 23 (6s): 1–216. / Bendrikova A.Y., Pershina K.I. The prevailing model of interaction in the “doctor-patient” system according to patients’ perceptions. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika 2024; 23 (6s): 1–216 (in Russian).
- Chandra S., Mohammadnezhad M. Patient Communication in Primary Health Care: A Mixed-Method Study in Fiji. International Journal of Environmental Research and Public Health 2021; 18 (14): 7548.
- Gu L., Tian B., Xin Y., Zhang S., Li J., Sun Z. Patient perception of doctor communication skills and patient trust in rural primary health care: the mediating role of health service quality. BMC Prim Care. 2022; 23 (1): 255.
Дополнительные файлы
