Опросник самомониторинга общения М. Снайдера: короткая версия, надежность, валидность, факторная структура

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Активное использование смартфонов и социальных сетей существенно влияет на качество общения. Меняются его характеристики, в частности, такой его признак, как самомониторинг общения, изучение которого весьма актуально. При этом в исследованиях активно используется созданная 40 лет назад М. Снайдером «Шкала самомониторинга общения». В отношении давно разработанных методик в психологической науке (у нас и за рубежом) сложилось убеждение, что их нужно перепроверить, поскольку ответы респондентов в настоящее время могут значительно отличаться от ответов их давних предшественников, на ответах которых много лет назад создавались эти опросники. Актуальна и установка на сокращение опросников, поскольку большие опросники вызывают трудности в сборе материалов и (как показали соответствующие исследования в офлайне и в онлайне) дают худшее качество получаемых ответов. Цели данного исследования: 1) разработка надежной и валидной короткой версии опросника «Самомониторинг общения»; 2) построение состоятельной факторной модели самомониторинга общения. Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 1911 испытуемых из Беларуси и России, в том числе 1206 женщин и 605 мужчин. В основу разработки положен классический тест М. Снайдера «Самомониторинг общения», использованы опросники зависимости от смартфона (автор – В.П. Шейнов), зависимости от социальных сетей (авторы – В.П. Шейнов, А.С. Девицын), опросник «Шкалы академической мотивации» Валлеранда (в адаптации к русскоязычному социуму Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина). Статистический анализ проведен с помощью программ пакета SPSS-22 и пакета jamovi версии 2.3.21 на базе R. В результате данного исследования сконструирована состоящая из 8 вопросов валидная и надежная короткая версия опросника «Самомониторинг общения», обладающая лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия М. Снайдера. Построена состоятельная двухфакторная модели самомониторинга общения. Короткая версия опросника «Самомониторинг общения» позволяет собирать выборки большего объема при лучшем качестве ответов.

Об авторах

Виктор Павлович Шейнов

Республиканский институт высшей школы

Автор, ответственный за переписку.
Email: sheinov1@mail.ru
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Минск, Беларусь

Антон Сергеевич Девицын

Белорусский государственный университет

Email: a.dziavitsyn@gmail.com
старший преподаватель кафедры веб-технологий и компьютерного моделирования Минск, Беларусь

Список литературы

  1. Sheinov V.P. Svyazi zavisimosti ot smartfona s sostoyaniyami i svoystvami lichnosti [Connections between smartphone addiction and personality states and properties]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsiologiya – Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2020;(4):120-127 (in Russian).
  2. Sheinov V.P. Vzaimosviyazi zavisimosti ot smartfona s psikhologicheskimi i sotsial’nopsikhologicheskimi kharakteristikami lichnosti obzor zarubezhnykh issledovanii [Relationships between smartphone addiction and psychological and socio-psychological personality characteristics: a review of foreign studies]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika – Bulletin of the Russian Peoples’ Friendship University. Series: Psychology and Pedagogy. 2021; 18(1):235-253 (in Russian). doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-1-235-253
  3. Sheinov V.P. Zavisimost’ ot social’nykh setey i kharakteristiki lichnosti: obzor issledovaniy [Social media addiction and personality characteristics: a review of research]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psykhologiya i pedagogika – Bulletin of the Russian Peoples’ Friendship University. Series: Psychology and Pedagogy. 2021;18(3):607-630.
  4. Sheinov V.P. Vnutrilichnostnye prediktory viktimizatsii [Intrapersonal predictors of victimization]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda – Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational and occupational psychology. 2019;4(1):154-182.
  5. Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior. Journal of Personality and Social Psychology. 1974;IN.30:526-537.
  6. Snyder M., Gangestad S. On the nature of self-monitoring: Matters of assessment, matters of validity. Journal of personality and social psychology. 1986;IN.51(1):125-139. doi: 10.1037/0022-3514.51.1.125
  7. Herzog A.R., Bachman J.G. Effects of Questionnaire Length on Response Quality. The Public Opinion Quarterly. 1981;45(4):549-559. http://www.jstor.org/stable/2748903
  8. Galesic M., Bosnjak M. Effects of questionnaire length on participation and indicators of response quality in a web survey. Public Opinion Quarterly. 2009;IN.73(2):349-360
  9. Raygorodskiy D.Ya. (editor-compiler) Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Methods and tests]. Samara, Bahrah-M Publ., 2022: 672 p. (in Russian).
  10. Sheinov V.P. Adaptatsiya i validizatsiya oprosnika “Shkala zavisimosti ot smartfona” dlya russkoyazychnogo sotsiuma [Adaptation and validation of the questionnaire “Smartphone addiction scale” for the Russianspeaking society]. Sistemnaya psihologiya i sotsiologiya – System Psychology and Sociology, 2020, no. 3 (35), pp. 75–84 (in Russian).
  11. Sheynov V.P., Devitsyn A.S. Razrabotka nadezhnogo i validnogo oprosnika zavisimosti ot sotsialnykh setei [Development of a Reliable and Valid Social Network Addiction Questionnaire]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya – Systems Psychology and Sociology. 2021;(2):41-55 (in Russian). doi: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04 (accessed 23 January 2023).
  12. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Oprosnik “SHkaly akademicheskoj motivatii” [Questionnaire “Academic Motivation Scales”]. Psykhologicheskiy zhurnal – Psychological Journal. 2014;35(4):96-107 (in Russian).
  13. Briggs S.R., Cheek J.M., Buss A.H. An analysis of the Self-Monitoring Scale. Journal of Personality and Social Psychology. 1980;38:679-686.
  14. Snyder M., Gangestad S. Self-monitoring: Appraisal and reappraisal. Psychological Bulletin. 2000;126(4):530-555.
  15. Kim J., Hahn K.H. The effects of self-monitoring tendency on young adult consumers’ mobile dependency. Computers in Human Behavior. 2015;IN.50:169-176.
  16. Abhari K., Klase M., Koobchehr F., Olivares F., Pesavento M., Sosa L., Vaghefi I. Toward a theory of digital mindfulness: A case of smartphone-based self-monitoring. International Conference on Human-Computer Interaction. 2021:549–561.
  17. Shen E., Shen J., Chia T.L. Development of an app to support self-monitoring smartphone usage and healthcare behaviors in daily life. In: Proceedings of the 3rd International Conference on Big Data and Internet of Things. 2019:29-34.
  18. Abhari K., Vaghefi I. Screen time and productivity: an extension of goal-setting theory to explain optimum smartphone use. AIS Transactions on Human-Computer Interaction. 2022;IN.14(3):254-288.
  19. Sahranç Ü. A Study on the Relationship Between Social Media Addiction and Self-Regulation Processes among University Students. International Journal of Psychology and Educational Studies. 2021;IN.8(4):96-109.
  20. Pornsakulvanich V. Excessive use of Facebook: The influence of self-monitoring and Facebook usage on social support. Kasetsart Journal of Social Sciences. 2018;IN.39(1): 116-121
  21. Dogan H., Norman H., Alrobai A., Jiang N., Nordin N., Adnan A. A web-based intervention for social media addiction disorder management in higher education: Quantitative survey study. Journal of medical Internet research. 2019;IN.21(10): e14834
  22. Kleinbaum A.M., Jordan A.H., Audia P.G. An altercentric perspective on the origins of brokerage in social networks: How perceived empathy moderates the self-monitoring effect. Organization Science. 2015;IN.26(4):1226-1242.
  23. Varnali K., Toker A. Self-disclosure on social networking sites. Social Behavior and Personality: an international journal. 2015;IN.43(1):1-13.
  24. Zhu M., Doo M.Y. The relationship among motivation, self-monitoring, self-management, and learning strategies of MOOC learners. Journal of Computing in Higher Education. 2022:1-22.
  25. Chang M.M. Effects of self-monitoring on web-based language learner’s performance and motivation. Calico Journal. 2010;IN.27(2):298-310.
  26. Chang M.M. Enhancing web‐based language learning through self‐monitoring. Journal of Computer Assisted Learning. 2007;IN.23(3):187-196.
  27. Zhu M., Bonk C.J., Doo M.Y. Self-directed learning in MOOCs: Exploring the relationships among motivation, self-monitoring, and self-management. Educational Technology Research and Development. 2020;IN.68:2073-2093.
  28. Kanani Z., Adibsereshki N., Haghgoo H.A. The effect of self-monitoring training on the achievement motivation of students with dyslexia. Journal of Research in Childhood Education. 2017;IN.31(3):430–439.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».