Ключевые особенности интеграции в педагогическое образование и повышение квалификации учителей в Китае

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В современных условиях нарастания глобализационных процессов, цифровой трансформации во всех сферах деятельности человека единовременное и окончательное образование (once-and-for-all education), то есть «раз и навсегда», уже не отвечает всем требованиям социума и государства к качеству педагогических кадров. В данном контексте интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии педагогов становится одной из необходимых и неизбежных задач реформирования, модернизации системы образования во всем мире, что во многом связано также с ростом популярности, востребованностью современной образовательной идеологии «обучение в течение всей жизни». Сложившаяся и реализуемая продолжительное время в системе китайского педагогического образования практика ее разделения от системы профессионального развития учителей препятствовала эффективному повышению качества педагогических кадров. Однако уже в конце XX в. в Китае началось всестороннее изучение вопросов интеграции систем, процессов образования и профессионального развития педагогов. С тех пор здесь сложился определенный опыт интеграции профессионального педагогического образования и развития на уровнях и теории, и практики, который требует обобщения и осмысления.Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировав состояние тенденции интеграции в современном педагогическом образовании и профессиональном развитии педагогов в Китае, охарактеризовать ее ключевые характеристики и обозначить наиболее значимые проблемы.Материалы данного исследования включили научные работы в проблемном поле исследования (преимущественно китайских ученых), документы об образовании в Китае, утвержденные на государственном уровне. Применялись следующие методы исследования: анализ научных трудов, документов, регламентирующих образовательную политику Китая; изучение опыта интеграции в системе педагогического образования и профессиональном развитии учителей Китая, синтез и обобщение.Результаты и обсуждение. Интеграция в профессиональном педагогическом образовании и профессиональном развитии педагогов в Китае предусматривает рациональное и обоснованное проектирование целей и содержания обучения на всех стадиях профессионального развития педагогов, сохранение их преемственности, целостности, оптимизацию использования образовательных ресурсов и средств обучения, содействие повышению качества учительских кадров. Местное руководство, учреждения системы высшего образования, институты профессиональной переподготовки школьных учителей являются полноправными участники, субъектами данной интеграции, по-своему способствуя ее реализации в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей. Названная интеграция в основном отражается в интеграции целей обучения, учебных программ, образовательных учреждений, которые участвуют в профессиональной подготовке учителей, их аттестации, а также в оценке образовательных ресурсов. Основными задачами интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае в ближайшее время будут оставаться содействие продуктивному профессиональному общению, взаимодействию и сотрудничеству на всех стадиях профессионального развития педагогов и между различными субъектами педагогического образования, усиление преемственности целей и содержания образования, повышение качества преподавателей, работающих в системе профессиональной переподготовки учителей.Заключение. Основная характеристика интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии педагогов Китае состоит в ее направленности на ликвидацию, сокращение разрывов, лакун в процессе профессиональной педагогической подготовки, а также на стимулирование непрерывного профессионального развития педагогов. Интеграция как ресурс повышения качества педагогического образования и развития прослеживается преимущественно на уровнях целей рабочих программ учебных дисциплин и образовательных программ подготовки учительских кадров, образовательных учреждений, аттестации педагогов и оценки образовательных ресурсов, средств обучения. Устранение и минимизация проблем и пробелов обозначенной ингтрации требуют дальнейшего теоретического и эмпирического исследования.

Об авторах

Ольга Николаевна Игна

Томский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: onigna@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры Томск, Россия

Бин Ли

Томский государственный педагогический университет

Email: lib187@nenu.edu.cn
аспирант института развития педагогического образования Томск, Россия

Список литературы

  1. James E.J.F. Report of Committee of Enquiry into Teacher Education and Training. URL: http://www.educationengland.org.uk/documents/james/james1972.html (accessed 19 October 2021).
  2. 赵中建.国际教育大会第45 届会议的建议. 外国教育资料. 1997. № 6. 4–9页. Zhao Zhongjian. Recommendations of the 45th session of the International Education Conference. Foreign educational materials. 1997;(6):4-9 (In Chinese).
  3. Zavalko N.A. Integration processes in the chain “science, higher professional education, production” as the basis for the formation of an effective mechanism for training a competitive specialist. Bulletin of Tomsk State University. 2011;(345):149-152 (In Russian).
  4. Shaidullina A.R., Pavlova N.A., MinsabirovaV.N., Burdukovskaya E.A., Yunusova A.B., Letyaev V.A., Afanasev A.S. Integration Processes in Education: Classification of Integration Types. Review of European Studies. 2015;7(4):27-31. URL: http://dx.doi.org/10.5539/res.v7n4p27 (accessed 23 December 2022).
  5. Makoveeva V.V. Modern approaches to the management of integration processes in the field of higher professional education. Bulletin of Tomsk State University. 2012;(355):115-118 (In Russian).
  6. Donetskskaya S.S., Ji Qiannan. Reforming the Higher Education System in China: Modern Results. Higher education in Russia. 2018;27(12):79-92 (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-79-92
  7. Guruleva T.L. Education system in the People’s Republic of China: structure and main directions of development. Higher education in Russia. 2017;7(214):152-164. (In Russian).
  8. 王军. 论作为专业教育的教师教育: 内涵、特征与路径. 教师教育研究. 2019. № 4. 7–15页. Wang Jun. Teacher education as a type of special education: meaning, features and ways. Research of teacher education. 2019;(4):7-15 (In Chinese).
  9. 陈金平. 大数据时代的大学英语教师职业发展. 当代外语研究. 2014. № 4. 35–38页. Chen Jinping. Improving the qualifications of English teachers in the era of big data. Modern studies of foreign languages. 2014;(4):35-38 (In Chinese).
  10. 钱军平. 从观念到行动:教师教育一体化的困境与出路. 教师教育论坛. 2015. № 9. 19–25页. Qian Junping. Integration in the system of teacher education in China. Forum for Teacher Education. 2015;(9):19-25 (In Chinese).
  11. 余莲. 教师教育一体化的现状. 问题与对策. 教师教育论坛. 2013. № 3. 26–31页. Yu Lian. The current situation, problems and countermeasures of the integration of teacher education. Teacher Education.2013;(3):26–31 (In Chinese).
  12. 高芳.教师博客:教师专业发展的重要路径. 成人教育. 2010. № 10. 71–72页.Gao Fang. An important path for professional development of teachers. Adult education. 2010;(10):71–72 (In Chinese).
  13. 高思超. 教师教育一体化课程建设:逻辑与路向. 西华师范大学学报(哲学社会科学版). 2020. № 5. 68–73页. Gao Sichao. Creation of an integration system of teacher education curricula: logic and direction. Journal of West China Normal University (Philosophy and Social Sciences Edition). 2020;(5):68-73 (In Chinese).
  14. 陈春勇.构建新时代教师教育一体化体系:困境与出路.大连教育学院学报. 2020. № 36(03).4–7页. Chen Chunyong. Creation of an integration system of teacher education in a new era: dilemmas and ways out. Bulletin of the Dalian Institute of Education. 2020;36(03):4–7 (In Chinese).
  15. 陈时见,李培彤.教师教育一体化的时代内涵与实现路径.教师教育研究. 2020. № 32(02). 1–6页. Chen Shijian, Li Peitong. The meaning of time and the way to implement the integration of teacher education. Teacher Education Research. 2020;32(02):1–6 (In Chinese).
  16. 邱秀华.国际教师教育的一体化趋势及其启示. 高教探索. 2005. № 2. 40–43页. Qiu Xiuhua. The trend of integration of international teacher education and its experience. Research of higher education. 2005;(2):40–43 (In Chinese).
  17. 荀渊.教师教育一体化改革的回顾与反思 // 教师教育研究. 2004. № 4. 8–12 页.Xun Yuan. Review and Reflections on the Reform of Integration of Teacher education. Teacher Education Research. 2004;(4):8-12 (In Chinese).
  18. 饶玮,夏泽胜. 我国教师教育一体化的理论反思与实践路径. 继续教育研究. 2015. № 8. 63–65页. Rao Wei, Xia Zesheng. Theoretical Reflection and a Practical Way of Integration in Teacher Education in China. Research on Continuous Education. 2015;(8):63-65. (In Chinese).
  19. 高树仁,宋丹. 区域教育一体化发展的机制创新. 区域教育改革与发展. 2014. № 4. 18–25页. Gao Shuren, Song Dan. Innovation in the mechanism of integration of the development of regional education. Reform and development of regional education. 2014;(9):18–25 (In Chinese).
  20. 肖瑶, 陈时见. 教师教育一体化的内涵与实现路径. 教育研究. 2013. № 8. 149–152页. Xiao Yao, Chen Shijian. The connotation and realization path of the integration of teacher education. Educational research, 2013, no. 8, pp.149–152. (In Chinese).
  21. 董 吉 贺. 推进教师教育一体化改革的几点建议. 继续教育研究. 2006. № 1. 93–96页. Dong Jihe. Some suggestions for promoting the reform of the integration of teacher education. Research on postgraduate education, 2006, no. 1, pp. 93–96. (In Chinese).
  22. 常宝宁. 教师教育一体化:本体特征与核心要素. 当代教育科学. 2013. №18. 3–5页. Chang Baoning. Integration of teacher education: features and basic components. Modern pedagogical sciences. 2013;(18):3-5 (In Chinese).
  23. 杨瑞. 论我国现代教师教育一体化实现路径. 继续教育研究. 2016. № 5. 102–104页. Yang Rui. Research on the path to the implementation of the integration of modern teacher education in China. Research of lifelong education. 2016;(5):102-104 (In Chinese).
  24. 吕尚兰. 我国教师教育一体化研究探析. 科教导刊. 2010. № 11. 107–109页. Lu Shanglan. Research and analysis of the integration of teacher education in China. Scientific and pedagogical journal. 2010;(11):107-109 (In Chinese).
  25. 张贵新, 饶从满. 关于教师教育一体化的认识与思考. 课程.教材.教法. 2002. № 22(4). 58–62页. Zhang Guixin, Rao Congman. Understanding and Reflection on the Integration of teacher education. Curriculum. Educational materials. Teaching method, 2002, no. 22 (4):58–62 (In Chinese).
  26. 陶梎生, 谢红星. 高等教育改革与发展. 兰州: 兰州大学出版社, 2007. 441页. Tao Zhesheng, Xie Hongxing. Reform and development of higher education. Lanzhou: Lanzhou University Press, 2007;441 p. (In Chinese).
  27. 曾本友. 内在一体化:教师教育一体化的新突破. 学术评论. 2008. № 3. 67–69页. Zeng Benyou. Internal integration: a new breakthrough in the integration of teacher education. Academic review. 2008;(3):67-69 (In Chinese).
  28. 刘益春, 李广, 高夯. “U-G-S”教师教育模式实践探索 – 以“教师教育创新东北实验区”建设为例. 教育研究. 2014. № 8. 107– 112页. Liu Yichun, Li Guang, Gao Hang. “U-G-S” Teacher Education Model Practice Exploration – Taking the Construction of “Teacher Education Innovation North-east Experimental Zone” as an example. Educational Research. 2014;(8):107-112 (In Chinese).
  29. 余桥, 林群, 吴节义. 教师教育一体化过程中的问题分析与策略初探. 绵阳师范学院学报. 2009. № 12. 123–126页. Yu Qiao, Lin Qun, Wu Jieyi. Research on the problems and methods of solution in the process of integrating teacher education. Journal of the Mianyang Pedagogical University. 2009;(12):123-126 (In Chinese).
  30. 徐莉. 对我国教师在职培训现存问题的思考. 教师教育研究. 2004. № 4. 21–25页. Xu Li. Reflections on the existing problems of professional development of teachers in China. Research of pedagogical education. 2004;(4):21-25 (In Chinese).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».