Ключевые особенности интеграции в педагогическое образование и повышение квалификации учителей в Китае
- Авторы: Игна О.Н.1, Ли Б.1
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 2 (2023)
- Страницы: 5-20
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/2782-2575/article/view/270214
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2023-2-5-20
- ID: 270214
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В современных условиях нарастания глобализационных процессов, цифровой трансформации во всех сферах деятельности человека единовременное и окончательное образование (once-and-for-all education), то есть «раз и навсегда», уже не отвечает всем требованиям социума и государства к качеству педагогических кадров. В данном контексте интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии педагогов становится одной из необходимых и неизбежных задач реформирования, модернизации системы образования во всем мире, что во многом связано также с ростом популярности, востребованностью современной образовательной идеологии «обучение в течение всей жизни». Сложившаяся и реализуемая продолжительное время в системе китайского педагогического образования практика ее разделения от системы профессионального развития учителей препятствовала эффективному повышению качества педагогических кадров. Однако уже в конце XX в. в Китае началось всестороннее изучение вопросов интеграции систем, процессов образования и профессионального развития педагогов. С тех пор здесь сложился определенный опыт интеграции профессионального педагогического образования и развития на уровнях и теории, и практики, который требует обобщения и осмысления.Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировав состояние тенденции интеграции в современном педагогическом образовании и профессиональном развитии педагогов в Китае, охарактеризовать ее ключевые характеристики и обозначить наиболее значимые проблемы.Материалы данного исследования включили научные работы в проблемном поле исследования (преимущественно китайских ученых), документы об образовании в Китае, утвержденные на государственном уровне. Применялись следующие методы исследования: анализ научных трудов, документов, регламентирующих образовательную политику Китая; изучение опыта интеграции в системе педагогического образования и профессиональном развитии учителей Китая, синтез и обобщение.Результаты и обсуждение. Интеграция в профессиональном педагогическом образовании и профессиональном развитии педагогов в Китае предусматривает рациональное и обоснованное проектирование целей и содержания обучения на всех стадиях профессионального развития педагогов, сохранение их преемственности, целостности, оптимизацию использования образовательных ресурсов и средств обучения, содействие повышению качества учительских кадров. Местное руководство, учреждения системы высшего образования, институты профессиональной переподготовки школьных учителей являются полноправными участники, субъектами данной интеграции, по-своему способствуя ее реализации в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей. Названная интеграция в основном отражается в интеграции целей обучения, учебных программ, образовательных учреждений, которые участвуют в профессиональной подготовке учителей, их аттестации, а также в оценке образовательных ресурсов. Основными задачами интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае в ближайшее время будут оставаться содействие продуктивному профессиональному общению, взаимодействию и сотрудничеству на всех стадиях профессионального развития педагогов и между различными субъектами педагогического образования, усиление преемственности целей и содержания образования, повышение качества преподавателей, работающих в системе профессиональной переподготовки учителей.Заключение. Основная характеристика интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии педагогов Китае состоит в ее направленности на ликвидацию, сокращение разрывов, лакун в процессе профессиональной педагогической подготовки, а также на стимулирование непрерывного профессионального развития педагогов. Интеграция как ресурс повышения качества педагогического образования и развития прослеживается преимущественно на уровнях целей рабочих программ учебных дисциплин и образовательных программ подготовки учительских кадров, образовательных учреждений, аттестации педагогов и оценки образовательных ресурсов, средств обучения. Устранение и минимизация проблем и пробелов обозначенной ингтрации требуют дальнейшего теоретического и эмпирического исследования.
Об авторах
Ольга Николаевна Игна
Томский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: onigna@tspu.edu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры Томск, Россия
Бин Ли
Томский государственный педагогический университет
Email: lib187@nenu.edu.cn
аспирант института развития педагогического образования Томск, Россия
Список литературы
- James E.J.F. Report of Committee of Enquiry into Teacher Education and Training. URL: http://www.educationengland.org.uk/documents/james/james1972.html (accessed 19 October 2021).
- 赵中建.国际教育大会第45 届会议的建议. 外国教育资料. 1997. № 6. 4–9页. Zhao Zhongjian. Recommendations of the 45th session of the International Education Conference. Foreign educational materials. 1997;(6):4-9 (In Chinese).
- Zavalko N.A. Integration processes in the chain “science, higher professional education, production” as the basis for the formation of an effective mechanism for training a competitive specialist. Bulletin of Tomsk State University. 2011;(345):149-152 (In Russian).
- Shaidullina A.R., Pavlova N.A., MinsabirovaV.N., Burdukovskaya E.A., Yunusova A.B., Letyaev V.A., Afanasev A.S. Integration Processes in Education: Classification of Integration Types. Review of European Studies. 2015;7(4):27-31. URL: http://dx.doi.org/10.5539/res.v7n4p27 (accessed 23 December 2022).
- Makoveeva V.V. Modern approaches to the management of integration processes in the field of higher professional education. Bulletin of Tomsk State University. 2012;(355):115-118 (In Russian).
- Donetskskaya S.S., Ji Qiannan. Reforming the Higher Education System in China: Modern Results. Higher education in Russia. 2018;27(12):79-92 (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-79-92
- Guruleva T.L. Education system in the People’s Republic of China: structure and main directions of development. Higher education in Russia. 2017;7(214):152-164. (In Russian).
- 王军. 论作为专业教育的教师教育: 内涵、特征与路径. 教师教育研究. 2019. № 4. 7–15页. Wang Jun. Teacher education as a type of special education: meaning, features and ways. Research of teacher education. 2019;(4):7-15 (In Chinese).
- 陈金平. 大数据时代的大学英语教师职业发展. 当代外语研究. 2014. № 4. 35–38页. Chen Jinping. Improving the qualifications of English teachers in the era of big data. Modern studies of foreign languages. 2014;(4):35-38 (In Chinese).
- 钱军平. 从观念到行动:教师教育一体化的困境与出路. 教师教育论坛. 2015. № 9. 19–25页. Qian Junping. Integration in the system of teacher education in China. Forum for Teacher Education. 2015;(9):19-25 (In Chinese).
- 余莲. 教师教育一体化的现状. 问题与对策. 教师教育论坛. 2013. № 3. 26–31页. Yu Lian. The current situation, problems and countermeasures of the integration of teacher education. Teacher Education.2013;(3):26–31 (In Chinese).
- 高芳.教师博客:教师专业发展的重要路径. 成人教育. 2010. № 10. 71–72页.Gao Fang. An important path for professional development of teachers. Adult education. 2010;(10):71–72 (In Chinese).
- 高思超. 教师教育一体化课程建设:逻辑与路向. 西华师范大学学报(哲学社会科学版). 2020. № 5. 68–73页. Gao Sichao. Creation of an integration system of teacher education curricula: logic and direction. Journal of West China Normal University (Philosophy and Social Sciences Edition). 2020;(5):68-73 (In Chinese).
- 陈春勇.构建新时代教师教育一体化体系:困境与出路.大连教育学院学报. 2020. № 36(03).4–7页. Chen Chunyong. Creation of an integration system of teacher education in a new era: dilemmas and ways out. Bulletin of the Dalian Institute of Education. 2020;36(03):4–7 (In Chinese).
- 陈时见,李培彤.教师教育一体化的时代内涵与实现路径.教师教育研究. 2020. № 32(02). 1–6页. Chen Shijian, Li Peitong. The meaning of time and the way to implement the integration of teacher education. Teacher Education Research. 2020;32(02):1–6 (In Chinese).
- 邱秀华.国际教师教育的一体化趋势及其启示. 高教探索. 2005. № 2. 40–43页. Qiu Xiuhua. The trend of integration of international teacher education and its experience. Research of higher education. 2005;(2):40–43 (In Chinese).
- 荀渊.教师教育一体化改革的回顾与反思 // 教师教育研究. 2004. № 4. 8–12 页.Xun Yuan. Review and Reflections on the Reform of Integration of Teacher education. Teacher Education Research. 2004;(4):8-12 (In Chinese).
- 饶玮,夏泽胜. 我国教师教育一体化的理论反思与实践路径. 继续教育研究. 2015. № 8. 63–65页. Rao Wei, Xia Zesheng. Theoretical Reflection and a Practical Way of Integration in Teacher Education in China. Research on Continuous Education. 2015;(8):63-65. (In Chinese).
- 高树仁,宋丹. 区域教育一体化发展的机制创新. 区域教育改革与发展. 2014. № 4. 18–25页. Gao Shuren, Song Dan. Innovation in the mechanism of integration of the development of regional education. Reform and development of regional education. 2014;(9):18–25 (In Chinese).
- 肖瑶, 陈时见. 教师教育一体化的内涵与实现路径. 教育研究. 2013. № 8. 149–152页. Xiao Yao, Chen Shijian. The connotation and realization path of the integration of teacher education. Educational research, 2013, no. 8, pp.149–152. (In Chinese).
- 董 吉 贺. 推进教师教育一体化改革的几点建议. 继续教育研究. 2006. № 1. 93–96页. Dong Jihe. Some suggestions for promoting the reform of the integration of teacher education. Research on postgraduate education, 2006, no. 1, pp. 93–96. (In Chinese).
- 常宝宁. 教师教育一体化:本体特征与核心要素. 当代教育科学. 2013. №18. 3–5页. Chang Baoning. Integration of teacher education: features and basic components. Modern pedagogical sciences. 2013;(18):3-5 (In Chinese).
- 杨瑞. 论我国现代教师教育一体化实现路径. 继续教育研究. 2016. № 5. 102–104页. Yang Rui. Research on the path to the implementation of the integration of modern teacher education in China. Research of lifelong education. 2016;(5):102-104 (In Chinese).
- 吕尚兰. 我国教师教育一体化研究探析. 科教导刊. 2010. № 11. 107–109页. Lu Shanglan. Research and analysis of the integration of teacher education in China. Scientific and pedagogical journal. 2010;(11):107-109 (In Chinese).
- 张贵新, 饶从满. 关于教师教育一体化的认识与思考. 课程.教材.教法. 2002. № 22(4). 58–62页. Zhang Guixin, Rao Congman. Understanding and Reflection on the Integration of teacher education. Curriculum. Educational materials. Teaching method, 2002, no. 22 (4):58–62 (In Chinese).
- 陶梎生, 谢红星. 高等教育改革与发展. 兰州: 兰州大学出版社, 2007. 441页. Tao Zhesheng, Xie Hongxing. Reform and development of higher education. Lanzhou: Lanzhou University Press, 2007;441 p. (In Chinese).
- 曾本友. 内在一体化:教师教育一体化的新突破. 学术评论. 2008. № 3. 67–69页. Zeng Benyou. Internal integration: a new breakthrough in the integration of teacher education. Academic review. 2008;(3):67-69 (In Chinese).
- 刘益春, 李广, 高夯. “U-G-S”教师教育模式实践探索 – 以“教师教育创新东北实验区”建设为例. 教育研究. 2014. № 8. 107– 112页. Liu Yichun, Li Guang, Gao Hang. “U-G-S” Teacher Education Model Practice Exploration – Taking the Construction of “Teacher Education Innovation North-east Experimental Zone” as an example. Educational Research. 2014;(8):107-112 (In Chinese).
- 余桥, 林群, 吴节义. 教师教育一体化过程中的问题分析与策略初探. 绵阳师范学院学报. 2009. № 12. 123–126页. Yu Qiao, Lin Qun, Wu Jieyi. Research on the problems and methods of solution in the process of integrating teacher education. Journal of the Mianyang Pedagogical University. 2009;(12):123-126 (In Chinese).
- 徐莉. 对我国教师在职培训现存问题的思考. 教师教育研究. 2004. № 4. 21–25页. Xu Li. Reflections on the existing problems of professional development of teachers in China. Research of pedagogical education. 2004;(4):21-25 (In Chinese).
Дополнительные файлы
