Индивидуально-психологические характеристики личности как компонент психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций
- Авторы: Техтелева Н.В.1, Мензул Е.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 541-565
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312323
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-745
- EDN: https://elibrary.ru/AXYRNP
- ID: 312323
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В статье раскрывается проблема психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций. В теоретической части статьи обосновывается актуальность проблемы в современных условиях действительности. Подчеркивается необходимость изучения данных явлений. Раскрыты необходимые для понимания психологической готовности положения, что составили основу конкретизации определения «психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций», которая рассматривается как «интегральное образование», «сложное синтетическое образование», состоящее из комплекса разнообразных, связанных между собой элементов.
Целью исследования было изучение взаимосвязи инновационной готовности, её структурных компонентов (эмоционального, мотивационного, когнитивного, личностного и организационного) и индивидуальных характеристик личности.
Методы и методики. В качестве методов психодиагностического исследования применены: опросник инновационной готовности персонала В. В. Пантелеева, Т. П. Кнышева, опросник на определение уровня стрессоустойчивости личности И. А. Усатова, опросник диагностики особенностей самоорганизации А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадова, опросник Киртона, опросник на определение «коммуникативных и организаторских склонностей, КОС» В. В. Синявского, Б. А. Федорошина опросник рефлексивности Карпова, опросник на определение потребности в достижении Ю. М. Орлова и В. И. Шкуркина. Результаты исследований подверглись обработки с помощью метода математической статистики. Выборку исследования составили средний медицинский персонал Клиник Самарского государственного медицинского университета в количестве 80 человек.
Результаты. Представлена характеристика структурных компонентов психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций (мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, и личностный), рассмотрены индивидуально-психологические составляющие личности, такие как потребность в достижении, коммуникативные и организаторские склонности, инноваторский тип мышления, стрессоустойчивость, рефлексивность, самоорганизация, способность к целеполаганию, анализу ситуации, планированию, самоконтролю, коррекции и волевым усилиям. После проведения количественно-качественного анализа результатов исследования, данные обработаны с применением коэффициента ранговой корреляции для выявления прямой связи составляющих психологической готовности и характеристиками личности.
Об авторах
Наталья Викторовна Техтелева
Самарский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Tehteleva@list.ru
ORCID iD: 0009-0007-3959-6082
SPIN-код: 4369-8478
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики
Россия, ул. Чапаевская, 89, г. Самара, 443099, Российская Федерация
Елена Владимировна Мензул
Самарский государственный медицинский университет
Email: e.v.menzul@samsmu.ru
SPIN-код: 3584-8726
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и цифровой дидактики
Россия, ул. Чапаевская, 89, г. Самара, 443099, Российская Федерация
Список литературы
- Бурдастова, Ю. В. (2020). Анализ зарубежного опыта и российских практик изменения роли медицинских сестер. Здоровье мегаполиса, 1(2), 89-94. https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2020.v1i2;89-94 EDN: https://elibrary.ru/dahrci
- Гильдингерш, М. Г., Потемкин, В. К., Поскочинова, О. Г. (2016). Инновационный менеджмент: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. 83 с.
- Данилова, Н. В. (2017). Современные перспективы направлений работы медицинских сестер в поликлинике. Современные проблемы науки и образования, (6), 127-134. URL: item.asp?id=32390418 (дата обращения: 12.03.2025) EDN: https://elibrary.ru/ynxxjt
- Ишков, А. Д. (2019). Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА. 224 с. ISBN: 978-5-9765-1631-1 EDN: https://elibrary.ru/cfqrye
- Казанфарова, М. А., Природова, О. Ф., Ардаширова, Н. С. (2023). Развитие цифровых компетенций медицинских работников. Медицинское образование и профессиональное развитие, 14(2), 109-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-meditsinskih-rabotnikov (дата обращения: 07.04.2025) https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-109-122 EDN: https://elibrary.ru/bdkjfy
- Карпов, А. В. (2003). Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. Психологический журнал, (5), 45-57. EDN: https://elibrary.ru/ooybsn
- Нестерова, Н. Л. (2010). Формирование профессиональной компетентности у студентов в медицинских училищах в условиях профессионально-рефлексивного тренинга: дис. … канд. псих. наук. М. 184 с. EDN: https://elibrary.ru/qetybf
- Пантелеева, В. В., Кнышева, Т. П. (2016). Опросник инновационной готовности персонала. Акмеология, (3), 59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosnik-innovatsionnoy-gotovnosti-personala (дата обращения: 01.04.2025) EDN: https://elibrary.ru/xejbxt
- Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы: проект Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. М., 2010. 20 с. URL: https://spbmedsestra.narod.ru/olderfiles/1/progr_razv.pdf
- Райгородский, Д. Я. (2012). Психодиагностика персонала: методики и тесты: учебное пособие для факультетов психологических, экономических и менеджмента. Самара: Бахрах-М. 440 с.
- Усатов, И. А. (2016). Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности». Концепт, 11, 681-685. URL: https://e-koncept.ru/2016/86148.htm EDN: https://elibrary.ru/wdphwp
- Ширяев, О. Ю., Кунин, В. А., Андреева, Е. А. и др. (2018). Сотрудничество врача и медицинской сестры. Медицинская команда. В: Сборник научных трудов кафедры факультетской стоматологии. Воронеж, с. 285-288. EDN: https://elibrary.ru/xoffjj
- Armenakis, A., Brown, S., Mehta, A. (2011). Organizational culture: assessment and transformation. Journal of Change Management, 11(3), 305-328. https://doi.org/10.1080/14697017.2011.568949
- Cullen, R., Clark, M., Esson, R. (2018). Evidence-based information-seeking skills of junior doctors entering the workforce: an evaluation of the impact of information literacy training during pre-clinical years. Health Information Libraries Journal, 28(2), 119-129. https://doi.org/10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x
- Foadi, N., Varghese, J. (2022). Digital competence - a key competence for today’s and future physicians. Journal European CME, 11(1), 1-5. https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2015200 EDN: https://elibrary.ru/kwyrfu
- Holt, D. T., Armenakis, A. A., Feild, H. S., Harris, S. G. (2017). Readiness for organizational change: the systematic development of a scale. Journal of Applied Behavioural Science, 43, 232-255. https://doi.org/10.1177/0021886306295295 EDN: https://elibrary.ru/jmyjyb
- Markiewicz, K., Til, J., Ijzerman, M. (2015). Medical devices early assessment methods: systematic literature review. International Journal Technology Assess Health Care, 137-146. https://doi.org/10.1017/s0266462314000026
Дополнительные файлы
