Индивидуально-психологические характеристики личности как компонент психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В статье раскрывается проблема психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций. В теоретической части статьи обосновывается актуальность проблемы в современных условиях действительности. Подчеркивается необходимость изучения данных явлений. Раскрыты необходимые для понимания психологической готовности положения, что составили основу конкретизации определения «психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций», которая рассматривается как «интегральное образование», «сложное синтетическое образование», состоящее из комплекса разнообразных, связанных между собой элементов.

Целью исследования было изучение взаимосвязи инновационной готовности, её структурных компонентов (эмоционального, мотивационного, когнитивного, личностного и организационного) и индивидуальных характеристик личности.

Методы и методики. В качестве методов психодиагностического исследования применены: опросник инновационной готовности персонала В. В. Пантелеева, Т. П. Кнышева, опросник на определение уровня стрессоустойчивости личности И. А. Усатова, опросник диагностики особенностей самоорганизации А. Д. Ишкова и Н. Г. Милорадова, опросник Киртона, опросник на определение «коммуникативных и организаторских склонностей, КОС» В. В. Синявского, Б. А. Федорошина опросник рефлексивности Карпова, опросник на определение потребности в достижении Ю. М. Орлова и В. И. Шкуркина. Результаты исследований подверглись обработки с помощью метода математической статистики. Выборку исследования составили средний медицинский персонал Клиник Самарского государственного медицинского университета в количестве 80 человек.

Результаты. Представлена характеристика структурных компонентов психологической готовности среднего медицинского персонала к деятельности в условиях внедрения инноваций (мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, и личностный), рассмотрены индивидуально-психологические составляющие личности, такие как потребность в достижении, коммуникативные и организаторские склонности, инноваторский тип мышления, стрессоустойчивость, рефлексивность, самоорганизация, способность к целеполаганию, анализу ситуации, планированию, самоконтролю, коррекции и волевым усилиям. После проведения количественно-качественного анализа результатов исследования, данные обработаны с применением коэффициента ранговой корреляции для выявления прямой связи составляющих психологической готовности и характеристиками личности.

Об авторах

Наталья Викторовна Техтелева

Самарский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Tehteleva@list.ru
ORCID iD: 0009-0007-3959-6082
SPIN-код: 4369-8478

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики

 

Россия, ул. Чапаевская, 89, г. Самара, 443099, Российская Федерация

Елена Владимировна Мензул

Самарский государственный медицинский университет

Email: e.v.menzul@samsmu.ru
SPIN-код: 3584-8726

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и цифровой дидактики

 

Россия, ул. Чапаевская, 89, г. Самара, 443099, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бурдастова, Ю. В. (2020). Анализ зарубежного опыта и российских практик изменения роли медицинских сестер. Здоровье мегаполиса, 1(2), 89-94. https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2020.v1i2;89-94 EDN: https://elibrary.ru/dahrci
  2. Гильдингерш, М. Г., Потемкин, В. К., Поскочинова, О. Г. (2016). Инновационный менеджмент: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. 83 с.
  3. Данилова, Н. В. (2017). Современные перспективы направлений работы медицинских сестер в поликлинике. Современные проблемы науки и образования, (6), 127-134. URL: item.asp?id=32390418 (дата обращения: 12.03.2025) EDN: https://elibrary.ru/ynxxjt
  4. Ишков, А. Д. (2019). Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА. 224 с. ISBN: 978-5-9765-1631-1 EDN: https://elibrary.ru/cfqrye
  5. Казанфарова, М. А., Природова, О. Ф., Ардаширова, Н. С. (2023). Развитие цифровых компетенций медицинских работников. Медицинское образование и профессиональное развитие, 14(2), 109-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-meditsinskih-rabotnikov (дата обращения: 07.04.2025) https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-109-122 EDN: https://elibrary.ru/bdkjfy
  6. Карпов, А. В. (2003). Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. Психологический журнал, (5), 45-57. EDN: https://elibrary.ru/ooybsn
  7. Нестерова, Н. Л. (2010). Формирование профессиональной компетентности у студентов в медицинских училищах в условиях профессионально-рефлексивного тренинга: дис. … канд. псих. наук. М. 184 с. EDN: https://elibrary.ru/qetybf
  8. Пантелеева, В. В., Кнышева, Т. П. (2016). Опросник инновационной готовности персонала. Акмеология, (3), 59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosnik-innovatsionnoy-gotovnosti-personala (дата обращения: 01.04.2025) EDN: https://elibrary.ru/xejbxt
  9. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы: проект Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. М., 2010. 20 с. URL: https://spbmedsestra.narod.ru/olderfiles/1/progr_razv.pdf
  10. Райгородский, Д. Я. (2012). Психодиагностика персонала: методики и тесты: учебное пособие для факультетов психологических, экономических и менеджмента. Самара: Бахрах-М. 440 с.
  11. Усатов, И. А. (2016). Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности». Концепт, 11, 681-685. URL: https://e-koncept.ru/2016/86148.htm EDN: https://elibrary.ru/wdphwp
  12. Ширяев, О. Ю., Кунин, В. А., Андреева, Е. А. и др. (2018). Сотрудничество врача и медицинской сестры. Медицинская команда. В: Сборник научных трудов кафедры факультетской стоматологии. Воронеж, с. 285-288. EDN: https://elibrary.ru/xoffjj
  13. Armenakis, A., Brown, S., Mehta, A. (2011). Organizational culture: assessment and transformation. Journal of Change Management, 11(3), 305-328. https://doi.org/10.1080/14697017.2011.568949
  14. Cullen, R., Clark, M., Esson, R. (2018). Evidence-based information-seeking skills of junior doctors entering the workforce: an evaluation of the impact of information literacy training during pre-clinical years. Health Information Libraries Journal, 28(2), 119-129. https://doi.org/10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x
  15. Foadi, N., Varghese, J. (2022). Digital competence - a key competence for today’s and future physicians. Journal European CME, 11(1), 1-5. https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2015200 EDN: https://elibrary.ru/kwyrfu
  16. Holt, D. T., Armenakis, A. A., Feild, H. S., Harris, S. G. (2017). Readiness for organizational change: the systematic development of a scale. Journal of Applied Behavioural Science, 43, 232-255. https://doi.org/10.1177/0021886306295295 EDN: https://elibrary.ru/jmyjyb
  17. Markiewicz, K., Til, J., Ijzerman, M. (2015). Medical devices early assessment methods: systematic literature review. International Journal Technology Assess Health Care, 137-146. https://doi.org/10.1017/s0266462314000026

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».