Образовательная среда технического вуза как фактор социально-профессионального становления иностранных обучающихся
- Авторы: Золотарева С.Д.1, Волегжанина И.С.2
-
Учреждения:
- Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
- Сибирский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 307-329
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/301027
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-683
- EDN: https://elibrary.ru/RVPIHZ
- ID: 301027
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Одним из ключевых факторов выбора иностранными абитуриентами российских технических вузов является современная образовательная среда. Однако потенциал такой среды для создания стратегических условий социально-профессионального становления иностранных обучающихся раскрыт недостаточно.
Цель. Авторы ставят целью выявить возможности образовательной среды российского технического вуза для успешного социально-профессионального становления иностранных обучающихся.
Материалы и методы. Материалами для данной статьи послужили работы российских и зарубежных ученых, анализ которых позволил определить теоретические основы изучения образовательной среды технического вуза как фактора социально-профессионального становления иностранных обучающихся; обобщить знания об этапах данного процесса и соответствующих педагогических стратегиях.
Результаты. Будучи микросоциумом, образовательная среда технического вуза относится к внешним факторам, определяющим успешность социально-профессионального становления иностранных обучающихся в комплексе с другими внешними и внутренними факторами. Ее существенными характеристиками выделены коммуникативная комфортность и интерактивность; динамичность и деятельностная направленность; практическая ориентированность и реализация потенциального в личности. Возможности такой среды конкретизируют педагогические реальности: учебные будни; интеграция в отраслевое профессиональное сообщество; индивидуализация, приумножение и углубление межличностных связей. Эти возможности реализуются посредством педагогических стратегий «обогащение», «ориентирование», «приобщение» и «сопровождение» на этапах «академическая адаптация», «социально-профессиональная интеграция», «индивидуализация траектории дальнейшего образования, саморазвития и самосовершенствования».
Об авторах
Светлана Дмитриевна Золотарева
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
Автор, ответственный за переписку.
Email: zolotarevasd78@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-1536-7809
SPIN-код: 4540-4915
старший преподаватель кафедры русского языка
Россия, ул. Ленинградская, 113, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630008, Российская ФедерацияИрина Сергеевна Волегжанина
Сибирский государственный университет путей сообщения
Email: erarcher@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5523-714X
SPIN-код: 8263-9915
Scopus Author ID: 57195935978
ResearcherId: C-8896-2019
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»
Россия, ул. Дуси Ковальчук, 191, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630049, Российская ФедерацияСписок литературы
- Адольф, В. А., Янова, М. Г., & Голубничая, Е. В. (2021). Педагогическое сопровождение обучающихся в практике дополнительного образования (монография). Красноярск. 188 с.
- Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер. 288 с.
- Борытко, Н. М. (2010). Целостный подход как система регулятивов научно-педагогического исследования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (9), 16–20.
- Волегжанина, И. С. (2020). Потенциал научно-образовательного комплекса для становления и развития профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях цифровизации. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, (52), 34–45. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-198
- Зимняя, И. А. (2019). Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания. В книге: Понятийный аппарат педагогики и образования (Коллективная монография, Выпуск 11, с. 35–47). Екатеринбург.
- Журавлева, С. В. (2016). Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке. Научное обозрение. Педагогические науки, (3), 48–56.
- Игнатова, В. В. (2012). Стратегический подход в педагогике высшей школы в инновационном осмыслении. Вестник Академии знаний, (1), 70–76.
- Игнатова, В. В., & Шушерина, О. А. (2004). Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза. Сибирский педагогический журнал, (1), 105–113.
- Канунникова, А. М. (2024). Экспорт образовательных услуг России в условиях современных вызовов развития глобальной экономики (диссертация кандидата экономических наук). Москва. 182 с.
- Кормилицын, А. П. (2005). Факторы профессионального становления иностранных студентов. Научный вестник МГТУ ГА. Серия Международная деятельность вузов, (94)(12), 52–59.
- Краснощеков, В. В., Новикова, О. А., & Сурыгин, А. И. (2021). О курсе математики для иностранных предмагистрантов. Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин, (20), 19–24.
- Мануйлов, Ю. С. (2021). Социализация вместо воспитания как объект лингвопедагогического анализа. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, (60), 417–421.
- Мудрик, А. В. (2024). Социально-педагогические проблемы социализации (2-е издание). Москва: Московский педагогический государственный университет. 248 с.
- Педагогика (под ред. Ю. К. Бабанского). (1983). Москва: Просвещение. 608 с.
- Полонский, В. М. (2004). Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа. 512 с.
- Профессионально-педагогические понятия (сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева). (2005). Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессиональнопедагогического университета. 456 с.
- Слободчиков, В. И. (2000). О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Вторая российская конференция по экологической психологии: тезисы доклада (с. 172–176). Москва.
- Чапаев, Н. К. (2023). Педагогическая интеграция: методология, теория, технология (4-е издание). Екатеринбург. 372 с.
- Яковлев, Е. В., & Яковлева, Н. О. (2019). Диссертация как результат педагогического исследования (монография). Краснодар: Издательство Краснодарского государственного института культуры. 304 с.
- Daud, N., Ali, N. A., & Jantan, A. H. (2019). Influential determinants of international students' satisfaction in higher education. International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE), 8(2S11), 589–597. https://doi.org/10.35940/ijrte.B1091.0982S1119
- Deepthi, D., & Exley, S. (2023). Exploring students' experiences of technical and vocational learning in University Technical Colleges during the pandemic. British Educational Research Journal, 49(3), 575–592. https://doi.org/10.1002/berj.3857
- Kuzmina, N., Kochkina, D. V., & Kuzmin, M. (2021). Blended learning as a means of foreign students' integration into a university educational process. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 16(6), 259–274. https://doi.org/10.3991/ijet.v16i06.19073
- Khakunova, F., Bersirova, A., Khakunov, N., & Bersirova, S. (2020). Psychological and pedagogical aspects of international students' adjustment to the cultural and educational university environment. E3S Web of Conferences, 210, 19009. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021019009
- Razgulin, J., Argustaitė-Zailskienė, G., & Šmigelskas, K. (2023). The role of social support and sociocultural adjustment for international students' mental health. Scientific Reports, 13, 893. https://doi.org/10.1038/s41598-022-27123-9
- Di, W., Zhang, S., Lian, X., & Oubibi, M. (2022). Research on cross-cultural adaptation and educational management of international students in China: Case of African students at Zhejiang Normal University. Frontiers in Psychology, 13, article 1009658. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1009658
- Singh, J. (2020). Academic failure: Unspoken experiences by international postgraduate students in a Malaysian university. IAFOR Journal of Education, 8(4), 79–94. https://doi.org/10.22492/ije.8.4.05
- Gaitán-Aguilar, L., Hofhuis, J., Bierwiaczonek, K., & Carmona, C. (2022). Social media use, social identification and cross-cultural adaptation of international students: A longitudinal examination. Frontiers in Psychology, 13, article 1013375. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1013375
- Li, X., Zhang, F., Duan, P., & Yu, Z. (2024). Teacher support, academic engagement and learning anxiety in online foreign language learning. British Journal of Educational Technology, 55, 2151–2172. https://doi.org/10.1111/bjet.13430
- Yildirim, H., Zimmermann, J., & Jonkmann, K. (2021). The importance of a sense of university belonging for the psychological and academic adaptation of international students in Germany. Zeitschrift für Entwicklungspsychologie und Pädagogische Psychologie, 53(1-2), 15–26. https://doi.org/10.1026/0049-8637/a000234
Дополнительные файлы
