Образовательная среда технического вуза как фактор социально-профессионального становления иностранных обучающихся

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Одним из ключевых факторов выбора иностранными абитуриентами российских технических вузов является современная образовательная среда. Однако потенциал такой среды для создания стратегических условий социально-профессионального становления иностранных обучающихся раскрыт недостаточно.

Цель. Авторы ставят целью выявить возможности образовательной среды российского технического вуза для успешного социально-профессионального становления иностранных обучающихся.

Материалы и методы. Материалами для данной статьи послужили работы российских и зарубежных ученых, анализ которых позволил определить теоретические основы изучения образовательной среды технического вуза как фактора социально-профессионального становления иностранных обучающихся; обобщить знания об этапах данного процесса и соответствующих педагогических стратегиях.

Результаты. Будучи микросоциумом, образовательная среда технического вуза относится к внешним факторам, определяющим успешность социально-профессионального становления иностранных обучающихся в комплексе с другими внешними и внутренними факторами. Ее существенными характеристиками выделены коммуникативная комфортность и интерактивность; динамичность и деятельностная направленность; практическая ориентированность и реализация потенциального в личности. Возможности такой среды конкретизируют педагогические реальности: учебные будни; интеграция в отраслевое профессиональное сообщество; индивидуализация, приумножение и углубление межличностных связей. Эти возможности реализуются посредством педагогических стратегий «обогащение», «ориентирование», «приобщение» и «сопровождение» на этапах «академическая адаптация», «социально-профессиональная интеграция», «индивидуализация траектории дальнейшего образования, саморазвития и самосовершенствования».

Об авторах

Светлана Дмитриевна Золотарева

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

Автор, ответственный за переписку.
Email: zolotarevasd78@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-1536-7809
SPIN-код: 4540-4915

старший преподаватель кафедры русского языка

Россия, ул. Ленинградская, 113, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630008, Российская Федерация

Ирина Сергеевна Волегжанина

Сибирский государственный университет путей сообщения

Email: erarcher@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5523-714X
SPIN-код: 8263-9915
Scopus Author ID: 57195935978
ResearcherId: C-8896-2019

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»

Россия, ул. Дуси Ковальчук, 191, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630049, Российская Федерация

Список литературы

  1. Адольф, В. А., Янова, М. Г., & Голубничая, Е. В. (2021). Педагогическое сопровождение обучающихся в практике дополнительного образования (монография). Красноярск. 188 с.
  2. Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер. 288 с.
  3. Борытко, Н. М. (2010). Целостный подход как система регулятивов научно-педагогического исследования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (9), 16–20.
  4. Волегжанина, И. С. (2020). Потенциал научно-образовательного комплекса для становления и развития профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях цифровизации. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, (52), 34–45. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-198
  5. Зимняя, И. А. (2019). Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания. В книге: Понятийный аппарат педагогики и образования (Коллективная монография, Выпуск 11, с. 35–47). Екатеринбург.
  6. Журавлева, С. В. (2016). Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке. Научное обозрение. Педагогические науки, (3), 48–56.
  7. Игнатова, В. В. (2012). Стратегический подход в педагогике высшей школы в инновационном осмыслении. Вестник Академии знаний, (1), 70–76.
  8. Игнатова, В. В., & Шушерина, О. А. (2004). Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза. Сибирский педагогический журнал, (1), 105–113.
  9. Канунникова, А. М. (2024). Экспорт образовательных услуг России в условиях современных вызовов развития глобальной экономики (диссертация кандидата экономических наук). Москва. 182 с.
  10. Кормилицын, А. П. (2005). Факторы профессионального становления иностранных студентов. Научный вестник МГТУ ГА. Серия Международная деятельность вузов, (94)(12), 52–59.
  11. Краснощеков, В. В., Новикова, О. А., & Сурыгин, А. И. (2021). О курсе математики для иностранных предмагистрантов. Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин, (20), 19–24.
  12. Мануйлов, Ю. С. (2021). Социализация вместо воспитания как объект лингвопедагогического анализа. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, (60), 417–421.
  13. Мудрик, А. В. (2024). Социально-педагогические проблемы социализации (2-е издание). Москва: Московский педагогический государственный университет. 248 с.
  14. Педагогика (под ред. Ю. К. Бабанского). (1983). Москва: Просвещение. 608 с.
  15. Полонский, В. М. (2004). Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа. 512 с.
  16. Профессионально-педагогические понятия (сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева). (2005). Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессиональнопедагогического университета. 456 с.
  17. Слободчиков, В. И. (2000). О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Вторая российская конференция по экологической психологии: тезисы доклада (с. 172–176). Москва.
  18. Чапаев, Н. К. (2023). Педагогическая интеграция: методология, теория, технология (4-е издание). Екатеринбург. 372 с.
  19. Яковлев, Е. В., & Яковлева, Н. О. (2019). Диссертация как результат педагогического исследования (монография). Краснодар: Издательство Краснодарского государственного института культуры. 304 с.
  20. Daud, N., Ali, N. A., & Jantan, A. H. (2019). Influential determinants of international students' satisfaction in higher education. International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE), 8(2S11), 589–597. https://doi.org/10.35940/ijrte.B1091.0982S1119
  21. Deepthi, D., & Exley, S. (2023). Exploring students' experiences of technical and vocational learning in University Technical Colleges during the pandemic. British Educational Research Journal, 49(3), 575–592. https://doi.org/10.1002/berj.3857
  22. Kuzmina, N., Kochkina, D. V., & Kuzmin, M. (2021). Blended learning as a means of foreign students' integration into a university educational process. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 16(6), 259–274. https://doi.org/10.3991/ijet.v16i06.19073
  23. Khakunova, F., Bersirova, A., Khakunov, N., & Bersirova, S. (2020). Psychological and pedagogical aspects of international students' adjustment to the cultural and educational university environment. E3S Web of Conferences, 210, 19009. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021019009
  24. Razgulin, J., Argustaitė-Zailskienė, G., & Šmigelskas, K. (2023). The role of social support and sociocultural adjustment for international students' mental health. Scientific Reports, 13, 893. https://doi.org/10.1038/s41598-022-27123-9
  25. Di, W., Zhang, S., Lian, X., & Oubibi, M. (2022). Research on cross-cultural adaptation and educational management of international students in China: Case of African students at Zhejiang Normal University. Frontiers in Psychology, 13, article 1009658. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1009658
  26. Singh, J. (2020). Academic failure: Unspoken experiences by international postgraduate students in a Malaysian university. IAFOR Journal of Education, 8(4), 79–94. https://doi.org/10.22492/ije.8.4.05
  27. Gaitán-Aguilar, L., Hofhuis, J., Bierwiaczonek, K., & Carmona, C. (2022). Social media use, social identification and cross-cultural adaptation of international students: A longitudinal examination. Frontiers in Psychology, 13, article 1013375. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1013375
  28. Li, X., Zhang, F., Duan, P., & Yu, Z. (2024). Teacher support, academic engagement and learning anxiety in online foreign language learning. British Journal of Educational Technology, 55, 2151–2172. https://doi.org/10.1111/bjet.13430
  29. Yildirim, H., Zimmermann, J., & Jonkmann, K. (2021). The importance of a sense of university belonging for the psychological and academic adaptation of international students in Germany. Zeitschrift für Entwicklungspsychologie und Pädagogische Psychologie, 53(1-2), 15–26. https://doi.org/10.1026/0049-8637/a000234

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».