Комплексный подход к формированию навыков самообразования в цифровом обществе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Сегодня общество требует от образования не только предоставления студентам знаний, но и необходимых умений и навыков, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно реализовать себя в обществе. Самообразование является жизненным навыком, который помогает человеку самостоятельно получать знания и умения, осознавать собственные возможности, жить и работать в многокультурном и многоязычном мире.

Целью исследования является изучение теоретико-методологических основ и практических путей эффективного формирования навыков самообразования в условиях цифровой среды. Задачи исследования включают выявление ключевых факторов успешного освоения навыков самообразования в цифровом обществе, рассмотрение комплексного подхода к формированию этих навыков.

Материалы и методы исследования. В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований для прояснения понятий «самообразование», «саморегулируемое обучение», изучения психолого-педагогического аспекта проблемы самообразования в цифровом обществе и выявления, как учебный процесс в высшей школе может способствовать их развитию.

Результаты. Самообразование необходимо выпускникам вузов для готовности к видам деятельности в сложных ситуациях, где готовые шаблоны и образцы отсутствуют. Чтобы стать самообразованным в цифровом обществе, важно сочетать технологические возможности с осознанным подходом к обучению, к саморегуляции. Самообразование и саморегулируемое обучение тесно взаимосвязаны, но представляют разные стороны одного явления. Комплексный подход к самообразованию представляет собой объединение различных методик и стратегий, направленных на создание гибкой и адаптивной образовательной среды, которая поддерживает индивидуальные потребности и цели обучающихся, адаптирует содержание и методы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и их предпочтениями.

Об авторах

Нина Демидовна Берман

Тихоокеанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nina.berman@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3573-048X
SPIN-код: 7071-2909

старший преподаватель

 

Россия, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская Федерация

Список литературы

  1. Дроботун, Н. В., & Лашкова, И. А. (2019). Мотивация к саморазвитию и самообразованию членов современного цифрового общества. Наука и образование: проблемы и стратегии развития, 1(5), 28-32. EDN: https://elibrary.ru/gkynde
  2. Молдыбеков, Б. Б., & Тукенова, Н. И. (2024). Перспективы и вызовы в онлайн-образовании. Вестник науки, 1(6), 942-948. EDN: https://elibrary.ru/fhslez
  3. Третьякова, Е. М. (2016). Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий. Балтийский гуманитарный журнал, 5(4), 329-333. EDN: https://elibrary.ru/xuvgjp
  4. Бекоева, М. И. (2016). Самообразование студентов при изучении дисциплины «Качественные и количественные методы психологических исследований». Балтийский гуманитарный журнал, 5(1), 55-58. EDN: https://elibrary.ru/vnzmpn
  5. Татаринов, К. А., & Бовкун, Л. Е. (2020). Самообразование в цифровом обществе. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 9(2), 42-44. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0008 EDN: https://elibrary.ru/bbbifj
  6. Попова, Н. Е. (2023). Самообразование взрослых как профессиональное непрерывное образование. Известия высших учебных заведений. Уральский регион, (1), 44-48. EDN: https://elibrary.ru/uxjctk
  7. Панкратова, Е. В., & Ульянкина, А. Ю. (2024). Самообразование как социальный институт с позиции подходов структурного функционализма и неоинституционализма. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2(74), 148-152. https://doi.org/10.52452/18115942_2024_2_148 EDN: https://elibrary.ru/owbnki
  8. Герасимова, Р. Е. (2024). Самообразование с использованием цифровых умений и навыков как фактор повышения профессионального роста педагога. Проблемы современного педагогического образования, 85(1), 107-110. EDN: https://elibrary.ru/hbzkcb
  9. Берман, Н. Д. (2023). Саморегулируемое обучение и самоэффективность в онлайн-среде. Russian Journal of Education and Psychology, 14(2-3), 30-37. EDN: https://elibrary.ru/dqbwgo
  10. Broadbent, J., & Poon, W. L. (2015). Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review. The Internet and Higher Education, 27, 1-13. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.04.007
  11. Вилкова, К. А. (2020). Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов. Современная зарубежная психология, 9(2), 123-133. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090211 EDN: https://elibrary.ru/dyaxtf
  12. Берман, Н. Д., & Безматерных, К. Л. (2023). Поддержка саморегулируемого обучения в онлайн-среде. ЦИТИСЭ, (2), 335-344. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.29 EDN: https://elibrary.ru/wuoxpi
  13. Mirriahi, N., Marrone, R., Barthakur, A., Gabriel, F., Colton, J., Yeung, T. N., Arthur, P., & Kovanovic, V. (2025). The relationship between students’ self-regulated learning skills and technology acceptance of GenAI. Australasian Journal of Educational Technology. https://doi.org/10.14742/ajet.10006
  14. Корякина, Я. В., Ломтева, Т. Н., & Каменский, М. В. (2019). Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, (2), 141-148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148 EDN: https://elibrary.ru/ztlvvj
  15. Дитковская, И. Э. (2024). Технологии искусственного интеллекта в персонализированном образовании в контексте философии личностного образования. Universum: общественные науки, 3(106), 32-34. https://doi.org/10.32743/UniSoc.2024.106.3.17043 EDN: https://elibrary.ru/pipvsx
  16. Сизов, Л. А. (2024). Инновационный прорыв применения искусственного интеллекта в профессиональном образовании в рамках цифровизации образования. Вестник МПА ВПА (сборник научных трудов), 2(6), 34-36. EDN: https://elibrary.ru/puxqva
  17. Гребенюк, М. В. (2023). Искусственный интеллект как инструмент получения информации в процессе образования студентов. Моя профессиональная карьера, 1(53), 215-221. EDN: https://elibrary.ru/kuhhzc
  18. Старостенко, И. Н., & Хромых, А. А. (2023). Технологии искусственного интеллекта в образовании (на примере персонализированного обучения). Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, (7), 94-98. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.22.51.041 EDN: https://elibrary.ru/lvokwi
  19. Дорошев, Д. В. (2023). Искусственный интеллект в персонализированном обучении. Мировая наука, 11(80), 36-39. EDN: https://elibrary.ru/mkqnrn
  20. Миндигулова, А. А., Вихман, В. В., & Ромм, М. В. (2023). Искусственный интеллект и персонализированное обучение: технология скаффолдинг. Профессиональное образование в современном мире, 13(4), 613-622. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-3 EDN: https://elibrary.ru/ayuagm
  21. Бороненко, Т. А., & Федотова, В. С. (2024). Развитие персонализированного обучения будущих педагогов через генерацию курсов с использованием искусственного интеллекта. Мир науки, культуры, образования, 4(107), 29-33. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-4107-29-33 EDN: https://elibrary.ru/tslafs
  22. Бочаров, О. Д. (2024). Организационно-методические условия применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза. Современное педагогическое образование, (6), 23-27. EDN: https://elibrary.ru/mgnsis
  23. Искусственный интеллект в школе: добро или зло? (2024). URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-v-shkole-dobro-ili-zlo
  24. Салидинов, А. Р. (2024). Этические аспекты внедрения искусственного интеллекта в образование. Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере, 1(43), 57-60. EDN: https://elibrary.ru/zxsgys
  25. Субботина, М. В. (2024). Искусственный интеллект и высшее образование - враги или союзники. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 24(1), 176-183. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183 EDN: https://elibrary.ru/xuuytg
  26. Panadero, E. A. (2017). Review of Self-regulated Learning: Six Models and Four Directions for Research. Frontiers in Psychology, 8, Article no. 422. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00422
  27. Самойлов, О. М., Морозов, З. А., Петухова, Д. Р., & Долженко, К. И. (2023). Метакогнитивная регуляция как фактор, влияющий на эффективность обучения в условиях применения цифровых образовательных технологий: систематический обзор литературы. Психология человека в образовании, 5(4), 519-535. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-519-535 EDN: https://elibrary.ru/fxopxa
  28. Корякина, Я. В., Ломтева, Т. Н., & Каменский, М. В. (2019). Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2(71), 141-148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148 EDN: https://elibrary.ru/ztlvvj

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».