Комплексный подход к формированию навыков самообразования в цифровом обществе
- Авторы: Берман Н.Д.1
-
Учреждения:
- Тихоокеанский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 375-391
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312207
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-764
- EDN: https://elibrary.ru/XWQNUW
- ID: 312207
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Сегодня общество требует от образования не только предоставления студентам знаний, но и необходимых умений и навыков, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно реализовать себя в обществе. Самообразование является жизненным навыком, который помогает человеку самостоятельно получать знания и умения, осознавать собственные возможности, жить и работать в многокультурном и многоязычном мире.
Целью исследования является изучение теоретико-методологических основ и практических путей эффективного формирования навыков самообразования в условиях цифровой среды. Задачи исследования включают выявление ключевых факторов успешного освоения навыков самообразования в цифровом обществе, рассмотрение комплексного подхода к формированию этих навыков.
Материалы и методы исследования. В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований для прояснения понятий «самообразование», «саморегулируемое обучение», изучения психолого-педагогического аспекта проблемы самообразования в цифровом обществе и выявления, как учебный процесс в высшей школе может способствовать их развитию.
Результаты. Самообразование необходимо выпускникам вузов для готовности к видам деятельности в сложных ситуациях, где готовые шаблоны и образцы отсутствуют. Чтобы стать самообразованным в цифровом обществе, важно сочетать технологические возможности с осознанным подходом к обучению, к саморегуляции. Самообразование и саморегулируемое обучение тесно взаимосвязаны, но представляют разные стороны одного явления. Комплексный подход к самообразованию представляет собой объединение различных методик и стратегий, направленных на создание гибкой и адаптивной образовательной среды, которая поддерживает индивидуальные потребности и цели обучающихся, адаптирует содержание и методы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и их предпочтениями.
Об авторах
Нина Демидовна Берман
Тихоокеанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nina.berman@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3573-048X
SPIN-код: 7071-2909
старший преподаватель
Россия, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская Федерация
Список литературы
- Дроботун, Н. В., & Лашкова, И. А. (2019). Мотивация к саморазвитию и самообразованию членов современного цифрового общества. Наука и образование: проблемы и стратегии развития, 1(5), 28-32. EDN: https://elibrary.ru/gkynde
- Молдыбеков, Б. Б., & Тукенова, Н. И. (2024). Перспективы и вызовы в онлайн-образовании. Вестник науки, 1(6), 942-948. EDN: https://elibrary.ru/fhslez
- Третьякова, Е. М. (2016). Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий. Балтийский гуманитарный журнал, 5(4), 329-333. EDN: https://elibrary.ru/xuvgjp
- Бекоева, М. И. (2016). Самообразование студентов при изучении дисциплины «Качественные и количественные методы психологических исследований». Балтийский гуманитарный журнал, 5(1), 55-58. EDN: https://elibrary.ru/vnzmpn
- Татаринов, К. А., & Бовкун, Л. Е. (2020). Самообразование в цифровом обществе. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 9(2), 42-44. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0008 EDN: https://elibrary.ru/bbbifj
- Попова, Н. Е. (2023). Самообразование взрослых как профессиональное непрерывное образование. Известия высших учебных заведений. Уральский регион, (1), 44-48. EDN: https://elibrary.ru/uxjctk
- Панкратова, Е. В., & Ульянкина, А. Ю. (2024). Самообразование как социальный институт с позиции подходов структурного функционализма и неоинституционализма. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2(74), 148-152. https://doi.org/10.52452/18115942_2024_2_148 EDN: https://elibrary.ru/owbnki
- Герасимова, Р. Е. (2024). Самообразование с использованием цифровых умений и навыков как фактор повышения профессионального роста педагога. Проблемы современного педагогического образования, 85(1), 107-110. EDN: https://elibrary.ru/hbzkcb
- Берман, Н. Д. (2023). Саморегулируемое обучение и самоэффективность в онлайн-среде. Russian Journal of Education and Psychology, 14(2-3), 30-37. EDN: https://elibrary.ru/dqbwgo
- Broadbent, J., & Poon, W. L. (2015). Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review. The Internet and Higher Education, 27, 1-13. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.04.007
- Вилкова, К. А. (2020). Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов. Современная зарубежная психология, 9(2), 123-133. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090211 EDN: https://elibrary.ru/dyaxtf
- Берман, Н. Д., & Безматерных, К. Л. (2023). Поддержка саморегулируемого обучения в онлайн-среде. ЦИТИСЭ, (2), 335-344. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.29 EDN: https://elibrary.ru/wuoxpi
- Mirriahi, N., Marrone, R., Barthakur, A., Gabriel, F., Colton, J., Yeung, T. N., Arthur, P., & Kovanovic, V. (2025). The relationship between students’ self-regulated learning skills and technology acceptance of GenAI. Australasian Journal of Educational Technology. https://doi.org/10.14742/ajet.10006
- Корякина, Я. В., Ломтева, Т. Н., & Каменский, М. В. (2019). Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, (2), 141-148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148 EDN: https://elibrary.ru/ztlvvj
- Дитковская, И. Э. (2024). Технологии искусственного интеллекта в персонализированном образовании в контексте философии личностного образования. Universum: общественные науки, 3(106), 32-34. https://doi.org/10.32743/UniSoc.2024.106.3.17043 EDN: https://elibrary.ru/pipvsx
- Сизов, Л. А. (2024). Инновационный прорыв применения искусственного интеллекта в профессиональном образовании в рамках цифровизации образования. Вестник МПА ВПА (сборник научных трудов), 2(6), 34-36. EDN: https://elibrary.ru/puxqva
- Гребенюк, М. В. (2023). Искусственный интеллект как инструмент получения информации в процессе образования студентов. Моя профессиональная карьера, 1(53), 215-221. EDN: https://elibrary.ru/kuhhzc
- Старостенко, И. Н., & Хромых, А. А. (2023). Технологии искусственного интеллекта в образовании (на примере персонализированного обучения). Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, (7), 94-98. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.22.51.041 EDN: https://elibrary.ru/lvokwi
- Дорошев, Д. В. (2023). Искусственный интеллект в персонализированном обучении. Мировая наука, 11(80), 36-39. EDN: https://elibrary.ru/mkqnrn
- Миндигулова, А. А., Вихман, В. В., & Ромм, М. В. (2023). Искусственный интеллект и персонализированное обучение: технология скаффолдинг. Профессиональное образование в современном мире, 13(4), 613-622. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-3 EDN: https://elibrary.ru/ayuagm
- Бороненко, Т. А., & Федотова, В. С. (2024). Развитие персонализированного обучения будущих педагогов через генерацию курсов с использованием искусственного интеллекта. Мир науки, культуры, образования, 4(107), 29-33. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-4107-29-33 EDN: https://elibrary.ru/tslafs
- Бочаров, О. Д. (2024). Организационно-методические условия применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза. Современное педагогическое образование, (6), 23-27. EDN: https://elibrary.ru/mgnsis
- Искусственный интеллект в школе: добро или зло? (2024). URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-v-shkole-dobro-ili-zlo
- Салидинов, А. Р. (2024). Этические аспекты внедрения искусственного интеллекта в образование. Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере, 1(43), 57-60. EDN: https://elibrary.ru/zxsgys
- Субботина, М. В. (2024). Искусственный интеллект и высшее образование - враги или союзники. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 24(1), 176-183. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183 EDN: https://elibrary.ru/xuuytg
- Panadero, E. A. (2017). Review of Self-regulated Learning: Six Models and Four Directions for Research. Frontiers in Psychology, 8, Article no. 422. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00422
- Самойлов, О. М., Морозов, З. А., Петухова, Д. Р., & Долженко, К. И. (2023). Метакогнитивная регуляция как фактор, влияющий на эффективность обучения в условиях применения цифровых образовательных технологий: систематический обзор литературы. Психология человека в образовании, 5(4), 519-535. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-519-535 EDN: https://elibrary.ru/fxopxa
- Корякина, Я. В., Ломтева, Т. Н., & Каменский, М. В. (2019). Саморегулируемое обучение в условиях цифровизации образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2(71), 141-148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148 EDN: https://elibrary.ru/ztlvvj
Дополнительные файлы
