Проблема использования нейросетей и инструментов искусственного интеллекта обучающимися вузов: этический аспект
- Авторы: Кеннон О.В.1, Пустошило П.В.1, Иванцов А.А.1
-
Учреждения:
- Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский государственный университет спорта и туризма"
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 192-210
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312140
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-862
- EDN: https://elibrary.ru/UCXRNH
- ID: 312140
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена изучению проблемы применения нейросетей и смежных инструментов искусственного интеллекта обучающимися вузов с позиции этической дихотомии. Обоснование исследования заключается в необходимости осознания потенциальных рисков и возможностей, связанных с применением ИИ в образовательном процессе.
Цель – анализ этических аспектов применения нейросетей обучающимися вузов.
Материалы и методы исследования включают обзор существующих научных работ и международного опыта этической регламентации применения инструментов ИИ в сфере образования, также прецеденты локального табуирования, использованы методы анализа и обобщения данных.
Результаты исследования показывают, что применение нейросетей создает как возможности для улучшения образовательного процесса, так и риски, включая плагиат и неравенство в доступе к технологиям. В заключение, статья подчеркивает необходимость разработки этических норм и регламентации на уровне вузов и государственных структур для повышения эффективности применения новых цифровых помощников в образовательном процессе, а так же интеграции курсов по этическому использованию нейросетей и инструментов искусственного интеллекта в учебные программы, что позволит подготовить студентов к грамотному взаимодействию с новыми технологиями и минимизировать негативные последствия.
Ключевые слова
Об авторах
Олеся Владимировна Кеннон
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский государственный университет спорта и туризма"
Автор, ответственный за переписку.
Email: ovogareva@gmail.com
ORCID iD: 0009-0001-1086-7295
SPIN-код: 4701-9296
старший преподаватель кафедры иностранных языков
Россия, ул. Кировоградская, 21, корп. 1, г. Москва, 117519, Российская Федерация
Павел Викторович Пустошило
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский государственный университет спорта и туризма"
Email: pustoshilo.pv@mgusit.ru
ORCID iD: 0000-0002-9860-0674
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков
Россия, ул. Кировоградская, 21, корп. 1, г. Москва, 117519, Российская Федерация
Александр Александрович Иванцов
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский государственный университет спорта и туризма"
Email: ivantsov.alexander.msu@mail.ru
директор института туризма и гостеприимства
Россия, ул. Кировоградская, 21, корп. 1, г. Москва, 117519, Российская Федерация
Список литературы
- Абалян, Ж. А., Пивнева, С. В. (2024). Потенциал и риски использования искусственного интеллекта в высшей школе при обучении иностранному языку в профессиональной сфере. Международный научно-методический журнал «Мир науки, культуры, образования» (МНКО), 3(106), 5-7.
- Алешковский, И. А., Гаспаришвили, А. Т., Нарбут, Н. П. и др. (2024). Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении. Вестник РУДН. Серия: Социология, 24(2), 335-353. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353 EDN: https://elibrary.ru/oauobu
- Галагузова, М. А., Перекальский, И. Н. (2024). Трансформация образования с внедрением искусственного интеллекта: постановка проблемы. Ценности и смыслы, 1(89), 84-94.
- Гуров, Д. И., Леонов, Д. Е., Кириллов, Г. М. (2024). Влияние искусственного интеллекта на современных студентов: анализ, этические и философские аспекты. Вестник науки, 12(81), Т. 3, 1320-1331.
- Даггэн, С. (2020). Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / ред. С. Ю. Князева; пер. с англ.: А. В. Паршакова. Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 45 с.
- Ивахненко, Е. Н., Никольский, В. С. (2023). ChatGPT в высшем образовании и науке: угрозы или ценный ресурс? Высшее образование в России, 32(4), 9-22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22 EDN: https://elibrary.ru/tzhihu
- Лукичёв, П. М., Чекмарев, О. П. (2023). Применение искусственного интеллекта в системе высшего образования. Вопросы инновационной экономики, 13(1), 485-502. https://doi.org/10.18334/vinec.13.1.117223 EDN: https://elibrary.ru/qbtlxd
- Панова, М. С. (2022). Этика искусственного интеллекта в образовании. Москва: МГИМО, 26 с.
- Прохоров, А. В. (2024). Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов. Вестник ТГУ, 3, 589-595.
- Резаев, А. В., Трегубова, Н. Д. (2023). ChatGPT и пять уроков для высшей школы в период становления “искусственной социальности”. Телескоп, 1, 57-61. https://doi.org/10.24412/1994-3776-2023-1-57-61 EDN: https://elibrary.ru/rxmklc
- Филимонова, И. В. (2024). Этическая сторона использования искусственного интеллекта в образовании. Вестник евразийской науки, 16(s1), 1-10.
- Шумакова, Н. И., Ллойд, Дж. Дж., Титова, Е. В. (2023). На пути к правовому регулированию генеративного ИИ в творческой индустрии. Journal of Digital Technologies and Law, 4, 880-908. https://doi.org/10.21202/jdtl.2023.38 EDN: https://elibrary.ru/wxwsvu
- Bhullar, P. S., Joshi, M., Chugh, R. (2024). ChatGPT in higher education - a synthesis of the literature and a future research agenda. Education and Information Technologies, 29, 21501-21522.
- Brühl, V. (2024). Generative Artificial Intelligence - Foundations, Use Cases and Economic Potential. Vol. 59, No. 1, 5-9.
- Chaudhry, M. A., Kazim, E. (2022). Artificial Intelligence in Education (AIEd): a high-level academic and industry note 2021. AI Ethics, 2(1), 157-165. https://doi.org/10.1007/s43681-021-00074-z EDN: https://elibrary.ru/sozhgs
- Cotton, D. R. E., Cotton, P. A., Shipway, J. R. (2024). Chatting and cheating: Ensuring academic integrity in the era of ChatGPT. Innovations in Education and Teaching International, 61(2), 1-11.
- Crompton, H., Burke, D. (2023). Artificial intelligence and higher education: The state of the field. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 20, 20.
- Du Boulay, B. (2023). Artificial Intelligence in Education and Ethics. In: Handbook of Open, Distance and Digital Education, 93-108.
- Habib, S., Vogel, T., Anli, X., Thorne, E. (2024). How does generative artificial intelligence impact student creativity? Journal of Creativity, 34(1), 100072. https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2023.100072 EDN: https://elibrary.ru/tctsfm
- Luo, J. (2024). A critical review of GenAI policies in higher education assessment: A call to reconsider the “originality” of students’ work. Assessment and Evaluation in Higher Education, 49(5), 651-664.
- Nguyen, A., Ngo, H. N., Hong, Y. et al. (2023). Ethical principles for artificial intelligence in education. Educ Inf Technol, 28, 4221-4241.
- O’Dea, X. (2024). Generative AI: Is it a paradigm shift for higher education? Studies in Higher Education, 49(1), 1-6.
- Scherer, M. U. (2016). Regulating Artificial Intelligence Systems: Risks, Challenges, Competencies, and Strategies. Harvard Journal of Law & Technology, 29(2), 353-400.
- Sokolova, A. G., Arkhipov, A. V. (2023). Application of neural networks in education: opportunities and challenges. INNOVATION & INVESTMENT, 2, 127-130. EDN: https://elibrary.ru/syzzjv
- The Ethical Framework for AI in Education. The Institute for Ethical AI in Education, 2020, 15 p.
- Wang, H., Dang, A., Wu, Z., Mac, S. (2024). Generative AI in higher education: Seeing ChatGPT through universities’ policies, resources, and guidelines. Computers and Education: Artificial Intelligence, 7, 100326.
- Adrian, T. (2024). Artificial Intelligence and its Impact on Financial Markets and Financial Stability. IMF. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2024/09/06/sp090624-artificial-intelligence-and-its-impact-on-financial-markets-and-financial-stability
- EU’s ethical guidelines on the use of AI and Data in teaching are now available in Georgian (2024). EIN Presswire. URL: https://www.einpresswire.com/article/721240500/eu-s-ethical-guidelines-on-the-use-of-ai-and-data-in-teaching-are-now-available-in-georgian
- AI and education: Kids need AI guidance in school. But who guides the schools? (2024). World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/stories/2024/01/ai-guidance-school-responsible-use-in-education/
- Multiple Chinese universities standardize the use of AI for academic writing (2024). Global Times. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202405/1312210.shtml
- Guidelines for the Use of Generative AI Tools. Tufts University. URL: https://it.tufts.edu/guidelines-use-generative-ai-tools (дата обращения: 05.01.2025)
- How Students Are Actually Using Generative AI and What Educators Can Do to Adapt (2024). Harvard Business Publishing Education. URL: https://hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/how-students-are-actually-using-generative-ai
- Минобрнауки попросили регламентировать использование ИИ в обучении. Что об этом думает ChatGPT? (2023). Афиша Daily. URL: https://daily.afisha.ru/news/72653-minobrnauki-poprosili-reglamentirovat-ispolzovanie-ii-v-obuchenii-chto-ob-etom-dumaet-chatgpt/
- НИУ ВШЭ разработала первый в России кодекс этики использования ИИ-систем в образовании (2024). ГК «Кодекс». URL: https://gkkodeks.cntd.ru/news/read/niu-vsh-razrabotala-pervyy-v-rossii-kodeks-tiki-ispolzovaniya-ii-sistem-v-obrazovanii/novosti-cifrovizacii (дата обращения: 05.01.2025)
- Как российские и зарубежные вузы внедряют ИИ в обучение студентов (2024). Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2024/11/06/1073238-kak-rossiiskie-vnedryayut
- В Гонконге изучение ИИ станет частью школьной программы (2023). Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/education/v-gonkonge-izuchenie-ii-stanet-chastyu-shkolnoy-programmy/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_articles_all_all_skillbox
Дополнительные файлы
