Проблема использования нейросетей и инструментов искусственного интеллекта обучающимися вузов: этический аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена изучению проблемы применения нейросетей и смежных инструментов искусственного интеллекта обучающимися вузов с позиции этической дихотомии. Обоснование исследования заключается в необходимости осознания потенциальных рисков и возможностей, связанных с применением ИИ в образовательном процессе.

Цель – анализ этических аспектов применения нейросетей обучающимися вузов.

Материалы и методы исследования включают обзор существующих научных работ и международного опыта этической регламентации применения инструментов ИИ в сфере образования, также прецеденты локального табуирования, использованы методы анализа и обобщения данных.

Результаты исследования показывают, что применение нейросетей создает как возможности для улучшения образовательного процесса, так и риски, включая плагиат и неравенство в доступе к технологиям. В заключение, статья подчеркивает необходимость разработки этических норм и регламентации на уровне вузов и государственных структур для повышения эффективности применения новых цифровых помощников в образовательном процессе, а так же интеграции курсов по этическому использованию нейросетей и инструментов искусственного интеллекта в учебные программы, что позволит подготовить студентов к грамотному взаимодействию с новыми технологиями и минимизировать негативные последствия.

Об авторах

Олеся Владимировна Кеннон

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский государственный университет спорта и туризма"

Автор, ответственный за переписку.
Email: ovogareva@gmail.com
ORCID iD: 0009-0001-1086-7295
SPIN-код: 4701-9296

старший преподаватель кафедры иностранных языков

 

Россия, ул. Кировоградская, 21, корп. 1, г. Москва, 117519, Российская Федерация

Павел Викторович Пустошило

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский государственный университет спорта и туризма"

Email: pustoshilo.pv@mgusit.ru
ORCID iD: 0000-0002-9860-0674

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков

 

Россия, ул. Кировоградская, 21, корп. 1, г. Москва, 117519, Российская Федерация

Александр Александрович Иванцов

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский государственный университет спорта и туризма"

Email: ivantsov.alexander.msu@mail.ru

директор института туризма и гостеприимства

 

Россия, ул. Кировоградская, 21, корп. 1, г. Москва, 117519, Российская Федерация

Список литературы

  1. Абалян, Ж. А., Пивнева, С. В. (2024). Потенциал и риски использования искусственного интеллекта в высшей школе при обучении иностранному языку в профессиональной сфере. Международный научно-методический журнал «Мир науки, культуры, образования» (МНКО), 3(106), 5-7.
  2. Алешковский, И. А., Гаспаришвили, А. Т., Нарбут, Н. П. и др. (2024). Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении. Вестник РУДН. Серия: Социология, 24(2), 335-353. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353 EDN: https://elibrary.ru/oauobu
  3. Галагузова, М. А., Перекальский, И. Н. (2024). Трансформация образования с внедрением искусственного интеллекта: постановка проблемы. Ценности и смыслы, 1(89), 84-94.
  4. Гуров, Д. И., Леонов, Д. Е., Кириллов, Г. М. (2024). Влияние искусственного интеллекта на современных студентов: анализ, этические и философские аспекты. Вестник науки, 12(81), Т. 3, 1320-1331.
  5. Даггэн, С. (2020). Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / ред. С. Ю. Князева; пер. с англ.: А. В. Паршакова. Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 45 с.
  6. Ивахненко, Е. Н., Никольский, В. С. (2023). ChatGPT в высшем образовании и науке: угрозы или ценный ресурс? Высшее образование в России, 32(4), 9-22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22 EDN: https://elibrary.ru/tzhihu
  7. Лукичёв, П. М., Чекмарев, О. П. (2023). Применение искусственного интеллекта в системе высшего образования. Вопросы инновационной экономики, 13(1), 485-502. https://doi.org/10.18334/vinec.13.1.117223 EDN: https://elibrary.ru/qbtlxd
  8. Панова, М. С. (2022). Этика искусственного интеллекта в образовании. Москва: МГИМО, 26 с.
  9. Прохоров, А. В. (2024). Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов. Вестник ТГУ, 3, 589-595.
  10. Резаев, А. В., Трегубова, Н. Д. (2023). ChatGPT и пять уроков для высшей школы в период становления “искусственной социальности”. Телескоп, 1, 57-61. https://doi.org/10.24412/1994-3776-2023-1-57-61 EDN: https://elibrary.ru/rxmklc
  11. Филимонова, И. В. (2024). Этическая сторона использования искусственного интеллекта в образовании. Вестник евразийской науки, 16(s1), 1-10.
  12. Шумакова, Н. И., Ллойд, Дж. Дж., Титова, Е. В. (2023). На пути к правовому регулированию генеративного ИИ в творческой индустрии. Journal of Digital Technologies and Law, 4, 880-908. https://doi.org/10.21202/jdtl.2023.38 EDN: https://elibrary.ru/wxwsvu
  13. Bhullar, P. S., Joshi, M., Chugh, R. (2024). ChatGPT in higher education - a synthesis of the literature and a future research agenda. Education and Information Technologies, 29, 21501-21522.
  14. Brühl, V. (2024). Generative Artificial Intelligence - Foundations, Use Cases and Economic Potential. Vol. 59, No. 1, 5-9.
  15. Chaudhry, M. A., Kazim, E. (2022). Artificial Intelligence in Education (AIEd): a high-level academic and industry note 2021. AI Ethics, 2(1), 157-165. https://doi.org/10.1007/s43681-021-00074-z EDN: https://elibrary.ru/sozhgs
  16. Cotton, D. R. E., Cotton, P. A., Shipway, J. R. (2024). Chatting and cheating: Ensuring academic integrity in the era of ChatGPT. Innovations in Education and Teaching International, 61(2), 1-11.
  17. Crompton, H., Burke, D. (2023). Artificial intelligence and higher education: The state of the field. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 20, 20.
  18. Du Boulay, B. (2023). Artificial Intelligence in Education and Ethics. In: Handbook of Open, Distance and Digital Education, 93-108.
  19. Habib, S., Vogel, T., Anli, X., Thorne, E. (2024). How does generative artificial intelligence impact student creativity? Journal of Creativity, 34(1), 100072. https://doi.org/10.1016/j.yjoc.2023.100072 EDN: https://elibrary.ru/tctsfm
  20. Luo, J. (2024). A critical review of GenAI policies in higher education assessment: A call to reconsider the “originality” of students’ work. Assessment and Evaluation in Higher Education, 49(5), 651-664.
  21. Nguyen, A., Ngo, H. N., Hong, Y. et al. (2023). Ethical principles for artificial intelligence in education. Educ Inf Technol, 28, 4221-4241.
  22. O’Dea, X. (2024). Generative AI: Is it a paradigm shift for higher education? Studies in Higher Education, 49(1), 1-6.
  23. Scherer, M. U. (2016). Regulating Artificial Intelligence Systems: Risks, Challenges, Competencies, and Strategies. Harvard Journal of Law & Technology, 29(2), 353-400.
  24. Sokolova, A. G., Arkhipov, A. V. (2023). Application of neural networks in education: opportunities and challenges. INNOVATION & INVESTMENT, 2, 127-130. EDN: https://elibrary.ru/syzzjv
  25. The Ethical Framework for AI in Education. The Institute for Ethical AI in Education, 2020, 15 p.
  26. Wang, H., Dang, A., Wu, Z., Mac, S. (2024). Generative AI in higher education: Seeing ChatGPT through universities’ policies, resources, and guidelines. Computers and Education: Artificial Intelligence, 7, 100326.
  27. Adrian, T. (2024). Artificial Intelligence and its Impact on Financial Markets and Financial Stability. IMF. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2024/09/06/sp090624-artificial-intelligence-and-its-impact-on-financial-markets-and-financial-stability
  28. EU’s ethical guidelines on the use of AI and Data in teaching are now available in Georgian (2024). EIN Presswire. URL: https://www.einpresswire.com/article/721240500/eu-s-ethical-guidelines-on-the-use-of-ai-and-data-in-teaching-are-now-available-in-georgian
  29. AI and education: Kids need AI guidance in school. But who guides the schools? (2024). World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/stories/2024/01/ai-guidance-school-responsible-use-in-education/
  30. Multiple Chinese universities standardize the use of AI for academic writing (2024). Global Times. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202405/1312210.shtml
  31. Guidelines for the Use of Generative AI Tools. Tufts University. URL: https://it.tufts.edu/guidelines-use-generative-ai-tools (дата обращения: 05.01.2025)
  32. How Students Are Actually Using Generative AI and What Educators Can Do to Adapt (2024). Harvard Business Publishing Education. URL: https://hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/how-students-are-actually-using-generative-ai
  33. Минобрнауки попросили регламентировать использование ИИ в обучении. Что об этом думает ChatGPT? (2023). Афиша Daily. URL: https://daily.afisha.ru/news/72653-minobrnauki-poprosili-reglamentirovat-ispolzovanie-ii-v-obuchenii-chto-ob-etom-dumaet-chatgpt/
  34. НИУ ВШЭ разработала первый в России кодекс этики использования ИИ-систем в образовании (2024). ГК «Кодекс». URL: https://gkkodeks.cntd.ru/news/read/niu-vsh-razrabotala-pervyy-v-rossii-kodeks-tiki-ispolzovaniya-ii-sistem-v-obrazovanii/novosti-cifrovizacii (дата обращения: 05.01.2025)
  35. Как российские и зарубежные вузы внедряют ИИ в обучение студентов (2024). Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2024/11/06/1073238-kak-rossiiskie-vnedryayut
  36. В Гонконге изучение ИИ станет частью школьной программы (2023). Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/education/v-gonkonge-izuchenie-ii-stanet-chastyu-shkolnoy-programmy/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_articles_all_all_skillbox

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».