Терминологическая дискуссия в современной психологии по феномену «цифровое поколение Z»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В середине XX века широкое распространение информационно-технологической революции привело к появлению многочисленных исследований, посвященных изучению возникшего феномена «цифрового поколения». В научной литературе обнаружено множество вариаций, которые дают разнообразные дефиниции и различным образом именуют субъектов, проживающих в описываемый период времени. Различия взглядов в определении и дефинициях данного поколения среди зарубежных и отечественных ученых, свидетельствуют о неоднозначности понимания и сложности этого явления.

Цель – исследовать понятийное поле феномена «цифровое поколение» и выделить ключевые характеристики, присущие поколению.

Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования применяются сравнительно-сопоставительный анализ, синтез и обобщение научных трудов по проблеме исследования.

Результаты. Анализ специальной литературы позволил осуществить авторскую интерпретацию имеющихся терминов и выделить шесть групп терминов с ключевыми характеристиками «цифрового поколения Z»: «Имеющие онлайн-идентичность»; «Технологически продвинутые»; «Поколение неограниченного доступа к информации»; «Мотивированные на частое переключение фокуса внимания»; «Постоянно подключенные к Сети»; «Домоседы». Способность преподавателей высшей школы знать и понимать особенности студентов поколения Z становится определенным ключом к достижению эффективного обучения.

Об авторах

Мария Игоревна Рыжкова

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: mariryzhk@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-0352-7211
SPIN-код: 3310-4823

аспирант, ассистент кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования 

Россия, просп. Ленина, 76, г. Челябинск, 454080, Российская Федерация

Лидия Сергеевна Рычкова

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»

Email: rychkovaly@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7280-0723
SPIN-код: 3284-0250

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, психологической диагностики и консультирования

Россия, просп. Ленина, 76, г. Челябинск, 454080, Российская Федерация

Список литературы

  1. Дутко, Ю. А. (2020). Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования. Проблемы современного образования, 4, 28–37. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-4-28-37
  2. Левада, Ю. А. (2001). Поколения XX века: возможности исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 7–14.
  3. Мирошкина, М. Р. (Ред.) (2015). Методики исследования базовых характеристик участников современного образовательного процесса: научно-методическое пособие. Москва: ФГБНУ ИИДСВ РАО. 95 с.
  4. Попов, Н. П. (2018). Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (4), 309–323. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.15
  5. Скоблик, О. Н. (2019). Теория поколений как инструмент анализа процессов развития и формирования личности. Проблемы современного педагогического образования, (63-1), 472–474.
  6. Смирнов, Р. Г. (2019). Операционализация феномена «поколение онлайн». Цифровая социология, 2(4), 31–38. http://dx.doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-31-38
  7. Цымбаленко, С. Б., Шариков, А., Жилавская, И., Майорова-Щеглова, С., & Макеев, П. (2013). Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: Результаты социологических исследований и программирования. Москва: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова. 108 с.
  8. Шайхисламов, Р. Б. (Ред.) (2021). Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения: коллективная монография. Уфа: РИЦ БашГУ. 228 с. https://doi.org/10.14258/genz.2021
  9. Шестакова, И. (2017). Живые свидетели эры До-интернета. Общество. Среда. Развитие, (1), 47–51.
  10. Cochrane, R. (2021). A Case Study Examining Japanese University Students' Digital Literacy and Perceptions of Digital Tools for Academic English Language Learning (PhD dissertation). Lancaster. 186 p. Получено с https://www.researchgate.net/profile/Robert-Cochrane-3
  11. Dolot, A. (2018). The characteristic of Generation Z. e-mentor, 2(74), 44–50. http://dx.doi.org/10.15219/em74.1351
  12. Fuentes, G. (2014). Pedagogy with and Against the Flow: Generational Shifts, Social Media, and the Gen Z Brain. В сборнике: 102nd ACSA Annual Meeting Proceedings, Globalizing Architecture: Flows and Disruptions (с. 669–677). https://www.acsaarch.org/proceedings/Annual Meeting Proceedings/ACSA.AM.102/ACSA.AM.102.76.pdf (дата обращения: 15 авг. 2024).
  13. Hendrastomo, G., & Januarti, N. (2023). The characteristics of Generation Z students and implications for future learning methods. Jurnal Kependidikan: Jurnal Hasil Penelitian dan Kajian Kepustakaan di Bidang Pendidikan, Pengajaran dan Pembelajaran, 9(2), 484–496. http://dx.doi.org/10.33394/jk.v9i2.7745
  14. Jayatissa, K. (2023). Generation Z – A new lifeline: A systematic literature review. Sri Lanka Journal of Social Sciences and Humanities, 3(2), 179–186. http://dx.doi.org/10.4038/sljssh.v3i2.110
  15. Linke, K. (2011). Generation Facebook? A History of Social Networks. В материалах: Global Business Management Research Conference, Fulda, Germany. Университет прикладных наук Фульда, Германия, 1–10. https://www.researchgate.net/publication/270281872_generation_facebook_-_the_history_of_social_networks (дата обращения: 15 авг. 2024).
  16. Mertala, P., López-Pernas, S., Vartiainen, H., Saqr, M., & Tedre, M. (2023). Digital natives in the scientific literature: A topic modeling approach. Computers in Human Behavior, 152(2). https://doi.org/10.1016/j.chb.2023.108076
  17. Prensky, M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon, 9(5–6), 1–6. http://dx.doi.org/10.1108/10748120110424816
  18. Wallis, C. (2006). The multitasking generation. Time South Pacific, 167(13), 48–55. https://www.semanticscholar.org/paper/The-multitasking-generation.-Wallis/a7d22eefb05f7084dacb7991f6eb8cded839ac3b (дата обращения: 15 авг. 2024).
  19. White, D. S., & Cornu, A. L. (2011). Visitors and Residents: A new typology for online engagement. First Monday, 16(9). https://doi.org/10.5210/fm.v16i9.3171
  20. Żarczyńska-Dobiesz, A., & Chomątowska, B. (2014). Pokolenie «Z» na rynku pracy – wyzwania dla zarządzania zasobami ludzkimi. Prace Naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego we Wrocławiu, 350, 405–415. http://dx.doi.org/10.15611/pn.2014.350.36

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».