Терминологическая дискуссия в современной психологии по феномену «цифровое поколение Z»
- Авторы: Рыжкова М.И.1, Рычкова Л.С.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 542-561
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/301050
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-780
- EDN: https://elibrary.ru/ZUFDOO
- ID: 301050
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В середине XX века широкое распространение информационно-технологической революции привело к появлению многочисленных исследований, посвященных изучению возникшего феномена «цифрового поколения». В научной литературе обнаружено множество вариаций, которые дают разнообразные дефиниции и различным образом именуют субъектов, проживающих в описываемый период времени. Различия взглядов в определении и дефинициях данного поколения среди зарубежных и отечественных ученых, свидетельствуют о неоднозначности понимания и сложности этого явления.
Цель – исследовать понятийное поле феномена «цифровое поколение» и выделить ключевые характеристики, присущие поколению.
Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования применяются сравнительно-сопоставительный анализ, синтез и обобщение научных трудов по проблеме исследования.
Результаты. Анализ специальной литературы позволил осуществить авторскую интерпретацию имеющихся терминов и выделить шесть групп терминов с ключевыми характеристиками «цифрового поколения Z»: «Имеющие онлайн-идентичность»; «Технологически продвинутые»; «Поколение неограниченного доступа к информации»; «Мотивированные на частое переключение фокуса внимания»; «Постоянно подключенные к Сети»; «Домоседы». Способность преподавателей высшей школы знать и понимать особенности студентов поколения Z становится определенным ключом к достижению эффективного обучения.
Об авторах
Мария Игоревна Рыжкова
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: mariryzhk@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-0352-7211
SPIN-код: 3310-4823
аспирант, ассистент кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования
Россия, просп. Ленина, 76, г. Челябинск, 454080, Российская ФедерацияЛидия Сергеевна Рычкова
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»
Email: rychkovaly@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7280-0723
SPIN-код: 3284-0250
доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, психологической диагностики и консультирования
Россия, просп. Ленина, 76, г. Челябинск, 454080, Российская ФедерацияСписок литературы
- Дутко, Ю. А. (2020). Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования. Проблемы современного образования, 4, 28–37. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-4-28-37
- Левада, Ю. А. (2001). Поколения XX века: возможности исследования. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (5), 7–14.
- Мирошкина, М. Р. (Ред.) (2015). Методики исследования базовых характеристик участников современного образовательного процесса: научно-методическое пособие. Москва: ФГБНУ ИИДСВ РАО. 95 с.
- Попов, Н. П. (2018). Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (4), 309–323. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.15
- Скоблик, О. Н. (2019). Теория поколений как инструмент анализа процессов развития и формирования личности. Проблемы современного педагогического образования, (63-1), 472–474.
- Смирнов, Р. Г. (2019). Операционализация феномена «поколение онлайн». Цифровая социология, 2(4), 31–38. http://dx.doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-31-38
- Цымбаленко, С. Б., Шариков, А., Жилавская, И., Майорова-Щеглова, С., & Макеев, П. (2013). Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: Результаты социологических исследований и программирования. Москва: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова. 108 с.
- Шайхисламов, Р. Б. (Ред.) (2021). Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения: коллективная монография. Уфа: РИЦ БашГУ. 228 с. https://doi.org/10.14258/genz.2021
- Шестакова, И. (2017). Живые свидетели эры До-интернета. Общество. Среда. Развитие, (1), 47–51.
- Cochrane, R. (2021). A Case Study Examining Japanese University Students' Digital Literacy and Perceptions of Digital Tools for Academic English Language Learning (PhD dissertation). Lancaster. 186 p. Получено с https://www.researchgate.net/profile/Robert-Cochrane-3
- Dolot, A. (2018). The characteristic of Generation Z. e-mentor, 2(74), 44–50. http://dx.doi.org/10.15219/em74.1351
- Fuentes, G. (2014). Pedagogy with and Against the Flow: Generational Shifts, Social Media, and the Gen Z Brain. В сборнике: 102nd ACSA Annual Meeting Proceedings, Globalizing Architecture: Flows and Disruptions (с. 669–677). https://www.acsaarch.org/proceedings/Annual Meeting Proceedings/ACSA.AM.102/ACSA.AM.102.76.pdf (дата обращения: 15 авг. 2024).
- Hendrastomo, G., & Januarti, N. (2023). The characteristics of Generation Z students and implications for future learning methods. Jurnal Kependidikan: Jurnal Hasil Penelitian dan Kajian Kepustakaan di Bidang Pendidikan, Pengajaran dan Pembelajaran, 9(2), 484–496. http://dx.doi.org/10.33394/jk.v9i2.7745
- Jayatissa, K. (2023). Generation Z – A new lifeline: A systematic literature review. Sri Lanka Journal of Social Sciences and Humanities, 3(2), 179–186. http://dx.doi.org/10.4038/sljssh.v3i2.110
- Linke, K. (2011). Generation Facebook? A History of Social Networks. В материалах: Global Business Management Research Conference, Fulda, Germany. Университет прикладных наук Фульда, Германия, 1–10. https://www.researchgate.net/publication/270281872_generation_facebook_-_the_history_of_social_networks (дата обращения: 15 авг. 2024).
- Mertala, P., López-Pernas, S., Vartiainen, H., Saqr, M., & Tedre, M. (2023). Digital natives in the scientific literature: A topic modeling approach. Computers in Human Behavior, 152(2). https://doi.org/10.1016/j.chb.2023.108076
- Prensky, M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon, 9(5–6), 1–6. http://dx.doi.org/10.1108/10748120110424816
- Wallis, C. (2006). The multitasking generation. Time South Pacific, 167(13), 48–55. https://www.semanticscholar.org/paper/The-multitasking-generation.-Wallis/a7d22eefb05f7084dacb7991f6eb8cded839ac3b (дата обращения: 15 авг. 2024).
- White, D. S., & Cornu, A. L. (2011). Visitors and Residents: A new typology for online engagement. First Monday, 16(9). https://doi.org/10.5210/fm.v16i9.3171
- Żarczyńska-Dobiesz, A., & Chomątowska, B. (2014). Pokolenie «Z» na rynku pracy – wyzwania dla zarządzania zasobami ludzkimi. Prace Naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego we Wrocławiu, 350, 405–415. http://dx.doi.org/10.15611/pn.2014.350.36
Дополнительные файлы
