Гибридные модели обучения в высшей школе: особенности и преимущества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Пандемия COVID-19 показала, что одним из эффективных способов обеспечения доступности образования, сохранения социального взаимодействия и вовлеченности обучающихся, несмотря на географическую разобщенность, является гибридное обучение. Обзор российской и зарубежной литературы выявил распространенную ошибку его отождествления со смешанным обучением, что обусловило необходимость тщательного изучения вопроса. Проведенное исследование позволило установить, что гибридному обучению присущ ряд проблем, в числе которых личная несовместимость с форматом обучения, технические трудности, уровень цифровой, информационной, методической и психологической подготовленности как преподавателей, так и обучающихся. Практическая значимость исследования состоит в содействии решению педагогической проблемы разработки эффективных сценариев обучения за счет формирования правильного подхода к определению сущности гибридного обучения.

Цель. Целью статьи является анализ особенностей, проблем и преимуществ применения гибридных моделей обучения в высшей школе.

Материалы и методы. В ходе исследования с помощью методов сравнительного анализа и синтеза авторами выделены ключевые аспекты категории «гибридное обучение», сформулирована ее собственная трактовка. Рассмотрены наиболее распространенные в вузах модели гибридного обучения. Особое внимание в рамках исследования авторами уделено преимуществам и трудностям перехода к гибридным моделям обучения: посредством методов научного обобщения, дедукции и декомпозиции раскрыты как общие аспекты, характерные для всех форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий, так и свойственные только гибридному формату.

Результаты. Установлено, что его эффективность определяется, прежде всего, двумя группами ограничивающих факторов: технической оснащенностью учебного процесса и готовностью преподавателей к значительной трансформации сценария обучения и повышению трудоемкости ведения занятий в связи с необходимостью особой подготовки и одновременной работы с очной и дистанционной аудиториями.

Об авторах

Елена Юрьевна Кузнецова

Покровский филиал Московского педагогического государственного университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: elenatgus@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-4627-352X
SPIN-код: 6076-8870

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления, экономики и права

Россия, пр. Спортивный, 2, г. Покров, 601120, Российская Федерация

Ольга Владимировна Кораблева

Поволжский государственный университет сервиса

Email: ol_kora@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-3237-2519
SPIN-код: 2271-4380

кандидат социологических наук, доцент, доцент Высшей школы туризма и социальных технологий

Россия, ул. Гагарина, 4, г. Тольятти, 445017, Российская Федерация

Список литературы

  1. Аймалетдинов, Р. Т., Львова, С. В., Пустовойтенко, М. В., Семеняченко, Ю. А., & Фортунатов, А. А. (2022). Особенности обучения студентов с использованием гибридных аудиторий. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», (61), 58–73. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2022.61.3.06
  2. Ананин, Д. П., & Стрикун, Н. Г. (2022). Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн. Преподаватель XXI век, (4), 60–74. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-4-60-74
  3. Бекишева, Т. Г. (2020). Эффективность применения гибридной и смешанной форм обучения иностранному языку в вузе. В сборнике: Язык. Общество. Образование: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические аспекты современного инженерного образования» (с. 207–210). Томск: Изд-во ТПУ. Получено с https://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/64113/1/conference_tpu-2020-C85_V1_p207-210.pdf (дата обращения: 19.10.2024).
  4. Белоновская, И. Д., Кирьякова, А. В., Горяйнова, Т. А., & Дробот, М. А. (2021). Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении студентов. Образование и саморазвитие, 16(3), 127–144. https://doi.org/10.26907/esd.16.3.12
  5. Гибридное обучение: как подружить онлайн с офлайн? (2021). EduTech, (45), 10. Получено с https://sberuniversity.ru/upload/iblock/d9a/Edu_Tech_45_web.pdf (дата обращения: 19.10.2024).
  6. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 419-ст). Получено с https://rosgosts.ru/file/gost/35/240/gost_r_52653-2006.pdf (дата обращения: 17.12.2024).
  7. Заславская, М. И. (2021). О некоторых особенностях гибридной модели обучения в период пандемии на примере вузов Армении. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, (74), 38–44. https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.80.38.006
  8. Круг, Э. А. (2022). Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе. Калининградский вестник образования, (14), 3–12. Получено с https://koirojournal.ru/realises/g2022/05jul2022/kvo101/ (дата обращения: 19.10.2024).
  9. Крюкова, А. (2024). Что такое гибридное обучение – мода или новая реальность? Получено с https://trueconf.ru/blog/reviews/hybrid-education.html (дата обращения: 19.10.2024).
  10. Мхеидзе, Л. Р., Асриева, Е. Н., & Семенова, Э. Х. (2021). Гибридное (смешанное) обучение персонала в современных организациях: содержание, предпосылки, модели. Мир науки. Социология, филология, культурология, 12(4). Получено с https://sfk-mn.ru/PDF/58SCSK421.pdf (дата обращения: 18.10.2024).
  11. Нагаева, И. А., & Кузнецов, И. А. (2022). Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса. Отечественная и зарубежная педагогика, 1(3), 126–139. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-84-126-139
  12. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2020 № ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций». Получено с https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74844651/ (дата обращения: 17.12.2024).
  13. Ресенчук, А. А., & Тунёва, Н. В. (2021). Использование гибридного обучения в многонациональных группах студентов вуза. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 5(3), 212–220. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-3-212-220
  14. Рудинский, И. Д., & Давыдов, А. В. (2021). Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения. Вестник науки и образования Северо-Запада России, 7(1), 1–9.
  15. Современная методология преподавания: подходы к разработке и опыт гибридного обучения. XXV ежегодные Пашкусовские чтения. Получено с https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_12_13_cil_seminar/202205_pashkus_gibridnoe_obuchenie_v_universitetah_mira1.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
  16. Тыныбекова, Ч. А. (2021). Гибридный формат обучения студентов деловому английскому языку для неязыковых специальностей. Международный журнал экспериментального образования, (5), 10–14. https://doi.org/10.17513/mjeo.12053
  17. Улендеева, Н. И. (2023). Возможности гибридного обучения для организации взаимодействия участников образовательного процесса. В сборнике: Право, история, педагогика и современность: сборник статей IV Международной научно-практической конференции (с. 292–295). Пенза: Изд-во ПГАУ.
  18. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.11.2024).
  19. Чуркина, Н. И. (2022). Условия реализации гибридного обучения: первые практики российского образования. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters), (8), ART 3098. Получено с http://emissia.org/offline/2022/3098.htm (дата обращения: 19.10.2024).
  20. Arnab, S. (2020). Game science in hybrid learning spaces. UK: Routledge Taylor & Francis Group. 244 p. https://doi.org/10.4324/9781315295053
  21. Huang, K. L. (2010). Planning and implementation framework for a hybrid e-learning model: The context of a part-time LIS. Journal of Librarianship and Information Science, 42(1), 48. https://doi.org/10.1177/0961000609351367
  22. Qi, L., & Tian, A. (2011). Design and application of hybrid learning platform based on Joomla. In M. Zhou & H. Tan (Eds.), Advances in computer science and education applications (Vol. 202, pp. 549–556). Springer, Berlin, Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-642-22456-0_79
  23. Sun, T. (2020, May 16). How to create effective learning for students online. University World News. Получено с https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200515072512826 (дата обращения: 19.10.2024).
  24. Sweetman, D. (2021). Making virtual learning engaging and interactive. FASEB bioAdvances, 3(1), 11–19. https://doi.org/10.1096/fba.2020-00084

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».