Гибридные модели обучения в высшей школе: особенности и преимущества
- Авторы: Кузнецова Е.Ю.1, Кораблева О.В.2
-
Учреждения:
- Покровский филиал Московского педагогического государственного университета
- Поволжский государственный университет сервиса
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 133-153
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/300960
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-767
- EDN: https://elibrary.ru/TGBSPD
- ID: 300960
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Пандемия COVID-19 показала, что одним из эффективных способов обеспечения доступности образования, сохранения социального взаимодействия и вовлеченности обучающихся, несмотря на географическую разобщенность, является гибридное обучение. Обзор российской и зарубежной литературы выявил распространенную ошибку его отождествления со смешанным обучением, что обусловило необходимость тщательного изучения вопроса. Проведенное исследование позволило установить, что гибридному обучению присущ ряд проблем, в числе которых личная несовместимость с форматом обучения, технические трудности, уровень цифровой, информационной, методической и психологической подготовленности как преподавателей, так и обучающихся. Практическая значимость исследования состоит в содействии решению педагогической проблемы разработки эффективных сценариев обучения за счет формирования правильного подхода к определению сущности гибридного обучения.
Цель. Целью статьи является анализ особенностей, проблем и преимуществ применения гибридных моделей обучения в высшей школе.
Материалы и методы. В ходе исследования с помощью методов сравнительного анализа и синтеза авторами выделены ключевые аспекты категории «гибридное обучение», сформулирована ее собственная трактовка. Рассмотрены наиболее распространенные в вузах модели гибридного обучения. Особое внимание в рамках исследования авторами уделено преимуществам и трудностям перехода к гибридным моделям обучения: посредством методов научного обобщения, дедукции и декомпозиции раскрыты как общие аспекты, характерные для всех форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий, так и свойственные только гибридному формату.
Результаты. Установлено, что его эффективность определяется, прежде всего, двумя группами ограничивающих факторов: технической оснащенностью учебного процесса и готовностью преподавателей к значительной трансформации сценария обучения и повышению трудоемкости ведения занятий в связи с необходимостью особой подготовки и одновременной работы с очной и дистанционной аудиториями.
Об авторах
Елена Юрьевна Кузнецова
Покровский филиал Московского педагогического государственного университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: elenatgus@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-4627-352X
SPIN-код: 6076-8870
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления, экономики и права
Россия, пр. Спортивный, 2, г. Покров, 601120, Российская ФедерацияОльга Владимировна Кораблева
Поволжский государственный университет сервиса
Email: ol_kora@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-3237-2519
SPIN-код: 2271-4380
кандидат социологических наук, доцент, доцент Высшей школы туризма и социальных технологий
Россия, ул. Гагарина, 4, г. Тольятти, 445017, Российская ФедерацияСписок литературы
- Аймалетдинов, Р. Т., Львова, С. В., Пустовойтенко, М. В., Семеняченко, Ю. А., & Фортунатов, А. А. (2022). Особенности обучения студентов с использованием гибридных аудиторий. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», (61), 58–73. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2022.61.3.06
- Ананин, Д. П., & Стрикун, Н. Г. (2022). Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн. Преподаватель XXI век, (4), 60–74. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-4-60-74
- Бекишева, Т. Г. (2020). Эффективность применения гибридной и смешанной форм обучения иностранному языку в вузе. В сборнике: Язык. Общество. Образование: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Лингвистические и культурологические аспекты современного инженерного образования» (с. 207–210). Томск: Изд-во ТПУ. Получено с https://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/64113/1/conference_tpu-2020-C85_V1_p207-210.pdf (дата обращения: 19.10.2024).
- Белоновская, И. Д., Кирьякова, А. В., Горяйнова, Т. А., & Дробот, М. А. (2021). Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении студентов. Образование и саморазвитие, 16(3), 127–144. https://doi.org/10.26907/esd.16.3.12
- Гибридное обучение: как подружить онлайн с офлайн? (2021). EduTech, (45), 10. Получено с https://sberuniversity.ru/upload/iblock/d9a/Edu_Tech_45_web.pdf (дата обращения: 19.10.2024).
- ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 419-ст). Получено с https://rosgosts.ru/file/gost/35/240/gost_r_52653-2006.pdf (дата обращения: 17.12.2024).
- Заславская, М. И. (2021). О некоторых особенностях гибридной модели обучения в период пандемии на примере вузов Армении. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, (74), 38–44. https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.80.38.006
- Круг, Э. А. (2022). Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе. Калининградский вестник образования, (14), 3–12. Получено с https://koirojournal.ru/realises/g2022/05jul2022/kvo101/ (дата обращения: 19.10.2024).
- Крюкова, А. (2024). Что такое гибридное обучение – мода или новая реальность? Получено с https://trueconf.ru/blog/reviews/hybrid-education.html (дата обращения: 19.10.2024).
- Мхеидзе, Л. Р., Асриева, Е. Н., & Семенова, Э. Х. (2021). Гибридное (смешанное) обучение персонала в современных организациях: содержание, предпосылки, модели. Мир науки. Социология, филология, культурология, 12(4). Получено с https://sfk-mn.ru/PDF/58SCSK421.pdf (дата обращения: 18.10.2024).
- Нагаева, И. А., & Кузнецов, И. А. (2022). Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса. Отечественная и зарубежная педагогика, 1(3), 126–139. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-84-126-139
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2020 № ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций». Получено с https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74844651/ (дата обращения: 17.12.2024).
- Ресенчук, А. А., & Тунёва, Н. В. (2021). Использование гибридного обучения в многонациональных группах студентов вуза. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 5(3), 212–220. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-3-212-220
- Рудинский, И. Д., & Давыдов, А. В. (2021). Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения. Вестник науки и образования Северо-Запада России, 7(1), 1–9.
- Современная методология преподавания: подходы к разработке и опыт гибридного обучения. XXV ежегодные Пашкусовские чтения. Получено с https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_12_13_cil_seminar/202205_pashkus_gibridnoe_obuchenie_v_universitetah_mira1.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
- Тыныбекова, Ч. А. (2021). Гибридный формат обучения студентов деловому английскому языку для неязыковых специальностей. Международный журнал экспериментального образования, (5), 10–14. https://doi.org/10.17513/mjeo.12053
- Улендеева, Н. И. (2023). Возможности гибридного обучения для организации взаимодействия участников образовательного процесса. В сборнике: Право, история, педагогика и современность: сборник статей IV Международной научно-практической конференции (с. 292–295). Пенза: Изд-во ПГАУ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.11.2024).
- Чуркина, Н. И. (2022). Условия реализации гибридного обучения: первые практики российского образования. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters), (8), ART 3098. Получено с http://emissia.org/offline/2022/3098.htm (дата обращения: 19.10.2024).
- Arnab, S. (2020). Game science in hybrid learning spaces. UK: Routledge Taylor & Francis Group. 244 p. https://doi.org/10.4324/9781315295053
- Huang, K. L. (2010). Planning and implementation framework for a hybrid e-learning model: The context of a part-time LIS. Journal of Librarianship and Information Science, 42(1), 48. https://doi.org/10.1177/0961000609351367
- Qi, L., & Tian, A. (2011). Design and application of hybrid learning platform based on Joomla. In M. Zhou & H. Tan (Eds.), Advances in computer science and education applications (Vol. 202, pp. 549–556). Springer, Berlin, Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-642-22456-0_79
- Sun, T. (2020, May 16). How to create effective learning for students online. University World News. Получено с https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200515072512826 (дата обращения: 19.10.2024).
- Sweetman, D. (2021). Making virtual learning engaging and interactive. FASEB bioAdvances, 3(1), 11–19. https://doi.org/10.1096/fba.2020-00084
Дополнительные файлы
