Дуальная форма обучения как проблема педагогического исследования
- Авторы: Фоминых С.О.1
-
Учреждения:
- Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 26-54
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/300954
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-672
- EDN: https://elibrary.ru/DAOVPL
- ID: 300954
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Данная статья посвящена исследованию педагогических аспектов проблемы дуальной формы обучения. В современном мире интенсивного внедрения высоких технологий во все сферы человеческой жизни резко возрастает потребность в формировании системы подготовки высококвалифицированных специалистов, которые удовлетворяют возросшим требованиям работодателей. Как вариант решения данной проблемы в системе профессионального образования реализуется дуальная форма обучения. Такая форма предоставляет возможность предприятиям и организациям активно участвовать в процессе подготовки кадров «под себя» и дает уникальную возможность обучающимся интегрировать учебу с реальным опытом работы. Это не только позволяет приобретать теоретические знания, но и развивать непосредственные навыки, необходимые для успешной карьеры в динамично развивающемся мире.
Материалы и методы. В основу исследования положены различные методы анализа, включая контент-анализ и традиционные методы, позволившие рассмотреть особенности дуальной формы обучения и выявить ее зависимость от эффективного партнерства между работодателями и образовательными учреждениями.
Результаты исследования. Данное исследование позволяет выделить существенные преимущества и явные недостатки дуальной формы обучения.
К преимуществам можно отнести:
- Студенты имеют возможность применять теоретические знания на практике, что способствует лучшему усвоению материала.
- Выпускники получают опыт работы, что делает их более привлекательными для работодателей.
- Студенты, проходя практику на предприятиях, могут быть трудоустроены по окончании обучения, что сокращает уровень безработицы.
- Образовательные организации могут оперативно адаптировать программы обучения в зависимости от изменений в потребностях рынка.
- Такая форма обучения способствует улучшению качества образования и повышению уровня квалификации рабочей силы.
К явным недостаткам данной формы обучения можно отнести:
- Не все образовательные учреждения и предприятия готовы к взаимодействию. Возможны задержки в предоставлении учебных материалов со стороны образовательных учреждений предприятиям.
- Студенты могут сталкиваться с высокой нагрузкой, так как совмещают учебу и работу.
- Некоторые предприятия могут фокусироваться на практических навыках и не уделять должного внимания теории, что может привет к пробелам в знаниях.
- Разные предприятия могут предоставлять разные условия и уровень практического обучения, что создает разницу в качестве подготовки студентов. Обновление материально-технической базы для качественного прохождения практики на базе предприятия требует определенных финансовых затрат.
Дуальная форма обучения является эффективным подходом в подготовке квалифицированных специалистов, но требует внимательного планирования и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Обсуждение и заключение. Дуальная форма обучения является эффективным способом подготовки кадров, который позволяет студентам получить не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной карьеры. Научная новизна заключается в максимальной эффективности этой формы для современного обучения, для которого необходимо тесное сотрудничество между образовательными учреждениями и предприятиями.
Об авторах
Светлана Олеговна Фоминых
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Автор, ответственный за переписку.
Email: ermakovaso@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-8679-8687
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и физики
Россия, ул. К. Маркса, 38, г. Чебоксары, 428000, Российская ФедерацияСписок литературы
- Яковлевские чтения (2022). Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 04 апреля 2022 года. Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт». 332 с.
- Безносюк, А. А. (2020). Дуальная форма обучения: реалии сегодняшнего дня и будущего. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, (2), 22–34.
- Белоконь, О. В., & Коровина, О. Ю. (2020). Особенности международного и отечественного опыта дуального обучения. II Международные педагогические и гуманитарные научные чтения, (Шадринск), 257–262.
- Берсенева, С. А., Проскурина, Л. И., Белов, А. Н., Репш, Н. В., & Коляда, А. С. (2021). Трансформация практического обучения в дуальное обучение в свете актуализации нормативно-правовой базы в области образования (теоретический аспект). Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, (6), 44–51.
- Гумбрис, О. В. (2020). Дуальное обучение как форма подготовки специалистов. Образование. Карьера. Общество, (1), 27–28.
- Калдыкозова, С. Е., Темирбекова, К. А., Жанабаева, К. М., Ыбырайым, А. О., & Джунисова, А. А. (2022). К вопросу внедрения дуального обучения. Наука и мир, (2), 63–65.
- Канайчева, О. В. (2020). Использование элементов дуальной формы обучения в учебном процессе. В сборнике: Внедрение передового опыта и практическое применение результатов инновационных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 20 мая 2020 года (с. 197–199). Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна».
- Луан, Т., Юй, Я., & Шматко, А. Д. (2022). Направления развития профессионального образования в условиях цифровой трансформации. Экономика и предпринимательство, (11), 269–273. https://doi.org/10.34925/EIP.2022.148.11.051
- Матвиенко, Ю. В. (2021). Система подготовки квалифицированных кадров в условиях дуального обучения. Педагогическая наука и практика, (1), 105–108.
- Митюн, М. А. (2020). Дуальная система обучения как современная форма подготовки профессиональных кадров. В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 22 июня 2020 года (с. 39–41). Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс».
- Норова, З. Ш., & Норов, Х. Ш. (2020). Дуальное обучение — залог эффективной реализации интеграции образования, науки и производства. Academy, (1), 48–49.
- Рядинская, И. А. (2020). Дуальная система обучения как способ подготовки квалифицированных кадров и трудоустройства молодежи. Педагогическая наука и практика, (1), 100–102.
- Савоськина, Л. П. (2020). Разработка эффективной модели дуального обучения в условиях инновационного развития. Среднее профессиональное образование, (9), 42–45.
- Селезнева, З. Н. (2022). Дуальное обучение как основа практико-ориентированной модели профессионального образования. В сборнике: Образование: качество и инновации: Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции, Хабаровск, 15–16 марта 2022 года (с. 24–29). Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
- Тюрина, Г. А. (2021). Подготовка квалифицированных рабочих в условиях дуального обучения. В сборнике: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 26-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20–21 апреля 2021 года (том 2, с. 362). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет.
- Федорова, А. Н., & Иванов, В. Н. (2021). Место дуальной формы обучения в профессиональной подготовке педагогических кадров. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, (2), 225–231. https://doi.org/10.37972/chgpu.2021.111.2.027
- Флек, М. Б., & Угнич, Е. А. (2022). Развитие форм взаимодействия предприятия с вузом в рамках дуальной модели образования: опыт и перспективы. Перспективы науки и образования, (4), 671–691. https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.39
- Челей, Т. М., & Денисенко, М. В. (2021). Дуальное обучение в профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование, (4), 53–56.
- Чичкина, Т. С. (2021). Дуальная форма обучения как современное направление трансформации форм образования. В сборнике: Актуальные проблемы права, экономики и управления: сборник студенческих работ в 2-х частях, Саратов, 25 марта 2021 года (с. 438–442). Саратов: Саратовский источник.
- Шорохова, Е. В. (2023). Дуальное обучение как форма профессиональной ориентации обучающихся СПО. В сборнике: Управление качеством среднего профессионального образования: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11 мая 2023 года (с. 145–152). Екатеринбург: Институт развития образования Свердловской области.
- Aitenova, E. A., Smanova, A. A., & Ibraimova, L. (2018). Development of the Dual Form of Professional Education of Germany. International Scientific and Practical Conference World Science, 7(6), 7–10. https://doi.org/10.31435/rsglobal_ws/12062018/5872
- Zhyvotova, S. (2022). The Essence of the Dual Form of Education in Modern Conditions. Dnipro Academy of Continuing Education Herald. Series: Public Management and Administration, 1(1), 55–59. https://doi.org/10.54891/2786-6998-2022-1-9
- Портал образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы. Получено с https://pobg.mcrpo.ru
Дополнительные файлы
