Sociological monitoring of interethnic and interfaith relations in the cities of the south of the Tyumen region

Abstract

The Tyumen region plays an important strategic role among Russian regions, remaining a leading domestic oil and gas producer for six decades. The complex nature of Russia’s current foreign policy situation poses new challenges for society, authorities, and residents of the country in various spheres of life, in particular, in the field of ethno-confessional development and interaction. To assess the impact of ongoing activities, it is necessary to systematically conduct sociological research taking into account the main provisions of the national policy of the state. An example of such research is the monitoring of interethnic and interfaith relations, carried out since 2013 in Russian regions, including the cities of the south of the Tyumen region. Questionnaire surveys conducted by scientists from the Tyumen Industrial University among residents of two provincial cities (Yalutorovsk, Zavodoukovsk) revealed the positive dynamics of the interethnic and interfaith situation in the region. According to the survey results, the number of residents who positively assess the relationships that develop between people of different nationalities and religions increased during the study period by 1–4% and amounted to 90–95%. For comparison, countrywide, three-quarters of Russians give such assessment. 93.3–94.0% of residents of these cities indicated the absence of hostility towards them on the basis of nationality and religion; over five years their number increased by 3.2–5.3%.

In the course of the research, it is concluded that in the provincial cities of the south of the Tyumen region, a stable interethnic and interfaith situation has developed, which determines a positive direction in the areas under study. The goodwill of the existing relationships is not influenced by the nationality and religion of the respondents.

Full Text

Тюменская область является российским регионом, в котором гармонично проживают представители различных национальностей и вероисповеданий. При этом и в социально-экономической сфере он входит в тройку ведущих среди остальных российских субъектов. Эти и другие преимущества делают область привлекательной для трудовых мигрантов, в первую очередь из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и др. Последнее обстоятельство может выступить фактором социальной напряженности между людьми многочисленных национальностей, проживающих и прибывающих в регион. В условиях международных санкций, проводимой СВО вопросы борьбы за рабочие места, за участие в распределении финансовых потоков и др. уходят на второй план, но воп­росы личной безопасности и утраты культурной самобытности представителей различных национальностей актуализируются с каждым годом. Для обеспечения гармоничного развития представителей различных национальностей и вероисповеданий, предупреждения конфликтов Комитет по делам национальностей Администрации Тюменской области с 2013 г. осуществляет социологический мониторинг ситуации в указанных сферах.

На юге Тюменской области мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений проводят ученые Тюменского индустриального университета под руководством автора данной статьи в рамках договоров на проведение научно-исследовательских работ между университетом и Муниципальным автономным учреждением культуры «Арт-Вояж» (МАУК «Арт-Вояж»), Автономным учреждением дополнительного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития детей и молодежи» (АУ ДО «ЦРД и М»).

Отметим, что в южной части области расположены 5 городов, 26 муниципальных районов. В целях нашего исследования мы будем анализировать данные, полученные в двух провинциальных городах: Ялуторовск (численность населения около 40 тыс. чел.) и Заводоуковск (27 тыс. чел.). Первое упоминание о Ялуторовске встречается в 1659 г., статус города присвоен в 1782 г. Заводоуковск более молодой город, впервые о нем упоминается в 1729 г., а статус города он получил в 1960 г. В Ялуторовске в 1829–1856 гг. отбывали ссылку, находясь на поселении, декабристы М. Муравьев-Апостол, Е. Оболенский, И. Пущин, В. Тизенгаузен и др. Один факт, который вызовет интерес читателей: в 1935 г. И. Озолин нашел в доме М. Муравьёва-Апостола, написанное и спрятанное в бутылку в 1849 г. письмо потомкам. Много лет спустя, И. Озолин, став директором первого в Советском Союзе музея, посвящённого декабристам, сам написал письмо потомкам. Данное письмо замуровано в стене музея и ждет своих читателей в 2027 г. (с нетерпением ожидаем эту дату и планируем присутствовать на этом историческом мероприятии)1. О названии Заводоуковска существует две версии: первая связана с созданием «завода на реке Ук». Согласно второй, в Сибири была распространена традиция создания специальных поселений («заводов») для отдыха каторжан, направляемых в ссылку.

Методика исследования

Объектом мониторинговых опросов стали жители, достигшие возраста 18 лет (и старше), проживающие в Ялуторовске и Заводоуковске. Важным условием отбора респондентов выступал фактор гражданства: на момент анкетирования они должны были иметь официальную регистрацию в указанных городах. Предметом мониторинга явилась ситуация в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений.

В исследовании, как было указано выше, применялся анкетный опрос. На каждом его этапе опрашивались 500 респондентов. Отметим, что объем выборочной совокупности формировался квотным способом, квотируемыми факторами для нас выступали пол и возраст населения обследуемых городов (табл. 1).

 

Таблица 1

Возрастная структура выборочной совокупности по годам, %

Возраст

Город / этап

Заводоуковск

Ялуторовск

2019

2023

2019

2023

до 20 лет

12

11

4

5

21–30 лет

22

20

20

17

31–40 лет

20

19

19

21

41–50 лет

18

16

21

21

51–60 лет

18

19

18

17

61 и старше

10

15

18

19

 

Задачи, ключевые показатели и индикаторы, вошедшие в анкету для массового опроса городского населения, представлены далее (табл. 2). Анкета включала четыре основных блока. Помимо двух задач, представленных в следующей таблице, изучалось социальное самочувствие городского населения, в том числе протестный потенциал горожан.

 

Таблица 2

Ключевые показатели и индикаторы

Задача

Показатель

Индикатор

Оценка межнациональной ситуации

Межнацио-нальная
ситуация

Национальная идентификация

Оценка межнациональных отношений

Симпатии и антипатии к людям различных
национальностей

Оценка межконфес-сиональной
ситуации

Межконфес-сиональная
ситуация

Религиозная самоидентификация

Оценка межрелигиозных отношений

Симпатии и антипатии к людям различных
вероисповеданий

 

Охарактеризуем национальную принадлежность участников опроса: большинство респондентов в исследуемых городах – русские, вторыми представлены в Ялуторовске татары и далее представители других национальностей (украинцы, армяне, азербайджанцы). Отметим, что в Заводоуковске численность татар вдвое меньше, чем в Ялуторовске, но немцев проживает больше в два раза (табл. 3). Выборочная совокупность соответствует сложившейся структуре населения исследуемых городов.

 

Таблица 3

Распределение респондентов по национальности и языку, который они назвали родным в 2021 г., %

Национальность

Город

Ялуторовск

Заводоуковск

Русский/русская

77

78

Татарин/татарка

8

4

Украинец/украинка

2

2

Немец/немка

2

4

Армянин/армянка

3

2

Азербайджанец/азербайджанка

2

3

Другая

6

7

 

Обсуждение и результаты исследования

В ходе мониторинговых исследований участники оценивали ситуацию, сложившуюся между людьми различных национальностей, проживающих в Тюменской области в целом. Большинство респондентов (90,9%) – жителей Ялуторовска – в 2019 г. оценили ситуацию как совершенно или относительно спокойную (табл. 4). Только 4,1 % опрошенных признались, что ощущается некоторое напряжение в отношениях между людьми различных национальностей, а 5% затруднились ответить на указанный вопрос. Спустя четыре года, в 2023 г., количество позитивных ответов среди ялуторовчан увеличилось на 4,1%, соответственно уменьшилось число тех, кто ощущал некоторое напряжение, и затруднившихся ответить (в 2,5 раза). Среди жителей Заводоуковска результаты за указанный период, если сложить ответы «спокойная» и «совершенно спокойная», практически не изменились (число позитивных оценок горожан ситуации в межнациональных отношениях составило здесь в совокупности 89,1% в 2019 г. и 89,9% в 2023 г.; негативных – 6,3% и 6,6% соответственно). В то же время метод включенного наблюдения сформировал у автора статьи устойчивое представление о том, что социальные настроения жителей Заводоуковского городского округа зависят от происходящих изменений. Так, в ходе опроса летом 2023 г. мы выявили настороженность и раздраженность некоторых жителей, в частности работников аптек, торговых центров, пункта выдачи товаров, пекарни, которые наотрез отказались взаимодействовать с интервью­ерами, ссылаясь на большое количество работы или отсутствие свободного времени. От интервью отказывались как женщины, так и мужчины в возрасте от 30 до 50 лет.

 

Таблица 4

Динамика оценки межнациональной ситуации в Тюменской области, %

Оценка ситуации

Жители

Заводоуковск

Ялуторовск

2019

2023

2019

2023

Напряженная

0

0

0

0

Некоторое напряжение

6,5

6,5

4

3

Спокойная

47

34

45,5

45

Совершенно спокойная

42

56

45,5

50

Затрудняюсь ответить

4,5

3,5

5

2

 

Несмотря на указанную ситуацию, в целом между представителями различных национальностей, проживающих в анализируемых городах, за последние пять лет укрепились сложившиеся ранее стабильные, спокойные, доброжелательные и гармоничные взаимоотношения. Исследования автора, проведенные в сельских поселениях, расположенных вблизи указанных городов, показывают еще более позитивную направленность этих отношений: большинство жителей сельских поселений считают отношения между представителями различных национальностей совершенно спокойными (Хайруллина, Воробьев, 2010). В областном центре и в крупных городах Тюменской области данный показатель ниже: только две трети жителей оценивают межнациональную ситуацию как стабильную, совершенно спокойную. Исследования российских и региональных ученых подтверждают данный вывод. Например, анкетные опросы, проведенные в 2015–2022 гг. в Алтайском крае под руководством С.Г. Максимовой, выявили наличие конфликтов на национальной почве. Причем в городах края они происходили чаще, чем в сельских поселениях, и в форме хулиганских действий (драки, нападения, физическое насилие) (Максимова и др., 2022). В свою очередь, в Республике Хакасия исследования, проведенные И.Н. Трошкиной, также, как и в осуществленных нами опросах, зафиксировали позитивную направленность в межнациональных отношениях среди городских жителей. Если в 1996 г. нормальными их назвали почти три четверти жителей республиканских городов, то в 2021 г. – 89,5% (Трошкина, 2022).

При изучении отношений, складывающихся в российских регионах между представителями различных национальностей, исследователям важно понять, чувствуют ли респонденты враждебность к себе со стороны инонационального населения, а также ощущают ли они негативные чувства к представителям инонационального населения (Конев, Ковров, 2021; Шаруха, Гуденкова, 2020). Как показали результаты опросов, проведенных в г. Ялуторовск и г. Заводоуковск, большинство их участников никогда не испытывали агрессию и неприязнь со стороны людей других национальностей (табл. 5). Только от 2% до 3,3% опрошенных признались, что им доводилось испытывать враждебное отношение представителей иных этнических групп. Из данных приведенной ниже таблицы (табл. 5) также видим, что наблюдаются позитивные изменения в ответах на данный вопрос. Причем вариант «никогда или практически никогда» не испытывал / не испытывала враждебность к себе от людей иных национальностей чаще отмечали ялуторовчане (в 2023 г. 93,0% и 91,5% соответственно). Позитивным моментом за анализируемый период стало и снижение числа респондентов, которые затрудняются с ответом.

Практически аналогично ответили опрашиваемые на вопрос, испытывали ли они сами чувство враждебности или неприязни к людям других национальностей. Отметим, что позитивное отношение к ним значительно превышает негативное в течении всего периода мониторинговых исследований, проводимых автором в городах и муниципальных районах юга Тюменской области (начиная с 2013 г.).

 

Таблица 5

Динамика ответов о враждебных чувствах по отношению к себе и в отношении инонационального населения, %

Вариант ответа

Чувство враждебности к себе
со стороны инонационального населения

Заводоуковск

Ялуторовск

2019

2023

2019

2023

Довольно часто

0

0

0

0

Редко

3,2

3,3

3

2

Никогда/
практически никогда

84,2

91,5

86

93

Затрудняюсь ответить

12,6

5,2

13

5

Вариант ответа

Чувство враждебности
к инонациональному населению

Заводоуковск

Ялуторовск

2019

2023

2019

2023

Довольно часто

0

0

1

0

Редко

3,2

3,3

6,9

6

Никогда/
практически никогда

84,2

91,5

89,1

92

Затрудняюсь ответить

12,6

5,2

3

2

 

В начале 1990-х гг. исследования российских ученых зафиксировали рост интереса к религии, увеличение уровня религиозности населения страны, а в следующее десятилетие – усиление религиозной идентичности на мировоззренческом уровне. В ситуации актуализации этноконфессиональной проблематики особую значимость приобретают вопросы межконфессионального взаимодействия.

Исторически самым распространенным вероисповеданием в России является православие. Не является исключением и тюменский регион: православие лидирует среди всех других. О принадлежности к православию в 2019 г. заявили 61,7% и в 2023 г. 68,4 % жителей Заводоуковска. Среди жителей Ялуторовска такой выбор сделали 61,7% и 68,0% респондентов соответственно. Ислам – вторая по численности вероисповедная традиция в Тюменской области. Число приверженцев ислама составило от 4,0% до 10,0 % респондентов (табл. 6). Около десятой доли жителей не считают себя верующими. Фактор религиозной принадлежности мы измеряли через индикатор: считают ли себя верующими или нет участники опроса.

 

Таблица 6

Динамика религиозной принадлежности респондентов, %

Вероисповедание

Заводоуковск

Ялуторовск

2019

2023

2019

2023

Я не верующий (ая)

12,2

10,4

13

11

В Бога верю, но никакую религию не исповедую

11,4

8,8

11

10

Ислам

4

4,6

8,3

10

Православие

68,4

72,8

64,7

68

Католичество

4

4

2

2

 

Из данных, представленных в таблице, видно, что в 2023 г. 81,4% жителей Заводоуковска и 80% ялуторовчан самоопределились в качестве верующих. Для сравнения, в 2011 г. 84,4% татар и 83,7% русских, проживающих в городах Республики Татарстан, назвали себя верующими. Это данные этносоциологических исследований, полученных при участии Р.Н. Мусиной (Мусина, 2015). По материалам исследований у русских и у татар наблюдается рост уровня религиозного сознания, конфессиональной идентичности и солидарности.

Многолетние исследования автора позволяют выявить динамику численности религиозного населения юга Тюменской области. Так, в первой половине 2010 г. было проведено анкетирование среди татарского населения, проживающего в городах Тюмень, Тобольск, Ялуторовск и некоторых районах юга области (n=721). В 2010 г. мы зафиксировали среди татар уровень религиозности 61%. Этот показатель выше среднего российского показателя на 8%. Согласно данным всесоюзного опроса, проведенного в 2007 г. сотрудниками ИСПИ РАН, средний уровень религиозности россиян составил 53% (Россия: центр и регионы, 2009). В ходе исследования был сформулирован вывод о размытости социально-демографического портрета религиозных и нерелигиозных татар юга области (Татары…, 2010). Городское население Алтайского края, по данным С.Г. Максимовой, О.Е. Ноянзиной, Д.А. Омельченко, проявляет большую веротерпимость, чем этническую толерантность (Максимова и др., 2022). Данный вывод подтверждается и нашими исследованиями, проведенными в сельских поселениях области: вопросы веры, проявления религиозности для сельчан не являются основаниями для межконфессиональной нетерпимости и разногласий.

Ситуацию, складывающуюся между людьми различных вероисповеданий, проживающих в Тюменской области, большинство жителей исследуемых городов оценили как относительно и совершенно спокойную. При этом за анализируемый период выявлена позитивная динамика в ответах респондентов. Только 1–1,9% участников опроса назвали ее напряженной. Некоторое напряжение в отношениях между людьми различных вероисповеданий ощущают менее десятой доли опрошенных (табл. 7).

 

Таблица 7

Динамика межконфессиональной ситуации в Тюменской области, %

Оценка ситуации

Жители

Заводоуковск

Ялуторовск

2019

2023

2019

2023

В высшей степени напряженная

0

0

0

0

Напряженная

1,9

1

1,9

1

Некоторое напряжение

9,4

7,9

8

7

Относительно спокойная

47

45

45,8

52

Совершенно спокойная

41,7

47,1

43,2

40

 

Закономерно, что в ходе опросов выявлены позитивные оценки в ответах городского населения. Практически никто не признался, что испытывал по отношению к себе враждебность со стороны людей других вероисповеданий и испытывал религиозную нетерпимость к людям иных вероисповеданий (табл. 8). Из представленных данных видно, что только 2–4,2% изучаемого городского населения чувствовали к себе неприязнь со стороны представителей иных вероисповеданий. В целом нами был отмечен рост позитивных тенденций в данном направлении. Так жители г. Ялуторовска, отвечая на данный вопрос, выбирали вариант «никогда или практически никогда» не испытывал / не испытывала к себе враждебных чувств со стороны представителей иных вероисповеданий в 2023 г. несколько чаще, чем в 2019 г. (94% против 90,8% соответственно). Аналогичные ответы получены и на вопрос, испытывали ли сами респонденты чувство неприязни к людям других вероисповеданий. Мониторинговые исследования, проводимые нами более десяти лет в городах и населенных пунктах юга области, позволяют сформулировать вывод о позитивной направленности отношений, складывающихся между людьми не только различных национальностей, но и вероисповеданий.

 

Таблица 8

Динамика ответов о враждебных чувствах по отношению к себе и в отношении людей иных вероисповеданий, %

Вариант ответа

Враждебные чувства
к себе от людей иных вероисповеданий

Заводоуковск

Ялуторовск

2019

2023

2019

2023

Довольно часто

0

0

1

0

Редко

3

3,3

4,2

2

Никогда/
практически никогда

88

93,3

90,8

94

Затрудняюсь ответить

4,2

3,4

4

4

Вариант ответа

Враждебные чувства
к людям иных вероисповеданий

Заводоуковск

Ялуторовск

2019

2023

2019

2023

Довольно часто

0

0

1

0

Редко

6,7

3,3

5

3

Никогда/практически никогда

89

93,3

90,1

94

Затрудняюсь ответить

4,3

3,4

3,9

3

 

В ходе опросов, проведенных в 2023 г., никто не признался, что у них возникали негативные чувства к людям иных вероисповеданий очень часто. При этом эти чувства возникали редко среди 3,0–3,3% жителей исследуемых городов. Как видим из данных, представленных в таблице (табл. 8), большинство респондентов исследованных городов не испытывают негативные чувства к людям иных вероисповеданий.

Таким образом, на протяжении анализируемого периода в г. Заводоуковск и г. Ялуторовск мы зафиксировали доброжелательные отношения между людьми различных вероисповеданий, стабильную межконфессиональную ситуацию.

* * *

Многообразие национального состава населения Тюменской области в целом, а также провинциальных городов юга области в частности, исторический опыт взаимодействия представителей различных национальностей и вероисповеданий, проживающих на территории региона, определяют позитивную направленность в развитии межнациональных и межконфессиональных отношений.

×

About the authors

Nursafa G. Khairullina

Tyumen Industrial University

Author for correspondence.
Email: nursafa@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7290-3290

Doctor Sc. (Sociology), Professor of the Department of Marketing and Municipal Management

Russian Federation, 38 Volodarskiy St., Tyumen 625000

References

  1. Khairullina N.G., Vorob'ev E.M. (2014) Interethnic relations in the Tyumen Кegion: dynamics and trends. Tyumen: TyumGNGU Publ. (In Russ.)
  2. Konev Yu.M., Kovrov V.F. (2021) Interethnic relations: assessments of provincial youth students. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika [Proceedings of higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics]. No. 4: 114–129. (In Russ.)
  3. Maksimova S.G., Noyanzina O.E., Omel'chenko D.A. (2022) Interreligious and interethnic relations in the border region of Russia: institutional conditions and intercultural dialogue. In: V.K. Levashov, N.G. Khairullina (eds.). Intercultural and interreligious dialogue in Russian region. Tyumen: Tyumen Industrial University Publ. URL: https://cloud.tyuiu.ru/index.php/s/rRhMe4c5Pxri5qi (accessed: 15.03.2024) (In Russ.)
  4. Musina R.N. (2015) Features of the ethno-confessional situation in post-Soviet Tatarstan. In: V.K. Levashov, N.G. Khairullina (eds.). Russia – Tyumen: vectors of Eurasian development. Tyumen: TyumGNGU Publ.: 154–160. (In Russ.)
  5. Russia: center and regions. (2009) Vol. 21. Moscow: Serebryanye niti Publ. (In Russ.)
  6. Sharukha A.V., Gudenkova O.I. (2020) Social and legal foundations for regulating interethnic relations: results of empirical research in the Tyumen region. Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal [Eurasian Law Journal]. No. 12 (151): 465–466. (In Russ.)
  7. Tatars of the Tyumen region: history and modernity (2010) N.G. Sattarova, R.Kh. Nasyrova (eds.). Tyumen: Vektor Publ. (In Russ.)
  8. Troshkina I.N., Tuguzhekova V.N. (2022) Dialogue of cultures in the context of interethnic communication in the Republic of Khakassia. In: Intercultural and interreligious dialogue in the Russian regions. V.K. Levashov, N.G. Khairullina (eds.). Tyumen: Tyumen Industrial University Publ. URL:https://cloud.tyuiu.ru/index.php/s/rRhMe4c5Pxri5qi (accessed: 15.03.2024). (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Хайруллина Н.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».